свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

№ 5Январь 2002 года

О ПЕЧАТИ АНТИХРИСТА (М.Ф.НИКОНОВ. В СОКРАЩЕНИИ)

   Велие есть безумие, еже оставити глаголы готовы и глаголати своя.Св. Петр Дамаскин. «Книга об антихристе...», стр. 250

   Свидетельствую бо азъ всякому слышащему слова пророчества книги сея, аще кто приложит на них, наложит Бог на него язв, написанных в книзе сей. Аще кто отъимет словес сущих пророчествия в книзе сей, отъимет Бог часть его от книги животныя, и от града святаго, яже написана в книзе сей.Откр. 22, 18-19

   ЧТО ЖЕ ЕСТЬ ПЕЧАТЬ ЕГО?

   Н этот вопрос дается исчерпывающий ответ в книге еп. Арсения Уральского «Об антихристе и о прочих действах иже при нем быти хотящих»: «...при антихристе поклонившиеся ему аки богови начертани будут его знамением, во изъявление к нему присочетания, и от Христа отпадения, и вечного осуждения.

   А яко чувственно таковое пятно будет, Св. Писание со удобством открывает, и всякому имущему ум есть явлено. Ибо и от времени являет, и от места показует, и от видотворения его тако быти явственно открывает.

   1.1. От времени убо сице являет, яко будет в кратком времени урочном, в последних триех летех и пол, в самое то своеобразное пришествие и самосущественное царствование антихристово. Ныне же тому времени, и самому тому антиХристу не пришедшу (якоже выше в книзе сей показася, подобно и ниже изъявится), то яве есть, яко и печати его быти невозможно.

   1.2. От места же сице показует, яко оное дано будет не на иное кое место, но на чело или десную руку.

   1.3. А от видотворения сице открывает, яко вид того начертания таков хощет быти, рекше имети будет: или образ, или имя, или число имени антихристова 666.

   1.4. Тако убо сказует быти св. Иоанн тайновидец, глаголя: «И даст им начертание на десней руце их, или на челах их, да никто же возможет ни купити ни продати, токмо кто имать начертание на челе своем, или имя зверино, или число имени его» (Апок. Гл.13). Св. же Андрей архиепископ Кесарии Каппадокийския, апокалипсической тайны сказатель и благоискусный изъяснитель, толкуя вышереченные Иоанном святым словеса о начертании антихристове, никакого иносказательного мысленного толкования не полагает: но то же самое существословие буквально изъясняет и спроста паки начертание именует, еже быти на челе или деснице прямо толкует. Образ же и имя зверино и число имени непреносно разумевает...»

   Н этом можно было бы остановиться в определении печати антихриста и не тратить время на опровержение доклада, но, чтобы не укоренялось «своемысленное мнение», необходимо обратить внимание на установленные причины ошибочного толкования современных «любопрителей».

   ПРЕЖНИЕ ОШИБКИ

   Н протяжении всех веков христианства неоднократно предпринимались попытки определить сроки конца света, видеть антихриста в лице очередного гонителя-мучителя, а также усматривать печать антихриста в том или ином знаке или документе. Об этом в книге об антихристе: «Мнят же они быти печать антихристову в знамении креста триперстное сложение, сиречь щепоть, подобно и литеросложное благословение. И инако мнят быти печать антихристову крест двочастный или четвероконечный. И еще мнят быти печать антихристову нечестие, ереси и отступление от православия: и еще печатию антихристовою разумеют быти церковное крещение и миропомазание, и прочие тайны: инии же печать антихристову мнят быти герб российского царя, иже есть во образе орла двуглаваго, друзии же паки называют печать антихристову пашпорты или билеты, инии же монету царскую медную, серебряную и золотую, и ассигнации, или просто рещи деньги, которыми мир видимый исправляется в потребах своих. Но обаче таковое их разумение, пачеже своеумышленное мнение не истинно есть, вся бо сия не суть печати антихристовы, якоже показуют нижеписанные доказательства...» (стр. 220)

   Пи рассмотрении вопроса о причастности герба российского к печати антихриста подводится такой итог: «...каков бы ни был герб государев, никогоже повредити во спасении не может. Вредит же когождо свое беззакноние, и свое не обузданного ума вышемерное не справедливое мудрование, егоже святии отцы не предаша...» (стр.229)

   ОШИБКИ ДОКЛАДА. ОЧЕРЕДНОЕ ЗАБЛУЖДЕНИЕ.

   3.1. В надписании заголовка доклада: «Об отношении православной (старообрядческой) церкви к электронным документам...» докладчик превысил свои полномочия. В крайнем случае можно было бы говорить о мнении группы людей, а не от лица Церкви.

   3.2. Будучи старообрядцем, докладчик в основу своего доказательства о тождестве ИНН и электронных документов с печатью антихриста взял не древне-православный текст Апокалипсиса и его святоотеческое толкование, а синодальный перевод и использовал высказывания на эту тему представителей других конфессий, что и предопределило последовавшее заблуждение.

   3.3. Вот как выглядит в докладе рассматриваемый текст 13-й гл. Откровения: «И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое, число его шестьсот шестьдесят шесть». (Откровение св. Иоанна Богослова, гл.13 ст. 16 – 18).

   3.4. А так в старых книгах: «И сотворит вся малыя и великия, богатыя и убогия, свободныя и работныя да даст им начертание на десней руце их, или на челах их. да никто же возможет ни купити ни продати, токмо кто их имать начертание или имя звери, или число имени его. Зде мудрость есть, иже имать ум, да почтет число зверино, число бо человеческо есть, и число его 666».

   3.5. Основной причиной нынешнего заблуждения относительно печати явилось неправильное истолкование слов «начертание» и «черта». Увидев появившийся штрих-код, современники были заворожены открытием, что это-то и есть предсказанное начертание, потому что в корне слова – черта (линия).

   Рньше смысл слов «начертание» и «черта» был другим, что подтверждается следующими примерами.

   3.5.2. По Церковно-славянскому словарю Дьяченко значение слова «начертание»: «Образ, имеющий во всем совершенное сходство с первообразным; личность, лицо; печать, клеймо; черта, знак, отпечаток; образец, пример: «Трисветлая начертаньми Единице» – трисветлая по Ипостасным свойствам Единица (воскр. служба, окт. гл.6, троп. кан.)».

   Зачение слова «черта»: «Если о времени речь, значит самую малую часть минуты. (Кан. Анг. Хранит.) Иногда значит малую букву (Мф. 5, 13)».

   3.5.3. «Известно нося начертание, иже прежде век тя израстившаго, земных за милосердие, ныне немощию обложися» (канон Сретению, песнь 6-я, стих 2-й).

    «Ни единого часа, ни единыя черты, и тех мнее (меньше), оставих тя, благодателя моего и хранителя...» (канон Ангелу Хранителю, песнь 5-я, слава).

   3.5.4. В книге об антихристе слово «начертание» упоминается многократно. При этом усматривается применение его в двух значениях: то оно является существительным – «образ зверя, еже есть начертание...» (стр. 267), то как действие – «...поклонившиеся ему яки богови начертани будут его знамением...» (стр. 265).

   3.5.5. В самом же Откровении, кроме 13-й главы, термин «начертание» упоминается еще четыре раза (14, 9–10; 14, 11; 15, 2; 16, 2), в которых видны те же два значения.

   Ве это говорит о том, что в смысле линии слова «черта» и «начертание» по отношению к печати антихриста не применялись.

   ОПАСНОСТЬ ПОЛЬЗОВАНИЯ КНИГАМИ, ПРОШЕДШИМИ «ИСПРАВЛЕНИЯ» НИКОНИАНАМИ.

   Икаженному пониманию слова «начертание» в приведенном тексте (3.3) послужило еще наличие запятой после слов «...кто имеет это начертание,...», которой нет в древнем тексте (3.4).

   Н зная применяемого ранее значения термина «начертание», да еще с запятой после него, даже чисто визуально возникает желание сравнить его со штрих-кодом.

   Вт какой пример о значении знака препинания приведен Мельниковым Ф.Е. в «Краткой истории Церкви» на стр. 33.

   «Укажем хотя один пример «исправления» никонианами даже самого Евангелия. Еще преподобный Максим Грек и преп. Дионисий, архимандрит Троице-Сергиевской Лавры, указывали в свое время, что в некоторых рукописях неправильно читается следующий текст пятой главы Евангелия Иоанна: «И власть даст Ему (Отец Небесный Сыну., прим. авт.) и суд творити, яко Сын Человечь есть». В такой расстановке знаков препинания читал этот текст Павел Самосатский, еретик третьего века, о чем свидетельствует св. Иоанн Златоустый и блаж. Феодорит Болгарский. Никоновские справщики так именно и напечатали это место, как читал его названный еретик. По указанию же преп. Максима Грека в греческом подлиннике Евангелия после слов «суд творити» стоит точка. Следующие слова: «Яко Сын Человечь есть, не дивитеся сему», – начинаются как самостоятельное предложение. Так этот текст и читается в патриарших, дониконовских, книгах».

   Н и для большего впечатления еще один пример искажения уже пророчества Даниила о последнем времени.

   Встаропечатных Библиях, где говорится о колоссе на глиняных ногах, у пр. Даниила гл.2 стих 42 написано: «...и персты ножнии, часть железна, часть же глиняна, часть некая царства будет крепка, и от себе само будет сокрушено». Толкование дано в книге об антихристе стр. 100.

   ВБиблии синодального издания на славянском языке 1794 г., Москва: «...и персты ножнии... часть же некая глиняна, часть некая царства крепка, и от него будет сокрушена». Смысл концовки уже другой. Позднейшие справщики пошли дальше.

   ВБиблии Толковой издания 1911-1913 гг., Санкт-Петербург: «...и как персты ног были частью из железа, а частью из глины, так и царство будет частью крепкое, частью хрупкое». (И все!)

   ВБиблиях издания 1956 и 1990 гг. Московской патриархии на русском языке также нет уже той части пророчества, что последнее четвертое царство само себя сокрушит. После же того, как наступит безвластие, придет антихрист. А этот момент Толковая Библия не освещает. В книге же об антихристе еп. Арсения Уральского в главе 7-й «О знамениях являющих антихристово пришествие» среди двенадцати знамений, упомянутое выше стоит первым (стр. 97).

   О ЧИСЛЕ 666.

   5.1. В докладе число 666 только в цифровом виде употреблено 21 раз. А при этом утверждается, что это число заключает в себе отречение от Христа (стр. 4) и далее:

   . «Недопустимо принятие любого документа с числом 666» (стр. 13).

   · «Напомним, что знак 666 – это не просто число, это имя антихриста».

   В-первых, 666 – это не имя, а число имени.

   В-вторых, под это число подходит много имен, а какое будет антихристово – неизвестно. И это число приобретет силу, когда объявится антихрист и имя его будет известно.

   5.2. В 16-й главе книги об антихристе приводится толкование на стих Откровения о числе 666: «Истое число имени его, якоже и прочая писания о нем, время явит, и искушение тогда бодрствующим. Аще бо была бы потреба яве разумети каково имя, иже бы узрел его, открыл бы: но не изволи Божественная благодать во святых книгах написану быти пагубному имени» (стр. 218)

   Зачит, написанное во святых книгах число имени его еще не пагуба. Это Божественная благодать изволяет.

   5.3. Вот что пишется по этому вопросу в Толковой Библии: «...нет никакого основания обращать исключительное внимание только на число, а не число и имя. Нужно, отождествляя имя зверя и число имени, относить их к антихристу, как его личное имя. Во всяком случае, то истинное имя антихриста, которое дает сумму 666, вместе с другими признаками будет принадлежать его исторической личности, как она изображена по пророчеству св. ап. Иоанна, ап. Павла и пророка Даниила. Иоанн не назвал этого имени теперь, но не потому, что хотел через то создать загадку, но потому, что знание этого имени теперь и не нужно, ибо бесполезно. Оно будет нужно и полезно только лишь в последнее время, когда появится тот человек, который и будет носить это имя... Личное имя антихриста намеренно скрыто, по воле Божией с особенными премудрыми целями, и только будущие времена откроют имя этого чрезвычайного противника Исуса Христа и св. Церкви. В исполнении желания узнать имя антихриста нужно начинать не с его имени, но с других его признаков, указанных в Свящ. Писании, и имя антихриста, дающее число 666, нужно придать только тому (антихристу) лицу, к которому будут приложимы все другие признаки» (Толк. Библ. Откр. гл. 13, 18. стр. 573).

   КОРОТКО О НЕКОТОРЫХ ДРУГИХ ОШИБКАХ И ОПЕЧАТКАХ ДОКЛАДА.

   6.1. В разделе «Имя» приведенные слова блаж. Феодорита «...явится демон, похититель Божия имени» не имеют отношения к имени человека (стр. 7). Это о том, что антихрист будет называть себя христом и богом.

   6.2. Только «велиим безумием» (говоря словами Петра Дамаскина) можно объяснить формулирование заголовка «ИНН содержит все признаки печати», а затем убеждение читателя, что «налицо все эти элементы (признаки):

   · начертание (штрих-код);

   · число 666;

   · «ни купить – ни продать». Остается только одно – перенести на тело».

   Опервых двух «признаках» объяснено выше. А как может перенестись на тело «элемент» «ни продать – ни купить» – пусть докладчик разъяснит дополнительно.

   6.2.1. Формулировка: «Обращает на себя внимание то, что в «Откровении» св. ап. И. Богослова нет указания на разные документы» – звучит как упрек. Ни в одном творении св. Отец не встречается таких мыслей. Наоборот, доказывается, что в Св. Писании сказано все необходимое.

   6.2.2. Введено необоснованное понятие: «ИНН – первый этап внедрения печати антихриста». Ни о каких «этапах» в творениях св. Отец нет даже намека.

   6.2.3. В разделе «Микросхема» (стр. 16) она названа как «последний этап» внедрения антихристовой печати на тело, и что «человек может этого даже не заметить».

   Нзамеченной эта «процедура» быть не может, так как добровольное поклонение – непременное условие для перехода в служители зверю – сатане – антихристу.

   Всвятоотеческом сборнике старообрядческого еп. Антония Пермского и Тобольского приведена формула отречения: «Отрицаюся, глаголя печати Творца небеси и земли, отрицаюся крещения, отрицаюся службы моея и тебе прилагаюся и верую». Ссылка на св. Ипполита, стр. 109.

   Рсписанная же в докладе техника вживления микросхемы пока может рассматриваться на уровне гипотезы, предположения.

   6.3. В разделе «Контроль (управление разумом)» утверждается, что в штрих-кодах всех трех электронных документов содержится вся информация о человеке. Во-первых, ИНН к электронным документам не относится. Во-вторых, в штрих-код закладывается не вся информация о человеке.

   6.4. Раздел «Илия пророк». Во-первых, во всей церковной литературе и, в первую очередь, в Откровении (гл. 11, 3, 6, 10) Илия и Енох – оба названы пророками.

   В-вторых, почти все утверждения этого раздела доклада не соответствуют мнению св. Отец, как-то: «...т. е. они будут ходить по земле до явного пришествия антихриста в мир». Определенно говорится, что и пророки, и лжепророк придут немного раньше антихриста, но что первую половину седмицы пророки и антихрист свою деятельность будут проявлять одновременно, вплоть до мученической смерти пророков («Книга об антихристе...», стр.142 и 147).

   Ктому же не надо забывать и о третьем проповеднике – Иоанне Богослове.

   6.5. Раздел «Бдите». Сделана ссылка не на то место Евангелия. Слова: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас» написаны Мф. 24, 4, а не Мф. 13, 5.

   Ее ниже приведена не та ссылка — Откр. 20, 7. Текста, напечатанного в докладе, в Откровении нет.

   Ее ниже. Приведен стих 1 Ин., 4, 1, к которому в конце добавлены слова: «...прельщающе и прельщаеми», но их в послании нет.

   Зодно надо упомянуть о неправильной ссылке на стр. 3 пункт 3.3: вместо 13-й главы Откровения указана 3-я.

   6.6. Раздел «Не узнают начало». Со ссылкой на 2-е Петрово послание гл. 2, 10 в тексте приведены слова якобы ап. Павла.

   6.7. По поводу листка о «Книге Зиновия мниха».

   6.7.1. К тексту листка замечаний много, в том числе одно важнейшее. Крупным шрифтом выделено: «НЕ БЕЗ ВЕДЫ ПРОЙДУТ».

   В-первых, не ВЕДЫ, а БЕДЫ, а во-вторых, в книге, ему приписываемой, написано: «без беды пройдут». Смысл противоположный.

   6.7.2. В «Книге об антихристе...» гл. 16, раздел 3 написано, что Зиновий мних ничего об антихристе и печати его не писал, что ему ложно приписывают эту тему «и сему верить не подобает».

   ВЫВОДЫ.

   7.1. В вопросе о печати антихриста христианин должен руководствоваться Св. Писанием и учением св. Отец. Этой теме наиболее удовлетворяет книга «Об антихристе и о прочих действах, иже при нем быти хотящих» (выходные данные: Яссы, 1888 г.). На самом деле отпечатана в Н.–Новгороде в подпольной типографии. Автор еп. Арсений Уральский – см. «Краткая история Церкви» Мельникова Ф. Е., стр. 493.

   Сарообрядцы не имеют права на ошибку, что неизбежно, если оглядываться на то, как ведет себя остальной мир. Слишком много пролито крови и отдано жизней за Истину.

   Н надо забывать, что в свое время будет: «И даны быша ему уста глаголюща велика и хульна. И дана бысть ему область творити месяц четыредесять два, и отверзе уста своя в хуление к Богу, хулити имя Его, и селение Его, и живущая на небеси. И дано бысть ему брань творити со святыми, и победить я» (Откр. 13, 6 – 7).

   7.2. Распространение числа 666 в финансовых и других сферах деятельности людей можно считать предупреждением христиан о наступлении сатаны.

   7.3. Мнение о тождестве ИНН и электронных документов с печатью антихриста не поддерживать, как противоречащее святоотеческому учению, а именно:

   — печать будет даваться при антихристе в последние 3,5 года существования мира;

   — будет ставиться поклонившимся антихристу, отрекшимся от Христа;

   — будет ставиться на лоб или правую руку;

   — печать будет трех видов: образ зверя (антихриста); имя его; число имени его, т. е. с появлением его самого в мире;

   — для поддержания верных и обличения антихриста Господь по милосердию Своему пошлет пророков Илию, Еноха и Иоанна Богослова.

   7.4. Распространяемое неправое мнение о тождестве ИНН и электронных документов сравнимо с сознательной провокацией, развернутой против верующих сатанинскими силами с целью деморализовать христиан, заставить отказаться от строительства храмов, молитвы, рождения детей; вынудить людей «убояться страха, идеже не бе страха». Потому что положительная деятельность христиан мешает воцарению антихрсита.

   7.5. Заблуждение отдельных христиан по упомянутым вопросам объясняется их недостаточной осведомленностью в святоотеческом учении.

   ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

   8.1. Переиздать и распространить книгу «Об антихристе».

   8.2. Рекомендовать ее изучение в воскресных школах.

   8.3. Рекомендовать христианам руководствоваться высказываниями св. Отец о последнем времени:

   — «В последнее время ни к чему иному да прибегают христиане, но только к прочтению Священного Писания, если на иное что взирати будут, соблазнятся и погибнут» (Книга «О вере»);

   — «Несть рече спастися никомуже, аще не часто прочитывает человек Слово Божие» (св. И. Златоуст);

   — «Всяк не пребываяй во учении Писания далече от Бога есть» (он же);

   — «Велика беда и пропасть глубока Писания неведение» (св. Епифаний);

   — «Блажен муж... но в законе Господни воля его, и в законе Его поучится день и нощь...» (пс.Давыдов 1-й).

   В страхе Божием свое понимание изложил головщик Старообрядческой Церкви М. Ф. НИКОНОВ.



назад


Яндекс.Метрика