свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

№ 4Июль 2001 года

АНДРЕЙ ЕЗЕРОВ: О НАШИХ НЕДОСТАТКАХ . НЕМОЩЬ СОВРЕМЕННОГО СТАРООБРЯДЧЕСТВА (В СОКРАЩЕНИИ)

   Сгодняшний день Московской митрополии – не самый лучший в ея некогда славной истории. Иногда кажется, что великие Московские святители, преп. Сергий Радонежский, Димитрий Прилуцкий, Анна Кашинская, Иосиф Волоцкий, Александр Свирский, Зосима и Саватий, Аввакум, соловецкие и проч. новомученики, преп. Иов Льговский, Дионисий Керженский, архиепископ Антоний и суздальские епископы-исповедники, Ф. Мельников и другие им подобные – есть не более, чем тени прошлого. Еще торжественно, величаво, сосредоточенно и даже по-своему роскошно совершаются праздничные богослужения на Рогожке, в огромном и величественном Покровском соборе. Но все меньше с каждым годом число прихожан. Все больше бритых, в том числе нижегородских, старообрядцев. Все меньше потомков старообрядцев в обширном Русском Поволжье молится по-отечески – по старому и все более враждебно "коренные", "врожденные" старообрядцы относятся к "пришлым", "неофитам" из атеистическо-никонианских семей или даже – к своим неожиданно и "некстати" воцерковившимся внукам. Все больше и больше процветает клановость. И все меньше ответственности за судьбы своей страны и народа, старой веры, бедных, униженных и оскорбленных. Нам не интересно сравнивать старообрядцев с никонианами или сектантами, и положительные, сильные и светлые стороны современного старообрядчества известны Богу: скромность Старой веры и нелюбовь к саморекламе не позволят нам сказать обо всем этом. Не хочется увлекаться и обличениями, пусть даже людей, достойных обличений. Гораздо интересней и полезней исследовать хотя бы некоторые причины нынешнего немощного состояния старообрядчества.

   Вжнейшей причиной этой немощи (чтобы не сказать упадка) является отказ от великих задач, которые призвана решать Святая Церковь Христова "на земли воинствующая". Разумеется, среди простых людей, чтущих и поющих на крылосе, просто молящихся в церкви, достаточно много людей искренней, истовой и истинной веры Древлеправославной, но, отнюдь, не о них сейчас идет речь, а о неких общих тенденциях, коих эти прекрасные (во многом, безусловно, лучше меня) люди, увы, как правило, не замечают и не сознают.

   ...Смысл человеческой жизнедеятельности заключен в согласии с Промыслом, в содействии Самому Господу. Это соответствие промыслительной и всеблагой воле Божией, а точнее – содействие и называется СИНЕРГИЕЙ. Смысл существования Церкви – в промысле Божием о человечестве, призванном наследовать свою часть в Царствии Божием. ОБРАЗОМ Царствия Божия на земле была Ромейская, Византийская империя – тысячелетнее земное царство, если и не Христа Спаса, то уж во всяком случае торжествующего христианства, а значит, и Самого Христа,так как христианство без Христа решительно НЕВОЗМОЖНО. Это была величественная и дерзновенная попытка через образ Царствия прорваться из профанированной действительности к исключительной, высшей реальности Небесного вечного Царства. Попытка, предпринятая земной воинствующей церковью. Не нам судить, была ли она достаточно (или недостаточно) удачна. Далее, если не считать интересного и довольно положительного опыта Сербской православной державы Неманичей, был Третий Рим - Московское Царство, Святая Русь. Святая Русь начиналась с преобразований св. Андрея Боголюбского и Владимирской Руси, со святых великих князей Александра Невского и Михаила Тверского, но именно Москва смогла вполне перенять, дополнить и продолжить византийский опыт. Именно Московское царство вписало великолепные страницы в книгу Жизни, в историю Святой Руси. Если старообрядцы являются не только невольными (по причине рождения), но и сознательными идейными и живыми наследниками Святой Руси Древлеправославной, то не только они живут Богом и в чаянии Царствия Божия, но и "Царствие Божие внутрь вас есте". К сожалению, в нас не заметны следы Того Царствия. Многие же прямо заявляют, что их идеал – не Третий Рим и Святая Русь, а сытый Запад. В этом случае даже самые древние и прекрасные церковные установления, обряды и обычаи не имеют смысла. В лучшем случае это есть конфессиональная этнография, в худшем – церковная археология, и в самом худом – парад экспонатов, дурной спектакль на религиозных подмостках Нового мирового порядка. СМЫСЛ весь в том и состоит, чтобы ТВОРИТЬ дело Отеческое, дело благочестивых предков наших: насельников, строителей и защитников Святой Руси. В меру своих немощей и слабостей, несмотря на тьмы грехов и ошибок, даже временных отступлений, мы ПРИЗВАНЫ ради Христа следовать по ЕГО, земного Царствия и воинствующей Церкви, ПУТИ, дабы достичь Небесного, Вышняго. А если люди используют при молитве "почему-то" и подручник (что само по себе хорошо), но ничего не хотят знать о том, что, где и когда, то, боюсь что, увы, они НИКОГДА этого не узнают. Я не предвосхищаю Суд, а констатирую факты. Старообрядчество, переставшее быть образом, быть последованием и продолжением Святой Руси, перестает быть Древлеправославием, Старообрядчеством, чем бы то ни было, а становится бессмысленной, безобразной и грешной пародией на то, что нам дорого и свято, что вдохновлено Всевышним. ...Одним из самых существенных недостатков нынешнего старообрядчества можно считать и недостаток грамотности, знаний.

   Кзалось бы, недалеко еще то время, когда старообрядческие начетчики удивляли публику и поражали синодальных миссионеров глубиной и обширностью познаний церковных и, нередко, неожиданной осведомленностью сих начетчиков во многих гражданских областях знаний. А ныне – не так. Больше того, современные молодые старообрядцы, о чем свидетельствует и мой личный преподавательский опыт, имеют, в лучшем случае, равнодушие, а в худшем – отвращение ко многим церковным понятиям и знаниям. В этом они ничем не отличаются от прочих тинэйджеров. А ведь были времена, когда старообрядческие села отличались от иных окрестных всеобщей грамотностью. Увы.

   Уменя почти нет никаких достижений: ни духовных, ни земных, материальных, временных. Есть немало людей, которые меня почему-то еще уважают, но нет ни одного, на которого я бы смог вполне положиться, кому бы мог полностью довериться. Почти не осталось и надежды на спасение. Ничего. Маргинал, паупер, бродяга, клошар. Но я не чувствую одиночества, не так уж часто меня тревожит тоска, мне чуждо отчаяние. Почему? Да потому, что я не принадлежу (внутренне, душевно) к затхлой европейской цивилизации, а принадлежу к цивилизации Христа, традиции Древлеправославия, цивилизации Святой Руси.



назад


Яндекс.Метрика