свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

№ 2Апрель 2001 года

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

   Пбликуя исследование Б.П. Кутузова, редакция не ставит целью лишний раз укорить сторонников Никоновых новин. Можно не соглашаться с мнением автора о глубинных причинах церковной реформы, степени вины зачинщиков и исполнителей ее, но необходимо признать, что работа Кутузова авторитетно и однозначно раскрывает пагубность реформирования церкви и порчи богослужебных книг.

   Уижением и проклятием древнерусских православных чинов и текстов реформаторы нанесли великий духовный вред самим себе, ибо несправедливые проклятия падают на главу самого проклинателя. Этот грех тяготеет над новообрядческой церковью почти три столетия. В начале 18 века господствующая церковь превратилась в государственное учреждение и церковная жизнь стала подчиняться мирским законам. Упразднение патриаршества, отмена соборов, подчинение духовенства государственным чиновникам на всех уровнях - от Синода до провинциальной консистории, церковная проповедь, подчиненная государственным целям, исповедь, поставленная на службу раскрытия государственных преступлений, закрытие и реформирование множества монастырей – вот наказание Божие за отступление от Святой старины, за мучения и казни невинных страдальцев. Начался процесс обмирщения церкви: вместо икон появились портреты, вместо богослужебного пения – музыкальные произведения на церковные темы.

   Втаком болезненном состоянии синодальная церковь находилась почти 200 лет, до тех пор, пока лучшие представители ее не дошли до понимания правильности древнего богослужебного чина и вредности никоновых реформ. Когда в начале 20-го века утихли гонения на старообрядческую церковь, Господь явил свою милость и гонителям. Их церковь начала отчасти возрождаться, вновь обрела патриаршество и соборность.

   Кк видим, отступление от древнего благочестия является духовным недугом, а степень расстройства духовного здравия господствующей новообрядческой церкви находится в прямой зависимости от отношения ее к святоотеческому православию и его защитникам.

   Рформы, гонения и казни – это не просто ошибки, а тяжкие грехи, в которых необходимо каяться и просить прощения у Бога и людей. Без покаяния и прощения невозможно возрождение патриаршей церкви. Все это очевидно и понятно мирянину А.И. Солженицыну, но, к сожалению, с трудом доходит до сознания высших иерархов Московской Патриархии.

   Св. иерей Вячеслав Зобнин



назад


Яндекс.Метрика