свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
|
№ 2 | Май 2005 года |
Андриан, Митрополит Московский и всея Руси. ОСВОБОЖДЕНИЕ ДУХА Благоревностные пастыри, достопочтенные ученые, уважаемые любители отечественной истории, все собравшиеся в этом зале дорогие братья и сестры! Благословением Всевышнего Бога Русская Православная Старообрядческая Церковь вступила в XXI век, обретая широкие возможности, которые ей дает возобладавшая сегодня свобода совести. Это происходит как будто в награду за перенесенные вековые скорби и великое терпение. Это — знак того, что Господь дает нам великое утешение и призывает вновь взяться за возделывание оскудевшей в прошлом веке, поросшей плевелами духовной нивы. Онако нетрудно заметить, что нынешние обстоятельства имеют большое сходство с ситуацией, которая сложилась в России в начале прошлого века. Тогда границы религиозной свободы тоже оказались широко раздвинуты. Этот период в нашей церковной среде принято называть «золотым веком» старообрядчества. Он был чрезвычайно короток, уложился всего-то в 12 лет, с 1905 по 1917 гг. Зато какое это было бурное, плодотворное, многообещающее время. Спрятанные под вековым спудом духовно-созидательные силы выплеснулись наружу, влились в общественно-духовную жизнь России и проявили себя не в революционных митингах и террористических актах, а в храмоздательстве, меценатстве, развитии церковных искусств, периодической печати, в достижениях богословской мысли и создании системы образования. Социальная, экономическая и духовная инициатива была направлена в созидательное русло. Религиозное освобождение, подобно отмене крепостного права, стало сильнейшим катализатором государственного развития. Знаменитые цифры экономического подъема 1913 г. не случайно совпадают с расцветом старообрядческой активности начала XX в. и являют собой редкий пример состоявшейся исторической альтернативы. Нчало этому «русскому чуду» положил документ, столетие которого в этом году отмечает наша Церковь. Сто лет тому назад, 17 (30) апреля 1905 г., был обнародован именной высочайший Указ Правительствующему Сенату «Об укреплении начал веротерпимости». Этот беспрецедентный правовой акт после двух с половиной веков духовного и физического насилия был добыт кровью, терпением и истовой верой миллионов благочестивых православных христиан, перенесших все тяготы гонений от государственной и церковной власти. Накануне этого дня телеграммой императора Николая II от 16 апреля повелевалось распечатать алтари старообрядческих храмов Рогожского кладбища, чтобы вновь в них могла совершаться Божественная Литургия. Этой возможности почти 50 лет были лишены старообрядцы, которым, как и в апостольские времена, приходилось приносить Спасителю бескровную жертву тайно. Свременники тех событий в один голос говорят о глубочайшей, искренней до слез благодарности, которую старообрядцы, постарались донести до императора Николая II. Заслуга последнего царя в даровании религиозных свобод народам России несомненна. Николай II, следуя путем Екатерины Великой, стал первым из российских самодержцев, который попытался вникнуть в дела церковные, руководствуясь христианским духом и сознанием исторической ответственности. Отношения старообрядчества и последнего царя складывались совсем не так, как это было принято во времена правления предыдущих государей. К сожалению, и по сей день они остаются по-прежнему глубоко не исследованными, и множество интереснейших фактов существуют как бы сами по себе, без огранки исторической науки. Сам Николай II писал, что разрешение на возобновление богослужений в храмах Рогожского кладбища стало «новым выражением Моего доверия и сердечного благоволения старообрядцам, искони преданным своей непоколебимой преданностью престолу». Кнесчастью, примирение государя с немалой частью российского народа состоялось только в XX в. Сегодня в общественных и научных кругах уже почти не вызывает сомнений тот очевидный факт, что религиозная нетерпимость, преследование старой веры на протяжении трех веков нанесли неисчислимый ущерб Российскому государству, его стабильности, экономике, культуре, национальным и религиозным традициям. Даже сами чиновники царского правительства говорили о невосполнимости этого ущерба. Большинство современных исследователей сходятся во мнении, что преследование старообрядчества — самого созидательного и консервативного класса русского общества — стало одной из главных причин секуляризации общественного сознания в России, падения дотоле непререкаемого авторитета христианского предания, пренебрежения отечественным наследием и национальной культурой. Зпечатание алтарей Рогожского кладбища надолго отсрочило саму возможность развития общественного диалога, формирования гражданского общества и правового государства и нанесло удар по престижу российской монархии. Ф. Е. Мельников полагал, что акт запечатания алтарей стал демонстративным позором казенного православия. Это дело запятнало репутацию самого императора, старавшегося дотоле казаться просвещенным монархом в глазах всего христианского мира. «То, что он совершил на Рогожском кладбище над старообрядческими церквями, именно то самое через шестьдесят лет совершили безбожники над всей Россией». Нлишне отметить, что система мер по преследованию староверов, разработанная иерархами синодальной Церкви, явилась прототипом большевистской антирелигиозной политики. Ограничения в гражданских правах, запрет на профессии, массовые закрытия монастырей и храмов, конфискации имущества, жесткий полицейский надзор, агентурная работа, цензура, исторические фальсификации и мистификации, уничтожение священных облачений, икон и книг, сожжение и утопление в выгребных ямах святых мощей, публичное осквернение алтарей, публикация «покаянных» писем отступников — вот лишь некоторые из «охранительных» методов, применявшиеся против старообрядчества в XIX в. и взятые на вооружение безбожниками в XX в. Дрование свободы вероисповедания в 1905 г., то есть, по сути, отказ от всех вышеперечисленных инструментов духовного гнета, стало событием исторического масштаба, важнейшей, пусть еще не до конца изученной и оцененной, вехой в жизни нашей страны. Именной императорский указ явился ясным шагом России к цивилизованному гражданскому обществу. Вместе с древлепра-вославными христианами вероисповедные права даровались государем и сектантам, баптистам, иудеям, магометанам и даже язычникам. Свобода веры для всех российских религиозных меньшинств была добыта верноподданными и законопослушными страдальцами и молитвенниками, наследниками Древней Руси. Именно старообрядцы вымолили свободу веры в России. И встретили ее как самый светлый праздник. Впамять о снятии печатей с алтарей Совет попечителей Рогожского кладбища принял решение о строительстве колокольни. Это был во многом символический шаг, ведь, с одной стороны, в 1905 г. впервые было дозволено старообрядцам совершать колокольные звоны, а с другой стороны, старообрядчество хотело громогласно заявить об обретенном праве молиться по отеческому преданию. Рогожская колокольня, величественный памятник церковной архитектуры XX в., одновременно является и памятником торжеству свободы вероисповедания. Нряду с колокольней в сегодняшнее время присутствует и другой живой символ освобождения религиозного духа — это ежегодный крестный ход, совершаемый в Москве на Праздник святых жен-мироносиц. Этот день стал одним из любимейших духовных праздников всего старообрядчества. На празднование св. жен-мироносиц в Москву традиционно съезжаются верующие из разных уголков России, ближнего и дальнего зарубежья. Так было и в глухое советское время, так остается и сейчас. Многосотенная процессия с древними иконами и хоругвями под звон колоколов обходит Покровский храм по стародавнему православному обычаю посолонь (по солнцу), собирая вокруг себя толпы заинтересованных наблюдателей. Не будет преувеличением сказать, что в том числе и благодаря удивительной притягательной силе этого праздника за годы безбожной советской власти почти полностью генетически уничтоженному, окраденному, оболганному, насильственно обмирщенному старообрядчеству, тем не менее, удалось выжить и сохранить единство Церкви. Вспоминание о распечатании алтарей сегодня многими традиционными рогожскими прихожанами по-прежнему воспринимается как московский праздник. Грядущий юбилей ныне открывает нам новый взгляд на события вековой давности. Становится очевидным, что привычное название праздника — «распечатание алтарей Рогожских храмов» — не отражает глубины и смысла событий апреля 1905 г. Нам кажется, уместнее было бы говорить о праздновании обретения всей Россией свободы вероисповедания. Вконкретном же применении к старообрядчеству привычный оборот речи — «распечатание алтарей в храмах» — является скорее гражданским термином, связанным с конкретным актом снятия печатей. Церковный термин должен отражать духовное значение события. В этом смысле, нам представляется, предпочтительнее говорить о возобновлении таинства Евхаристии. Врочем, это только мои весьма скромные попытки раскрыть свое видение и понимание сути предстоящего 100-летнего юбилея. Я уверен, что участники настоящей конференции своими докладами и сообщениями смогут дополнить и обогатить наше представление об исторических причинах и последствиях издания указа о веротерпимости. Как неравнодушный гость конференции, я хотел бы услышать о новых интересных находках ученых в области истории русской Церкви. Мне также хотелось бы, чтобы как напоминание дню сегодняшнему прозвучал рассказ о могучих созидательных силах, которые проявились в старообрядчестве «золотого века». Вражаю надежду, что эти силы не угасли еще совсем в нас, недостойных наследниках великих предков. Их терпением, верностью и молитвою сохранилась на Руси старая, поистине православная, неповрежденная вера. Нам, слабым потомкам, выпала доля восстанавливать Церковь после тяжелых утрат, понесенных в период засилья коммунистической идеологии. Говоря сегодня о распечатании алтарей старообрядческих храмов, мы понимаем это не только как совершившееся событие, но и как продолжающееся действие. Новый век ставит перед нами новые задачи. В духовном плане «распечатание старообрядческих алтарей» еще только должно произойти — как открытие красоты и духовной целительности древнего порядка богослужения и церковного устройства. Современное старообрядчество должно суметь все, что сохранили, сберегли наши предки, сделать достоянием российского общества, отечественной культуры и духовной жизни страны. Взаключение хочу поблагодарить организаторов и всех участников конференции за неиссякающий глубокий интерес к духовному наследию Руси, представителем которого является старообрядчество. Призываю Божие благословение на ваши труды во имя торжества Света и Истины. Смиренный Андриан, Митрополит Московский и всея Руси. |
назад |