свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

№ 2Май 2005 года

Г. Чистяков. БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ

   Каждый год в храме Гроба Господня во время Пасхальной службы происходит чудо схождения благодатного огня. Не есть ли это свидетельство истинности новообрядческой церкви, посланное от Бога?

   

   Вя история отношений Бога и человека показывает, что чудеса и знамения, посланные свыше, не всегда являются указанием на праведность жизни и истинность веры. Так, книги Ветхого Завета повествуют о многих чудесах, явленных не только праведникам и верующим, но и нечестивцам и неверующим. Некоторые знамения и откровения были даны самым настоящим богоборцам и язычникам, таким как египетские фараоны или вавилонские цари. Немало явлений такого рода происходило и происходит после основания христианской церкви. У большинства христианских святынь продолжают совершаться чудеса вне зависимости от их конфессиональной принадлежности. Это можно сказать о честной главе Иоанна Предтечи, находившейся в руках арианских монахов, о мощах Николы Чудотворца, положенных в католическом храме, о Почаевской иконе, одно время принадлежавшей униатам, о многих других святынях. Этой проблеме посвятил целое сочинение преподобный Максим Грек. Оно так и называется: «О том, что святые места никогда не оскверняются тем, что находятся во власти безбожников, хотя бы это продолжалось много лет». (Максим Грек. Творения. Свято-Троицкая Сергиева лавра. 1996. Т. 3. Стр. 102) Господь изливает свои милости и верным, и неверным, и праведникам, и грешникам. Что касается Благодатного огня, то имеется немало свидетельств, что он снисходил вне зависимости от каких-либо вероисповедальных приоритетов. Так, во время знаменитого путешествия в Иерусалим Даниила игумена земли русской (приблизительно в 1110 году) схождение Благодатного огня произошло во время католической службы: «Пришел епископ (католический — Прим. ред.) с четырьмя диаконами, открыл двери гробные, взял свечу у короля Балдуина, вошел во гроб, зажег первой королевскую свечу от Света Святого, вынес из гроба эту свечу и подал королю в руки. Встал князь, держа свечу с великой радостью. От свечи короля мы зажгли свои свечи, а от наших свечей все люди зажгли свои свечи». Отметим, что тогдашний повелитель Иерусалима король-крестоносец Балдуин не отличался особым благочестием. Из-за личной вражды он приказал убить латинского патриарха Иерусалима Дайберта. Специалист по истории иерусалимской церкви, академик, афинский архиепископ Хризостом Пападопулос (1868–1938) пишет, что в период правления крестоносцев православные патриархи вообще не имели возможности служить у гроба Господня. Он указывает, что «после 1054 года (раскола церкви на западную и восточную. — Прим. ред.) православное духовенство имело доступ к Святому Гробу Господню лишь на Пасху», да и то только в том случае, если соглашалось молиться с латинянами. Тем не менее схождение Благодатного огня продолжалось.

   Мения о внеконфессиональности схождения Благодатного Огня, судя по всему, придерживается и нынешнее руководство Московской Патриархии. Эта точка зрения отражена в фильме, посвященном схождению благодатного огня, подготовленном Московской Патриархией совместно с телекомпанией «НТВ» в 2003 году. «Благодатный огонь сходит не для того, чтобы подтвердить правильность православного календаря», — так комментирует вопрос референт патриарха Николай Державин . В качестве примера он приводит случай, когда Благодатный огонь сошел не в Великую Субботу. Дело происходило в 1799 году во время наполеоновских войн. Иерусалимские христиане и католическое духовенство, опасаясь погромов, спрятались в храме Гроба Господня. В один из самых страшных дней осады Гроб Господень стал светиться. Сияние продолжалось более трех часов. Это явление «утешило находящихся в храме и утвердило веру в Благодатный огонь».

   Иследованию феномена Благодатного огня посвящено немало литературы. Этой темой занимались православные, армяне, сиры-иаковиты, католики и мусульмане. Точки зрения авторов столь же различны, как и свидетельства очевидцев. Современные верующие уверяют, что перед схождением огня в храме отчетливо видны небольшие молнии. «Все это ложь и неправда: ничего этого не видно, ни голубя, ни молнии, но невидимо сходит с неба Божия благодать и зажигает лампады у гроба», — оппонирует им древнерусский игумен Даниил. «По виду огонь похож на обычный», — заявляют современные паломники. «Свечение имеет сине-зеленый цвет», — свидетельствуют очевидцы чуда 1799 года. Даниил не согласен ни с первыми, ни со вторыми: «Свет Святой не такой, как земной огонь, но чудный, светится иначе, пламя его красное, как киноварь, несказанно светится». Русские купцы Трифон Коробейников и Юрий Греков, побывавшие в Иерусалиме по приказу царя Иоанна Васильевича (Грозного), так рассказывают о чуде: «Узревше люди все благодать Божию, сшедшую с небеси на Гроб Господень во огненном образе, огню ходящему по Гробе Господнему по доске мраморной всякими цветами, что молния с небеси… Патриарх Софроний вшед един в пределы гроба, имуща в руках свещ много… и пойде яко молния на патриарши руки и на свещи». Совсем другую позицию излагает авторитетнейший новообрядческий исследователь, заведующий православными училищами Палестины и Патриаршей школы в Иерусалиме, епископ Порфирий Успенский. В работе «Книга бытия моего» он приводит несколько свидетельств XIX века в пользу рукотворности Благодатного огня. «Иеродиакон, — рассказывает епископ Порфирий, — забравшись в часовню Гроба в то время, когда по общему верованию сходит Благодатный огонь, видел с ужасом, что огонь зажигается просто из лампады, которая не угасает. Итак, благодатный огонь не есть чудо». В другом месте он приводит слова наместника иерусалимского патриарха митрополита Мисаила, который признался, что «зажигает огонь от лампады, скрытой за движущейся мраморной иконой Воскресения Христова» (Порфирий (Успенский). Книга бытия моего. СПБ. 1896. Т. 3, стр. 299). Оппоненты Порфирия Успенского опровергают свидетельства митрополита Мисаила тем, что часовня Святого Гроба ремонтировалась и никаких тайников там обнаружено не было.

   Кк бы то ни было, совершенно очевидно, что явление Благодатного огня не связано ни с вероисповеданием молящихся, ни с их личными заслугами или грехами.



назад


Яндекс.Метрика