свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

№ 1Март 2005 года

Г. Чистяков. Просветитель земли Русской

   Не надеялся я на неправду и на стяжание, не хотел богатства; хотя оно в изобилии стекалось, не по сердцу оно мне было. Но предпочел всякие огорчения и беды претерпевать, чтобы более распространять слово Божие и свидетельство Исуса Христа.

   Иоанн Федоров

   

   440 лет назад в 1564 году русский мастер Иоанн Федоров выпустил в Москве первую русскую датированную печатную книгу Апостол. Гражданский и христианский подвиг этого верного сына отечества трудно переоценить. Дело первопечатника подобно делам многих других великих просветителей. Его имя можно поставить в один ряд с изобретателями славянской азбуки равноапостольными Кириллом и Мефодием, проповедником и церковным учителем Кириллом Туровским, выдающимся ученым средневековья преподобным Максимом Греком, просветителем и собирателем церковного книжного богатства митрополитом Макарием Московским.

   Д начала книгопечатания книга была на Руси поистине уникальной и дорогой вещью. Богослужебные книги, творения святых отцов, житийная, богословская и иная духовная литература ценились на вес золота. Полные собрания богослужебных книг имели лишь кафедральные соборы, крупнейшие монастыри и царские библиотеки. Большинство храмов Руси, не говоря уже о домах простых людей, не имели самых необходимых книг. Так Студийский устав принесенный преп. Федосием Печерским в 1065 году в Киево-Печерскую лавру, долгие годы существовал в единственном экземпляре. Лишь в XII веке усилиями десятков переписчиков эта книга распространяется по другим обителям страны. Не лучше обстояли дела и с другими рукописями. Печатный двор, созданный Иоанном Федоровым, резко изменил ситуацию. До начала реформ патриарха Никона эта типография выпустила около 250 000 книг. Книги появились не только во всех храмах, но и в домах христиан. Это создало почву для глубокого духовного понимания нравственных и церковных истин во всем народе.

   Будущий первопечатник родился в 1510 году предположительно в семье новгородских потомственных мастеров рукописной книги. С самых ранних лет он обучался каллиграфии, грамматике, переплетному делу и другим наукам, необходимым в освоении мастерства переписи книг. Мастерство и праведность жизни молодого Иоанна Федорова были замечены весьма влиятельными лицами из окружения святителя Макария и царя Иоанна Васильевича. В конце сороковых годов XVI века Иоанн был поставлен во чтецы, а затем рукоположен во диаконы церкви святителя Николы чудотворца Гостунского, что находилась в Московском Кремле.

   Вгоды молодости Иоанн обучался у лучших мастеров книги того времени, однако наибольшее влияние на Иоанна оказал великий старцем, образованнейшим мужем того времени преподобным Максимом Греком. Для Иоанна Федорова преподобный Максим стал не простым учителем, но духовным вдохновителем и подлинным наставником в вере Христовой. Святой старец не раз говорил молодому ученику: «На нас же по заповеди Божией лежит обязанность проповедовать, сколько для нас возможно, вопрошающим нас о евангельской и апостольской истине и о преданном от отцов». Преподобный Максим преподал ученику все, что он знал о свойствах рукописей, мастерстве переписи книг, книгопечатании, и обучил его множеству тонкостей греческого языка. Он предупредил его, что к переводу и исправлению книг следует подходить весьма осторожно, с большой ответственностью и страхом Божьим: «Ибо эллинское наречие имеет много неудобопостижимых различных значений одного и того же изречения. И если кто не достаточно и не вполне обучился грамматике, пиитике, риторике и самой философии, то не может вполне правильно ни понять писаное, ни перевести оное на другой язык».

   Вто время стараниями святителя Макария и государя Иоанна Васильевича происходило благоустроение и благоукрашение всей Русской Православной Церкви. Знаменитый Стоглавый собор, прошедший в 1551 году, кроме прочих великих решений, постановил уделить особое внимание книжному делу. По совету блаженного Макария юный царь принимает решение создать типографию.

   Сятителю Макарию стало ясно, что книгопечатание должен возглавить русский мастер, обладающий не только талантами книжного дела, но и высокими духовными устремлениями, праведной христианской моралью. Божьим промыслом выбор пал на Иоанна Федорова.

   Пред тем как встать на многотрудный путь христианского просвещения, Иоанн Федоров последний раз посетил преподобного Максима. Он поделился со старцем своими сомнениями, мыслями о возможных скорбях предстоящего дела. Прозорливый старец, конечно, знал о тяжком кресте всех проповедников слова Божия, но, тем не менее, благословил и вдохновил первопечатника на благое дело: «Не тужи, не скорби, не тоскуй о том, что пострадаешь без вины от тех, от которых следовало бы тебе принять все блага за предложенную тобой духовную трапезу. Напротив, благодари Владыку твоего, хвали и славь Его сознательно, что Он сподобит тебе в настоящей жизни временными скорбями воздать с избытком весь долг свой и те значительные таланты, которые ты Ему должен. Смотри же, не считай это время временем сетования, а, напротив, временем божественной радости. Этим удобно восхищается царство небесное, с которым не может сравниться ничто из существующего».

   Псле встречи с преподобным Максимом Иоанн предстал перед приснопамятным митрополитом Макарием, который поручил ему создание первой русской государственной типографии. Получив благословение святителя, Иоанн Федоров приступил к строительству. С кротостью и смирением он обратился к своим помощникам: «Начало всякого дела есть произволение всесильного Бога. Он же рече: из тьмы свету воссиять, и возсия в сердцах наших к просвещению разума славы Божией, о лице Исуса Христа. Потому возревнуем желанием на дело сие не ради похвал плотских, но ради благодати и человеколюбия Божиего. Да исполнится писанное: не можем мы что-то от себя творить или мыслить доброе, но только по милости Господа».

   Сроительство типографии совпало со светлыми годами правления государя Иоанна IV. Здание типографии возводилось рядом с Кремлем, на территории нынешней Никольской улицы. Печатный двор был открыт в начале 1563 года. Первая книга Апостол увидела свет в 1564 году. По мнению современных ученых, первопечатный Апостол явился лучшим достижением типографского искусства XVI в. и близок к «золотому сечению». Это издание открыло традицию старопечатной книги, которая стала основой всего церковного книгопечатания.

   Ксередине 60-х годов добродетельное и праведное царствование Иоанна IV стало клониться в иную сторону. Толпа московской черни во главе с несколькими опричниками ворвалась в типографию «и много словеса изрече досадна праведному», угрожала убить печатника. Доброжелатели первопечатника советовали ему удалиться от дел и жить на средства, полученные от печатного дела. На это Иоанн отвечал им: «Не скорбите о явившихся утеснениях. Таково свойство зависти и ненависти, которая без нужды клевещет и не знает, как ходит и на чем утверждается. Все, что в этом мире, сну подобно, и, как тени преходящие, как дым по воздуху, так удачи и неудачи рассеиваются. Так апостол укрепляется в скорби, ибо скорбь терпение порождает, терпение же — надежду, а надежда не посрамит». Иоанн решает уехать из Москвы и продолжить дело в Великом княжестве Литовском.

   Вликое княжество Литовское было не случайно избрано Иоанном Федоровым для основания второй типографии. Православное население княжества находилось под сильным давлением как католической, так и реформатской пропаганды и нуждалoсь в распространении православных книг. В 1567 году Иоанн Федоров и его ученик Петр Мстиславец прибыли ко двору наивысшаго гетмана Великого княжества Литовского Григория Александровича Ходкевича. Иоанн объяснил благочестивому князю необходимость развития печатного дела: «В настоящее время по грехам нерадения нашего разгорелось великое пламя злохитрых и многоглавных ересей. По прошествии небольшого времени эти ереси выступают злохульно на церковные предания, начиная с малых и заканчивая большими, и даже касаются самой главы церкви. Нам предстоит, вся чувства наша очистивши, облекшись во оружие слова Божия, внимательно смотреть и обращаться туда, откуда диавол, рыча словно лев, приходит растерзать Божию церковь». Выслушав Иоанна, Григорий Ходкевич принял печатников к себе с великой любовью. Здесь в 1569 году было выпущено фундаментальное издание «Евангелие учительное». В нем были собраны многочисленные святоотеческие поучения на воскресные и праздничные дни года, в состав этой книги вошло сочинение русского автора святителя Кирилла Туровского, жившего в XII веке. Через год свет увидела еще одна крайне необходимая книга — Псалтырь, совмещенный с Часословом.

   Гавный благодетель русских печатников гетман Григорий Александрович Ходкевич к тому моменту достиг весьма преклонных лет. Его стали посещать частые недуги и телесная немощь. Ходкевич призвал к себе Иоанна и сообщил, что не может более пособствовать печатному делу. Заботясь о житейском благополучии первопечатника, он предложил ему заниматься хозяйством в дарованном поместье и оставить печатное дело. Это предложение сильно смутило Федорова. Вернувшись к себе, Иоанн обдумывал в сердце своем, как бы не скрыть в земле таланта, дарованного от Господа. Орошая слезами постель, он молился: «Неужели навеки отвергнет меня Господь и не вернет мне Своего благоволения? Неужели лишит милости Своей, согласно притче о смоковнице бесплодной, как напрасно землю отягощающего?» Помолившись Богу, подвижник решил продолжить путь духовного делания, несмотря ни на какие обстоятельства. Придя к гетману, он поблагодарил его за заботу и сообщил о своем решении: «Не пристало мне плугом или посевом семян жизнь свою коротать, ибо есть у меня вместо плуга искусство, орудия для работы, а вместо хлебных семян я должен духовные семена по вселенной сеять и всем по порядку раздавать духовную эту пищу. Особенно же побоялся я суда Владыки моего Христа, непрестанно взывающего ко мне: Лукавый раб и ленивый! Почему ты не отдал серебра Моего торгующим: и Я, вернувшись, получил бы свое с прибылью».

   П промыслу человеколюбивого Бога Иоанн Федоров следующее свое пристанище нашел в городе Львове. Устроившись там в 1572 году, Иоанн начал создание типографии. Однако это оказалось непростым делом: жители города, отягощенные мирской суетой, не захотели помогать в распространении богодухновенных книг. Позже Иоанн писал: «Многократно обходил я богатых и благородных из числа мирян, помощи прося у них и поклоны творя, к коленям припадая и простираясь перед ними на земле; капающими из глубины сердца слезами моими ноги я их омывал, причем не единожды, не дважды, но многажды делал это и в церкви об этом священнику всем вслух сообщить повелел. Не выпросил я ничего умильными словами, не умолил никого многослезным рыданием, не добился я никакой милости через священников и плакал горькими слезами, что не нашел милостивого человека, готового помочь, не только среди русского народа, но и среди греков милости не нашел. Помощь оказывали только незначительные священники да малоизвестные из мирян. Не думаю я, что от избытка они это делали, но как та убогая вдова, которая от нищеты своей две лепты положила в сокровищницу. Знаю я, что и в здешнем мире данное ими к ним возвратится, а в будущей жизни Подателем богатств Богом стократ воздастся». Тем не менее 15 февраля 1574 года свет увидела первая украинская печатная книга Апостол. Эта книга получила большое распространение на Украине. Слава о чудесном мастере быстро распространялась среди местных христиан. К первопечатнику стали приходить отцы семейств и просили его взять своих детей на обучение. Число желающих обучиться было столь велико, что Иоанн Федоров берется за создание первого печатного учебника. В 1574 году львовская типография издает первый восточно-славянский учебник — «Азбуку». На страницах учебника славянский просветитель обращается к детям: «Сыну мой, приклони ухо твое и послушай словес мудрых, приложи сердце твое к научениям моим, они же украсят тебя. Да будет в Боге вся надежда твоя. Не сотвори насилия убогому, не презри нищего и не вступай на поле сироты, ибо Мститель их силен есть. Послушай, сыну, и будь мудр, исправь мысль твою по правому пути. Слушай отца своего и не огорчай мать свою. Сыну, яже мед понеже есть добрый и сот медов сладок есть гортани твоему, также и наука мудрости души твоей. Поищешь, и обрящешь, и иметь будешь в последние дни надежду, и надежда твоя не погибнет». «Азбука», составленная Иоанном, была напечатана большим тиражом и разошлась по всем городам и весям Украины и Руси. Она сделала христианскую грамотность доступной всем сословиям, создала основу будущей книжности, позволившей русскому народу сохранить правую веру и в ужасные годы смутного времени, и в лихолетье Никоновых реформ.

   В1575 году Иоанн Федоров был приглашен в город Острог на службу к князю Константину Константиновичу Острожскому, покровителю просвещения и защитнику православия в западнорусском крае. В поместье Константина Острожского была основана Православная академия. С начала 70-х годов в Острожской академии велась подготовка к изданию Библии. Для этого князь послал доверенных людей в разные страны мира с целью собирать все библейские тексты. Однако в академии не было человека, который смог бы возглавить эту работу, довести ее до конца и напечатать Библию. После знакомства с Иоанном Федоровым князь Константин понял, что печатник послан ему самим промыслом Божьим. Он предложил Иоанну заняться работой над Библией. Это предложение показалось смиренному печатнику непростым и весьма дерзновенным. Пребывая в раздумьях, он рассуждал в сердце своем: «Удобно ли сие дело пресвятое совершить? Исполнить его или нет? Однако покориться стоит лучшему — то, что человеку мнится невозможным, Богу весьма возможно, и волей Того даже побеждается естество». Рассудив так, праведный печатник с несомненной верой приступил к делу. Основой для создания первой печатной Библии стала рукописная Библия новгородского архиепископа Геннадия, жившего в XV веке. Эту Библию по просьбе князя Константина Острожского прислал сам царь Иоанн Грозный. Кроме Библии архиепископа Геннадия были использованы библейские тексты, привезенные из Италии, библиотек острова Крит, греческих, сербских и болгарских монастырей. Работая над этим многотрудным изданием, Иоанн Федоров продолжает печатную деятельность: в 1580 году были изданы Новый Завет и Псалтырь. В этом же году свет увидел библейский справочник «Книжка собрание вещей нужнейших вкратце скорого ради обретения в книге Нового Завета по словесам азбуки». В трудные минуты Иоанн вдохновлял своих соработников: «Божественное писание, Ветхого Завета и Новой Благодати подобно океану, окружающему вселенную. От него же исходят все моря, истекают различные реки и источники, утоляющие жажду человека и всякой твари, живущей на земле. Непостижимая глубина этого океана объемлет и напаивает не только видимую вселенную, но и все небесное царство и даже преисподнюю. Также и самого престола Господня касается».

   Отрожская Библия стала первой печатной Библией во всем православном восточном мире. При этом даже первая печатная Библия на греческом языке была напечатана в Москве в 1821 году. Создание Острожской Библии стало вершиной жизни Иоанна Федорова. Книга содержала 628 листов, многочисленные заставки, объединившие старомосковские и староукраинские традиции. Первопечатная Библия стала ценнейшим даром для всего христианского мира. Первые ее экземпляры приобрели знатнейшие люди Европы. Так, до сих пор сохранились экземпляры, принадлежавшие Римскому Папе Григорию XIII , шведскому королю Густаву II Адольфу, Джону Гарсею и другим видным деятелям той эпохи. Недаром М. Андрелла — Оросвиговский, закарпатский писатель XVII века, утверждал, что «един листок» этой книги «он не дал бы за всю Прагу, Англию и немецкую веру».

   Идание Библии стало последним великим делом в жизни подвижника. В 1583 году, чувствуя близкую кончину, Федоров возвращается во Львов. К концу года он тяжко заболел и по прошествии некоторого времени во время молитвы предал Господу душу. Всей жизнью своей и праведным служением Иоанн исполнил изречение Святаго Духа о труждающихся и сеющих духовное семя: «Ходящии, хождаху и плакахуся, метающе семена своя, грядуще же приидут радостию, вземлюще рукояти своя» (Пс. 125, 6). Тем самым он уподобился всем добровольно располагающим себя к терпению всякой скорби и тесноты, мечущим со многими слезами и трудами духовные семена свои, то есть деяния, служащие проповеди учения Христова, неленостно шествующим путем, ведущим к Богу.

   

   Туды первопечатника сыграли значительную роль в борьбе с неправославными учениями и ересями. Так, например, издание московского первопечатного Апостола было, помимо прочего, направлено против протестантской ереси Башкина и Косого, строивших свое лжеучение на апокрифических «посланиях» апостолов. Выход «Учительного Евангелия» и Острожской Библии свел на нет все усилия католической пропаганды на территории тогдашней московской Руси.

   Н следует забывать, что Апостол, напечатанный Федоровым, до сих пор является богослужебной книгой всего древлеправославия. Текст, проверенный и исправленный первопечатником, сегодня читается во всех старообрядческих храмах. Современные ученые установили, что старопечатный Апостол, подготовленный Иоанном Федоровым, несомненно полнее и точнее многих древлеписанных. Так, например, в старинных рукописных Апостолах на вопрос Савла «Кто еси, господи?» (Деяния зач. 21) дается краткий ответ: «Аз есмь Исус, его же ты гониши. Но встани и вниди в град». Блаженный первопечатник заново перевел это место и теперь мы знаем такие слова: «Аз есмь Исус, Его же ты гониши. Жестоко ти есть противу рожна прати. Трепеща же и ужасаем глаголя: Господи, что ми хощещи творити. И Господь рече к нему: Востани и вниде во град».

   Мжно сказать откровенно, без книгопечатания и старопечатной литературы церковь не смогла бы выстоять в эпоху никоновской смуты и новообрядческого раскола. Старопечатные книги, по мнению большинства исследователей, позволили сохранить неповрежденным все священное предание, сделать его основой церковной и бытовой жизни, распространить грамотность в среде старообрядчества. По свидетельству профессора Н. Каптерева, именно благодаря книгопечатанию святость двуперстного крестного знамения стала несомненна для каждого жителя Древней Руси. Старообрядческий историк В. Сенатов пишет: «Первым делом старообрядчество завоевало гонимую и осужденную на окончательной истребление старую книгу и усвоило все те догматические, церковно-исторические, канонические, археологические и другие знания, которые в этой книге содержались. Старообрядчество первоначально выражалось исключительно в убеждении, что истина содержится в старой книге… Почти вся русская старопечатная литература чрезвычайно быстро распространилась среди русского народа, преимущественно среди низших классов его — купечества и крестьянства. Это явление имеет необыкновенно важное значение и может считаться почти единственным в истории».

   Киги Иоанна Федорова стяжали несравненную славу и уважение в среде всех правоверных христиан. До сих пор в домах старообрядцев находят экземпляры Острожской Библии, первопечатных Апостола и Часослова. В дореволюционной старообрядческой периодике несть немало публикаций, посвященных трудам первопечатника. Незадолго до революции журнал «Церковь» писал: «27 сентября сего года в Москве должен состояться церковно-общественный праздник: открытие памятника «первому друкарю книг. перед тем невиданных», или первому русскому первопечатнику диакону Иоанну Федорову. Праздник этот старообрядцы должны признать своим, потому что те книги, которые были напечатаны Иваном Федоровым, находятся в употреблении только у них. В русской правительственной Церкви эти книги, как погрешительные, были изъяты из употребления во времена патриарха Никона».

   Кнечно, были и люди, осмелившиеся похулить великие дела Федорова и его последователей. После церковного раскола во второй половине XVII века развернулась целая охота на старопечатные книги. Десятки тысяч экземпляров книг были сожжены. Патриарх Никон, известный своей ненавистью к отеческим преданиям, сильно ругал Острожскую Библию и ее московское редактированное переиздание. Следуя этому мнению, собор новообрядческой церкви 1674 года постановил: «Переводить Библию всю вновь, Ветхий и Новый Завет из книг греческих». Однако многочисленные переводчики так и не справились с поставленной задачей. В течение 60 лет они бесплодно пытались создать новую славянскую Библию. При императрице Елизавете было решено оставить эту затею и просто «исправить» Острожскую Библию. Так в 1751 году вышла елизаветинская Библия.

   Ннавистники православия и в наши дни пытаются стереть всякое упоминание о сем великом первопечатнике. Львовский Свято-Онуфриев монастырь, где упокоено тело Иоанна, ныне передан униатскому монашескому ордену. Латинствующие монахи закрыли музей, посвященный деятельности Иоанна Федорова, варварски разрушили надгробную плиту и памятник просветителю. Чтобы память о великом русском подвижнике более не тревожила совесть пришлых «иноков» местные власти разрешили уничтожить древнее православное кладбище, находящееся в ограде обители.

   М же, правоверные христиане, не можем забыть труды и подвиги Иоанна Федорова и постараемся так же неленостно служить Христу, проповедуя слово Божие.



назад


Яндекс.Метрика