свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

№ 1Март 2005 года

Епископ Арсений Уральский. Книга об антихристе и о прочих действах, иже при нем быти хотящих

   Глава десятая

   Знамение четвертое. Изменение жития еврейского: одни, уверовав во Христа, в крещение обратятся Илиею и Енохом; другие примут антихриста, его же они как христа ожидают. И тогда примут его, егда приидет, как сказал Христос

   

   О обращении в то время евреев ко Христу сам Господь через пророка Малахию глаголет: «И се аз посылаю вам Илию Фезвитянина прежде пришествия дня Господня великого и просвещеннаго. Иже обратит сердце отца к сыну, и сердце человека ко ближнему, да пришед, не поражу землю внезапно» (Малах., гл. 4). Также Исус Сирахов в книге своей глаголет: «Илия, взявыися вихрем огненным и колесницею огненных коней. Вписанный во обличение на времена, уставити гнев пред яростию и обратити сердце отец на сыны, и устроити колена Иаковля» (Сирах, гл. 48).

   Нкоторые же ныне говорят, якобы сие пророчество уже исполнилось на Иоанне Предотече при первом Христовом пришествии.

   Овечаем. Подходит сие пророчество и к Иоанну Предотече, но только частично. Самое же то истинное действо совершится на самом Илии пророке, ибо святыи Феофилакт ясно говорит в благовестии Иоанна, в толковании зачала 58, и сие пророчество во свидетельство приводит: «Слепота бо Израилеви бысть, образ тому — урезание уха рабу архиереову. А исцеление уха являет будущее устроение израильтянам разума, ныне отъятого. Ибо Илия пришед, обратит их ко Христу и соединит с Ним, яко Отца с чадами, как и Малахия прорече». И святыи Златоуст в 57 беседе, в толковании Евангелия от Матфея, пишет: «ЕВАНГЕЛИЕ. И вопросили Исуса ученики Его, говоря, что книжницы глаголют, яко Илии следует прийти прежде? ТОЛКОВАНИЕ. Писание говорит о двух пришествиях Христовых — бывшем и будущем. Но и второму пришествию глаголет Илию быти предотечу. Первого пришествия [предотечей] был Иоанн, его же Христос Илиею называет — не потому, что он был Илия, но потому что служение исполнял оного. Якоже Илия предотеча будет второго пришествия, так и сей — первогому был. Но книжники, сие смешивая и развращая народ, едино второе пришествие вспоминали перед народом и говорили: Если сей есть Христос, то следовало прежде Илии прийти. Какой же ответ дал Христос? Илия придет тогда прежде втораго Моего пришествия. И ныне пришел Илия (называет так Иоанна). Если же Фезвитянина ищешь, то он придет [в свое время]. Потому и сказал: «Илия убо приидет и устроит вся». Что устроит? О том пророк Малахия говорит: «Пошлю вам Илию Фезвитянина, иже обратит сердце отца к сыну, и сердце человека к ближнему, да не пришед поражу землю в конец». Христос назвал Илиею Иоанна по причине их общего служения. Добавил и отечество его, говоря «Фезвитянина». Иоанн же не был Фезвитянином. И иное с сим полагает знамение, говоря: «Да не пришед, поражу землю в конец», — являя второе страшное пришествие. Ниже: являя, что Фезвитянин придет прежде второго пришествия, после которого будет суд, сие сказал и причину явил его пришествия. Какая причина? Да пришед Илия убедит иудеев веровать во Христа, чтобы не все погибнули, когда Он придет. Потому и Сам, то им приводя на память, сказал «устроит вся», иначе сказать — исправит неверие иудеев, тогда обретаемых. Потому и очень осторожно сказал [пророк], не сказал «обратит сердце сына ко отцу», но «отца к сыну», потому что иудеи были отцы апостолам. Сим сказал, что обратит учением сынов, то есть апостолов, сердца отцов, то есть народ иудейский.

   ЕАНГЕЛИЕ: Глаголю же вам, яко Илия уже пришел, и не узнали его, но сотвориша ему, елико восхотеша. ТОЛКОВАНИЕ: Здесь же говорит, что пришел. И вновь, что Илия приидет и устроит вся. Но не смущайся и не подумай, что это ошибка, если иногда говорится, что придет, а иногда — что уже пришел. Все это истинно . Когда говорит, что Илия придет и устроит вся, то говорит о самом Илии и будущем обращении иудеев. Когда же говорит, «яко той есть Илия, хотящий приити», здесь об Иоанне говорит, называя его Илиею по образу служения. Ибо пророки каждого благочестивого царя называли Давыдом, а иудеев называли князьями содомскими и сынами эфиопскими — по образу жизни их. Так и здесь, как Илия будет предотечею втораго пришествия, так Иоанн первого [пришествия] был предотеча».

   Ипреподобный Иоанн Дамаскин в четвертой книге своей глаголет: «Послется же тогда Енох и Илия Фезвитянин, и обратятся сердца отец на чада, иначе сказать, сонмище еврейское на Господа нашего Исуса Христа и апостольскую проповедь».

   Исвятыи Феофилакт [в толковании] на 39 зачало Евангелия от Марка глаголет: «Илия Фезвитянин, когда придет, мир сотворит непокоривым иудеям и приведет их в веру, тем самым он явится предотечей второго пришествия. Ниже: Илия должен устроить все, и не будет тогда неверна еврея, но все уверуют проповеди, кто услышит Илию».

   Тк же и в беседах на послание к Римляном, зачало 107, беседа 19 так написано: «Не хощу оставить вас в неведении о тайне сей, чтобы вы сами не думали [лишнего]. Тайной здесь называет недоведомое и несказанное, чудесное и происходящее против ожидания. Какая тайна? Что недоумение было только части Израиля, до тех пор, пока не уверуют язычники, и потом весь Израиль спасется. Как написано: приидет от Сиона избавляяи и отвратит нечестие от Иякова. Также указывает на знамение спасения, чтобы никто не отнес этих слов к прошедшим временам, добавил: и се им от Мене завет, когда отниму их грехи». Ниже: «Если сие было обещано, и на них еще не сбылось, так как не прияли еще крещением оставления, но будет [исполнено в свое время]. «О глубина богатства, премудрости и разума Божия! Яко непостижима воля Его» и прочее. Ниже: «Удивися и возопи, уверяя слышащих, что будет все, о чем сказал. Ибо не возопил бы и не удивился, если бы не хотело сие совершиться». Выше в той же беседе в зачале 105 о евреях пишет, говоря: «Глаголю, когда согрешили, да отпадут? Да не будет [так]. Увидим, какое им утешение готовит. Какое утешение? Когда войдет вся полнота язычников, тогда, говорит (апостол), весь Израиль спасется, то есть, во время второго пришествия и при конце мира».

   Сятыи Иоанн Богослов в Апокалипсисе глаголет: «И слышах читсло запечатленных, сто сорок четыре тысячи запечатленных от каждого колена сынов Израилевых» и прочее. Ниже от толкования: «Вернии тогда от еврей, избегшии от пленения Римского, или, вернее, спасаемые верой иудеи при кончине, как говорит Апостол, по внитии исполнения язык, весь Израиль спасется. И то, и другое правильно». (гл. 7, зачало 19).

   Иво Апостоле толковом так пишет: «Исаия вопиет об Израиле: аще будет число сынов израилевых как песок морской, остаток спасется». Толкование: «Смотри, что и здесь не всем спастись говорит, но только достойным спасения». Ниже: «Видишь ли пророческое прилежание вместе и апостольскую мудрость, достойно приведенные в свидетельство. Потому что не только то нам свидетельствуют, что некоторые спасутся, но не все. Говорит же, и каким образом будут спасены: как спасутся и как сотворит их достойными благодати». Сказание: «Иначе сказать, при времени Христова второго пришествия и кончины мира, как в Апокалипсисе пишет: когда Илия и Енох посланы будут от Бога на обличение антихриста, и обратят от всякого колена Израилева по 12 тысяч к Господу Богу их, ко Господу Исусу Христу, пришедшему плотию ради их спасения» (зачало 102, лист 383).

   Пказали здесь Священным Писанием, что тогда евреи ко Христу обратятся через проповедь Илии и Еноха. Прочее достоит показати, что не обратившиеся ко Христу примут антихриста как бога. А что примут его, уверовав в него, об этом Сам Господь в Евангелии свидетельствовал, когда сказал иудеям: «Я пришел во имя отца Моего, и не принимаете меня. Когда иной придет во имя свое, того приемлите» (Иоанн, зачало 17). Толкование в Благовестнике: «Иной же придет — антихрист. Меня, пришедшего во Имя Отца не принимаете, другого же, во имя свое приходящего, примете» И апостол говорит: «За то, что не приняли любви истинныя, чтобы спастися им, сего ради попустит им Бог обмануться и поверить лжи, да суд приимут все неверовавшии истине, но благоволившие неправде» (2 Сол., зач. 275).

   Ипреподобный Иоанн Дамаскин об этом говорит: «Иудеи Сына Божия Господа Исуса Христа и Бога не приняли, обманщика же, называющего себя богом, примут» (книга 4, гл. 27).

   Ипреподобный Ефрем в книге своей говорит: «Более всего погании убийцы-жидове почитать его (антихриста) будут и радоваться царству его, он будет почитать их место и храм». Выше: «Почитать будет язык еврейский, потому что они ожидают его пришествия» (слово 105).

   Сятой Кирилл Иерусалимский в знамении 8 пишет: «Обманом и злым волшебством похитит себе власть Римского царства, ложно назовется Христом и тем прельстит иудеев, надеющихся, что с ними пребудет». И паки в знамении 9 глаголет: «Поначалу будет смирен, тих, разумен, чист, милосерд, обманом и ложными знамениями и чудесами евреев прельстит до конца, показав себя Христом, которого они ждут». И еще в знамении 10 говорит: «Потому сие говорю, чтобы мы сами себя не предали в волю его: потому что к евреям придет, как Христос, и будет ими принят, и еще больше их обольстит, и храм им построит, обманывая их еще больше — называя себя происходящим от колена Давыдова, обещая восстановить храм Соломона».

   Исвятой Ипполит глаголет: «Еврейский род больше всех возлюблен будет от самого мучителя. Они будут говорить: найдется ли еще такой благой и праведный человек в роде нашем? Более того, как прежде сказали, еврейский род считает, что царство их будет восстановлено. Когда же того [антихриста] увидят в таком почете, придут к нему, говоря: все тебе покоряемся, все на тебя надеемся, потому что видим тебя праведнейшим на всей земле» (Соборник, гл. 8).

   Пдобно и в прочих священных книгах находим указание, что в пришествие антихриста евреи изменят свой образ мыслей: одни уверуют Христу, другие к антихристу обратятся. В настоящее же время видим их соблюдающими свои обычаи неизменно и сколько возможно соблюдающих предписания закона Моисеева. И этим знамением ясно узнается, что последний антихрист еще не пришел в мир, потому что и доныне евреи мессию ожидают. Той же мессия будет антихрист.

   ДПОЛНЕНИЕ: Сказал Господь во Святом Евангелии: «Небо и земля мимо идут, словеса же моя не прейдут, не изменятся (Матф., зач. 101). Сам же Он об антихристе сказал иудеям: «Аз приидох во имя Отца Моего, и не принимаете Меня, другой же придет о имени своем, того приимете» (Иоанн, зач. 17).

   Нкоторые же ныне иначе о сем рассуждают, утверждая, что якобы уже исполнилось сие Господне пророчество: прииде ин — то есть нечестие, или приидет ин — сиречь Иисус, и приняли его человецы вместо истиннаго Бога.

   Н сие мудрствование неистинно и опровергается теми Господними словесы: потому что это Господь сказал не язычникам, а евреям. Евреи же и доныне никакого закона, кроме Моисеева, не принимают, ни Иисуса, ни коего нечестия. Язычники же проповедью апостолов вскоре Христа приняли, если и уклонились от Него вновь в нечестие, но по многих летех уклонились. Христос же не сказал, яко приимут Мене и потом оставят Меня, иной же придет и примут его. Здесь явно показуется, что непосредственно после Моисеева закона евреи примут антихриста. И поэтому сии слова следует относить не к язычникам, но к евреям. Они же и доныне никого не приняли, кроме ветхого закона. Но тщетно мудрование вышереченных. Ибо святии учители говорят, что, когда антихрист придет, вскоре примут его иудеи вместо истинного Христа Бога, и тогда они уже не будут Христа ожидать. Ныне же они еще с великой надеждой Христа ожидают, и от сего видно, что и до ныне антихриста не приняли.

   Иеще некоторые, иначе сей глагол Господень понимая, толкуют, якобы сие пророчество сбылось на евреях, и приняли они тогда антихриста, когда отреклись от Христа пред Пилатом, говоря: «Не имеем царя кроме Кесаря. Распни, распни Его».

   Онако как вышереченное, так и это мудрствование не только неприлично, но и несправедливо. Ибо святыи Иоанн Златоустый в беседах на Евангелие на сие место и по Апостоле толковом в зачале 275, также и святой Феофилакт в Благовестнике стих сей толкуя, оба единомудренно объявляют, что это сказано евреям, а об язычниках совершенно не вспоминают. К тому же и того не говорят, что евреи антихриста приняли, когда отреклись от Христа пред лицем Пилатовым. И если бы тогда евреи антихриста приняли, то об этом Святые Отцы сказали бы. И зачем бы им тогда говорить о будущем времени? Святыи Иоанн Дамаскин в своей книге Самого Господа вышереченные слова во свидетельство приводя, говорит: иудеи Господа не прияша, обманщика же приимут. Видишь ли, что Святые Отцы глаголют? Не яко приняли, но приимут. Всем же известно, что все Святые Отцы жили после Христа и апостолов, однако время будущее показывают, а не прошедшее.

   ДПОЛНЕНИЕ ДРУГОЕ: Под именем Христа ожидают иудеи самого того антихриста, Христа же Истинного Бога, давно уже с плотию пришедшего, не хотят уверовать в него, принять. И за это ожидание проклинает их святая Соборная и Апостольская Церковь, говоря: «Проклинаю всех, ожидающих антихристова прихода» (потребник иноческий, лист 309 и 310). Ныне же некоторые, к сему слову прицепившись, и на нас клятву сию наводят, как будто и мы антихриста ожидаем.

   Седует рассмотреть смысл ожидания нашего, потому что разное ожидание бывает. Например: подобно тому, как град некий благочестивый осажден и окружен был страшным неким, сильным и многочисленным воинством, посланным от некоего врага — нечестивого и гордого царя, лютого мучителя, который хотел бы и сам вскоре придти и град тот разорить и опустошить, и благочестие разрушить. Тогда во граде том благочестивые люди, слыша идущего к ним царя и видя наступающую граду их скорую погибель, плачут, и рыдают, и печалятся. Если и не хотят врага того ни слышать, ни видеть, однако же ожидают его горьким и печальным ожиданием (таково и наше ожидание антихриста). Если будут в том граде человецы, растленные умом и житием своим, они, слыша того мучителя, к ним идущего, еще возрадуются и восхотят принять его с любовию и покориться ему, как своему царю. Своего же царя отвергаются. Таковых и ныне не все ли осудили и прокляли за такое ожидание? Однако наше ожидание антихриста не такое, яко же сих ожидание: мы ожидаем антихриста не как мессию и царя своего, но как врага и губителя, ожидаем не с радостию, надеждою какой-либо, но со скорбию и страхом, веруя Божественному писанию, яко быти сему во свое время.

   Итаким ожиданием и святые отцы ожидают, так же и нам повелевают ожидати, о сем святыи Иоанн Златоустый в «Маргарите» глаголет: «Видим, что уже нет места под небесем, в нем же не проповедася Евангелие. Прочее ожидай конца, нечистоты и запустения, сына погибели, его же ради будет великая скорбь» (слово 13, л. 591).

   Ив книге Кириллове, во главе 4 об антихристе глаголется: «Котории оному последнему антихристу человеки приведут. Восстанут прежде антихристова пришествия человеки, предтечи антихристовы, которые будут готовить людей к встрече его, изменят дела и глаголы зрящии и приидут чуднее, чем мы ожидаем». В той же главе в знамении 7 глаголет: «И уже есть отступление, и ожидаем врага, иже пошлет пред собой предотеч своих, да сам, на готовое пришед, остаток людей уловит».

   Пдобно сему и в других святых книгах находим, что святая Соборная и Апостольская Церковь ожидает антихристова пришествия. И если нецыи на нас за такое ожидание клятву наводят, увы! Да наведут они прежду клятву на святых отец, потому что и они ожидают его, как сказано. Видишь ли, что и святии отцы ожидают антихриста.

   Н противоречащие Божественному писанию, как в прочих местах, так и здесь, извратить смысл желают и говорят: святии отцы ожидали антихриста, когда он еще не пришел. Ныне же не следует его ожидать, потому что уже пришел и воцарился.

   Н таковое их мудрование отвечаем: если не хотите покориться о сем Священному Писанию, по крайней мере помните то, что сами вы говорите. Не сами ли повсеместно утверждаете, якобы пришел самый тот антихрист от времен воплощения Христова, а здесь говорите, что при святых отцах не пришел еще той антихрист, и сего ради они его ожидали. Святии же отцы и церковнии учители после воплощения Христова жили в разное время, даже до лет Никона, патриарха Московского, и они видели еретиков и отступников от благочестия, как римлян, так и прочих. И писали книги, исполненные благочестия, обаче ожидание показывали. Если бы от прежде бывших их времен антихрист царствовал в мире, то кого бы они ожидали?

   Тм же видимо есть, что вышереченные неразумные, лукавые человецы только словеса обращают туда и сюда, а не хотят или не знают, как последовать лежащему во Святом Писании разуму, но и той стараются более и более на свое измышление обратить. И за это сбывается на таковых писание Василия Великого: «Противоречащие истине не направляют свой разум к изучению писания, но к своей воле развращают разум (смысл) писаний» (На Шестоднев беседа 2).

   Перевела А. Зобнина.

    (Продолжение следует)



назад


Яндекс.Метрика