свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

№ 2-3Октябрь 2004 года

ТАЙНА СИЯ ВЕЛИКА

   Видя, что происходит в современном старообрядчестве среди молодежи, зная некоторые печальные истории и слыша высказывания неких старообрядцев о том, что «брак – это узаконенное беззаконие», «брак – это обуза», нет больше сил, да и грех молчать. Просто выслушивать эти высказывания, которые чаще мы слышим от людей, недавно пришедших в церковь, и ничего не говорить в ответ, нельзя. Назрела острая необходимость напомнить старообрядцам о роли брака в жизни христианина. К написанию этой статьи меня также подтолкнула статья о браке одного из старообрядцев, размещенная в Интернете, «Почему я не женат?».

   Хчется помочь людям, которые, присоединившись к старообрядчеству, заблуждаются и грешат, оскверняя своими высказываниями одно из семи таинств. Обращаюсь к мужской половине христиан.

   Братие, прочитайте и задумайтесь, какую роль вы выполняете на земле, какие цели вы себе ставите в жизни? Как будет возрастать старообрядчество, если мало детей в наших храмах? Численность старообрядцев невелика, церковных браков заключается немного, может, молодежь стремится к иночеству? Но вот парадокс: не растет и число мужских монастырей. Мало сказать: не растет! Их попросту вообще нет.

   Вчем же дело? Где старообрядцы, способные создавать крепкие семьи? Где старообрядцы, отвечающие за свои слова и поступки? Кто будет ходить в церковь, петь на клиросах и молиться в построенных храмах через 10 – 20 лет? Почему зачастую современный старообрядец не считает нужным создавать семью и отвергает ее и в тоже время он и путь инока не избирает?

   Внаше время сильная (мужская) половина старообрядчества или озабочена своим материальным благосостоянием, или настолько погружена в проблему своего духовного роста, что порой за этим уже и не видит, что начинает впадать в ересь, и погибает от своего высокоумия и гордости. А потом появляются статьи в Интернете и вопрос: «Многим ли встречалась «вещая дева» премудрая Феврония? Не мне. Вот почему, хотя внешне мне ничто не препятствует, я не женат…». А ответ прост: «Нужно быть Петром, чтобы нашлась Феврония». Легче всего оправдывать себя тем, что «нет мне достойных!».

    Необходимо понять суть и цель брака, тогда и язык не повернется отвергать то, что создал и благословил Господь. А для того чтобы Господь дал силы на создание христианской семьи и на воспитание достойных сынов и дочерей старообрядчества, нужно молиться день и ночь, слушать то, что говорят и на кого указывают вам духовные отцы и епископы и помнить, что «брак - есть таинство».

   

   Сущность брака

   Тайна сия велика…

    Ефес. 5,32.

   Брак есть таинство, в котором, при свободном пред священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной их супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословленному рождению и христианскому воспитанию детей.

   «К мужу твоему влечение твое» сказал Бог Еве (Быт. 3, 16). И это влечение – любовь женщины и мужчины – настолько могущественно, таинственно и имеет такое значение в жизни людей, что его невозможно постичь разумом.

   Тинство брака было освящено Самим Господом. Он начал служение миру присутствием на браке в Кане Галилейской и там совершил Свое первое чудо – претворение воды в вино. Освящено оно и присутствием на этом браке Богоматери и ознаменовано Ее первым заступничеством за людей, перед Ее Сыном – Богочеловеком.

   Брак был установлен Богом еще до грехопадения человека: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку единому; сотворим ему помощника, соответственного ему… И создал Господь из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт 2, 18; 22–24). Глубину единения в браке раскрывает нам святой апостол Павел: «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь. Потому, что мы члены Тела Его, от плоти Его и от костей Его. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так, каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да убоится (своего) мужа» (Еф. 5, 28–33). В этих словах апостола брак сравнивается с тайной единения Христа со своей Невестой – Церковью.

   Брак дает возможность двум разделенным полом человеческим личностям преодолеть свою половинчатость, стать «единою плотью». «И будут два одною плотью» (Матф. 19, 5), – говорит Господь о супругах. Стремление к такому плотскому единению врожденно человеку, и не является греховным. Единственно законной, с точки зрения соборного разума Церкви, является форма венчанного брака.

   Ваимное влечение мужчины и женщины имеет целью не только основание семьи и деторождение, но и взаимное духовное возвышение – восстановление в человеке его первоначальной красоты – первообраза творения «по образу и подобию» Божию. Истинное обращение и духовный рост ведут семейного христианина к более самоотверженной любви в семейной жизни, к большему желанию облегчить жизнь тому, с кем живешь (такие исключительные примеры, как житие св. Алексия – Божия человека, нельзя принимать за общее правило).

   Кнесчастью, обычная картина, когда новообращенный говорит о браке, как об обузе, мешающей его духовному развитию. Чаще всего эти люди не могут объяснить, почему они отвергают брак. Возможно, это происходит потому, что они недопонимают глубокий смысл, который сам Господь Бог заложил в это таинство, и больше ориентируются на то отношение к семейной жизни, которое главенствует сейчас в миру. А там, большей частью, сейчас царствуют извращенные понятия. К сожалению, и среди христиан, ходящих в церковь с малолетства, правильное понимание сего таинства редко.

   Братие и сестры! Не беритесь управить себя самостоятельно, но поищите наставления у своего духовного отца. Молитесь и просите у Бога, чтобы Он нашел вам мужа или жену, с которым(-ой) вы сможете жить по- христиански и воспитывать детей христианами.

   Брак – это остаток рая на земле, это тот оазис, который не был уничтожен великими мировыми катастрофами, не был осквернен грехом первых людей, не был затоплен волнами всемирного потопа.

   «В браке возможно полное познание человека – чудо ощущения, видения чужой личности, и это чудесно и единственно. Вот почему до брака человек скользит над жизнью, наблюдает ее со стороны и только в браке погружается в жизнь, входя в нее через другую личность. Брак дает то чувство завершенной полноты и удовлетворения, которое делает нас богаче и мудрее…»

   «Брачная любовь есть сильнейший тип любви, – пишет св. Иоанн Златоуст. – Сильны и другие влечения, но это влечение имеет такую силу, которая никогда не ослабевает. Любовь, приобретаемая в браке, имеет необычную силу и благодатный характер. Сам «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем». И в будущем веке верные супруги богобоязненно встретятся и будут пребывать со Христом и друг с другом в великой радости».

   Брак в его идеальной сущности есть осуществление высочайшего предназначения человека. Вместе с тем он является и наиболее трудной задачей – победить соблазны плотского воздержания в браке. И здесь в полной мере приложима заповедь Спасителя: «Кто может вместить, да вместит» (Матф. 19, 12).

   Пэтому истинный и идеальный брак ничем не отличается от целомудрия и девственности. Плотская жизнь здесь будет иметь совершенно ничтожное значение перед духовным подвигом супругов.

   Оновная цель брака – вечное спасение души мужа и жены при взаимной помощи, рождении и воспитании детей, тоже для вечного спасения. Святой Иоанн Златоуст писал, что долг родителей воспитать в детях своих воинов для Христа. Ведь цель брака в христианстве не просто размножать род человеческий, но и увеличивать число членов Царствия Небесного.

   Брак предназначен для тех, кто на земле «ищет горнего», и кто может найти в себе силы и в браке возвыситься до идеалов целомудрия и стать этим даже на более высокую ступень христианского подвига, чем подвиг иночества.

   Брак есть таинство, низводящее на брачующихся особую благодать, помогающую мужу и жене спасаться для вечности, рождать и воспитывать детей для вечности и смирять похотное раздражение, чтобы в нужное время быть истинными братом и сестрою.

   Икакое блаженство для жены, когда она читает в сердце мужа эти слова Божии: «Не добро быти человеку единому!». И какое горе для нее, если только она в состоянии понять это горе, когда она читает в сердце мужа другие слова: «Добро быти человеку единому!»…

   Иогда можно услышать от девушек и молодых людей, что супружеские отношения кажутся им «грязными» и что эти отношения есть некое зло, с которым приходится мириться. Но мы читаем: «Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела… тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога» (1 Кор. 6, 13; 19). Любовь, приобретаемая в браке, имеет необычную творческую силу и благодатный характер. Сам «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4, 16).

   Эа любовь позволяет мужу видеть в своей избраннице не ту личность, что видят все, а ту, кем она назначена быть у Господа и кем она должна стать. Жена же видит в муже личность, способную и обязанную помочь ей реализовать в себе то, что назначено Богом. Такой любви сопутствует высокая нравственная обязанность мужа по отношению к жене и доверие и послушание жены в отношении к мужу. Эту любовь нельзя сравнить с тем чувством взаимной склонности, симпатии, влюбленности, что предшествует браку; ни, тем более, с чувством похотного раздражения, что заставляет искать и находить предмет страсти, удовлетворяемой во временном союзе. Таинственно и непостижимо происходит в браке соединение двух личностей в «одну плоть». Брак – это новое рождение двух людей в новую «единую плоть», благословленное Господом.

   «ТАЙНА СИЯ ВЕЛИКА…», человеческим разумом ее не понять.

   

   О холостой жизни

   Впослании к коринфским христианам апостол Павел пишет: «Я вам сказываю, братия, время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не обретающие. И пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего» (1 Кор. 7, 29–31).

   Эими словами апостол Павел указывает, что брачная жизнь на этой грешной и идущей к гибели земле не есть самоцель, что она есть переход к другому, более совершенному, состоянию, «ибо проходит образ мира сего». Как известно, для женщины Ветхого Завета брак был обязателен. Девственность не почиталась, а бездетных презирали, как не способных послужить обетованию – быть в числе прародителей Мессии.

   ВНовом Завете «лучшая» часть принадлежит Марии (Лук. 10, 42) – прообразу иночества и отсюда девственности. Поэтому апостол Павел говорит: «А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу. А женатый заботится о мирском, как угодить жене…(1 Кор. 7, 32–33), поэтому «выдающий замуж свою девицу поступает хорошо, а не выдающий поступает лучше» (1 Кор. 7, 38). Но этот призыв апостола относится лишь к тем, кто загорелся горячей любовью ко Христу, хочет полностью отдать себя служению Ему и «может вместить» (Матф. 19, 12) безбрачную жизнь.

   Братие, посмотрим на себя со стороны. Про нас ли идет выше речь? Достойны и готовы ли мы встать на одинокий, самый трудный путь спасения? Или, может быть, наша гордость и заблуждения не дают нам собраться с силами и найти близкую нам по духу душу. А может быть, мы уже знаем ее, но не хотим признаться себе в этом, придумывая различные, для самого себя, отговорки. Убеждаем себя в том, что в браке нет спасения, и наш духовный рост прекратится, как только появится жена или муж. Эти мысли – от лукавого.

   Взбраняющих жениться слово Божие поставляет в числе людей особенно грешных. И эти люди будут по преимуществу в последнее время, или пред кончиною мира, когда и холостая жизнь особенно будет в ходу. Таким образом, поддержка и распространение холостой жизни это – ВЕЛИКИЙ ГРЕХ, тем более в старообрядчестве, которое и так немногочисленно.

   Чсто бывает, что люди, недавно пришедшие в Церковь, вдруг начинают отвергать все мирское, говорят о том, что если они женятся, то не смогут возрастать и совершенствоваться духовно, решительно препятствуют женитьбе-замужеству тех, кто собирается венчаться. А думает ли отвергающий брак о том, что он возводит хулу на Бога, так как стремится опровергнуть то, что создано и благословлено самим Господом? Уверены ли люди в том, что если они не вступят в брак, то сохранят целомудрие? Целомудрие не только телесное, но и душевное. Желающий спасения может только противостоять греху, не обвиняя никого, не ропща на обстоятельства, помня, что «Бог… Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» (Иак. 1, 13–14).

   Нзывать брак беззаконием, прикрытым таинством, – это ересь и ВЕЛИКИЙ ГРЕХ. Да, братие и сестры, есть христиане, которые высказывают такие мысли. Чаще всего это пропагандируют люди новообращенные, которые, придя в лоно Церкви, берутся изучать Священное Писание, различную литературу и истолковывают слова наших предков так, как удобно им. Порой даже духовные отцы таких людей и не подозревают, в каком заблуждении находятся их духовные чада.

   «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1 Ин. 2, 15), – говорит Апостол. Но не любить мир не значит не любить тех, кто живет в этом мире. Только будущий Век положит пропасть между чистым и нечистым, отделит сынов Света от детей тьмы. А сейчас, пока не произнесено еще судное слово, немало людей, познавших пустоту внешней жизни, приходят в церковную ограду в поисках истинной любви, ища спасения. Еще неокрепшие в вере, но полные решимости, начнут они устраивать свою жизнь не по прихотям мира, а по церковным заповедям. И потому для кого-то много раз еще придется повторять то, что уже сказано, объяснять то, что, казалось, давно ясно.

   «И сказал Господь Бог: нехорошо быть человеку одному» (Быт. 2, 18).

   Ообенно нехорошо, трудно одному проходить путь спасения. Потому и благословляет Церковь брак, и живущие в миру знают преимущества супружества перед вольной волей. Ведь даже одиночество ради Господа – монашество – связано обетом послушания. Послушания духовнику и священноначалию. А значит и монашествующий не один совершает свое поприще.

   Мрянину же лучшая доля – семья.

   Смья так много значит для нашего спасения, что ее называют малой Церковью, поэтому создание столь важного союза, безусловно, должно серьезно обсуждаться. Благословение епископа, духовного отца, родителей – вот залог правильного выбора и счастья в будущей семье.

   Бесцельная холостая жизнь не дает человеку полноты развития, даже физического, а тем более нравственного и религиозного. Так, прежде всего, здесь достойно замечания то обстоятельство, что между мирскими лицами (о монашествующих здесь речь не идет) достигают самой глубокой старости только люди женатые.

   Вотношении душевного развития для женатых семья составляет лучшую школу. Здесь они развивают в себе все благородные свойства человеческой природы: добродушие, терпеливость, трудолюбие и заботливость о других. Холостые же и того и другого пола обыкновенно менее бывают добры и под старость лет делаются особенно суровыми, жестокими. Они гораздо менее терпеливы, трудолюбивы, непостоянны в своих словах и на деле. Им кажется, что они заботятся об общецерковном благе и готовы положить на это жизнь, но это заблуждение, и происходит оно от высокоумия. Такая жизнь проходит в постоянной суете и подпитывании собственного «я», т. е. в возрастании гордости. В конце жизни такой человек, оглядываясь, понимает, что после него ничего не останется, жизнь прошла. А он никому не передал того, что умеет сам, не вырастил ребенка, прервал свой род на земле. Для этого ли Господь призвал его в этот мир? Кто будет молиться за него после его смерти?

   Н завися от другой половины, не связываясь заботами содержать семью и детей, холостые люди вообще увлекаются чувством независимости и ложной свободы, заняты бывают более собой, воспитывают в себе своей одинокой жизнью чувства самолюбия и гордой отчужденности от других.

   Мнах здесь исключение. Это не светский холостяк, если он истинный монах. Против его самолюбия и превратно понимаемой независимости существуют правила монашеского послушания: послушание, когда оно применяется со стороны старших с благоразумным и умеренным требованием, приносит здесь великую пользу. А от праздности и ложной свободы спасают монаха или монахиню молитва и монастырский труд.

   Ухолостых же мало нужд и для собственного содержания, между тем как нужды-то житейские: пища, жилище, одежда – естественно располагают человека искать Божией помощи. Их не опечаливает болезнь жены, не заставляет задумываться приближающееся разрешение от бремени (берем вместе мужа и жену, потому что забота и страх здесь касаются обоих: один страдает душой, а другая телом); не затрудняет и последующее затем состояние жены-матери; не устрашает вдовство; не заботят задачи воспитания достойного христианина из своего чада; не постигает и не трогает потеря детей. Между тем именно горести жизни более всего смиряют человека перед Богом и обращают к Богу.

   Н всего достойнее сожаления то обстоятельство, что холостому человеку, если он бесцельно остается холостым, т. е. не возложил на себя обета целомудрия – не принял монашества, – ему трудно среди мира не соблазниться на чужую красоту, а затем уже не пойти путем порочной неумеренной жизни, до самых лет старости. Если бы отговаривающие вступать в законный брак или же на долгий срок отодвигающие это событие вместе с тем давали холостым силы сохранить девство и целомудрие! Но они не дают ни сил, ни предостережений, потому что и не могут этого дать.

   Спружество же прекрасно удерживает человека в пределах умеренности и порядка, потому что в нем присутствует одинаковость, правильность полового сообщения, а не беспрерывное раздражение похоти от беспрерывной же перемены лиц, совместно падающих. И вот совесть холостых мало-помалу отягчается плотскими грехами!

   Кгда апостол Павел сказал Спасителю: «Лучше есть не жениться», – Спаситель не одобрил этого предложения для всех. Таким образом, отговор или прямое препятствие совершиться чьему-либо браку составляют величайшее зло; потому что препятствуют развиваться человеку в чистых и христианских качествах, а главное – участвуют в развитии разврата. Не само состояние холостых и не замужних лиц мы обвиняем, т. к. это состояние в некоторых может быть и нравственным, но, собственно, бесцельность его и посторонние ему препятствия. Да, что-нибудь одно из двух должно быть для холостых: «или законный брак, или же девственная целомудренная жизнь в смысле жертвы Богу, с торжественным обетом монашества». Целомудренная жизнь без обета подходит лишь для девиц, и вообще для женского пола, поскольку часто, при самом желании себе супружеской жизни, они сами не могут ее устроить.

   Павославный христианин!

   Жнат ли ты сам или вдов, – искренно советуй каждому холостому человеку женитьбу, законный брак. Апостол Павел мог в свое время советовать христианам безбрачную, холостую жизнь. Но то были христиане строгие в своих правилах. И побуждения, по которым он советовал такую жизнь могущим между ними воздержаться, были высокие, искренние и часто особенные. Святой совет апостола и ныне остается неизменным ДЛЯ ЕДИНИЦ!!! в мире и для всех тех, которые, удаляясь от мира, по истинной ревности принимают обет монашеский.

   Н у современных христиан внешнее положение совсем другое, нежели во времена апостола Павла. В наше время часто за холостой жизнью скрываются слабость духа, уход от мирских материальных проблем, страх перед семейными обязанностями, даже банальный эгоизм. Холостой жизнью, так или иначе, все в мирском быту злоупотребляют. Много сейчас и в старообрядчестве молодых и уже не очень молодых людей, которые все еще никак не решаются завести семью, хотя и возраст, и материальное положение этому не препятствуют. Но жизнь уже давно показала, что холостая жизнь без возвышенной цели – обета целомудрия – человека только расстраивает.

   Брак, в идеале, в духовном отношении выше безбрачия и является более трудной и более высокой степенью в духовной жизни. Просите совета у ваших духовных отцов, не довольствуйтесь только своими размышлениями. Молитесь, и Господь не оставит вас в трудностях ваших.

   

   Вбор супруга

   Вбор супруга – важнейший в жизни выбор. Нет в жизни более ответственного, более значимого, более влияющего на всю жизнь шага. От твоего выбора будет зависеть, проживешь ли ты эту жизнь радуясь или с горькими слезами, почерпнешь ли ты в браке новые силы или согнешься под непосильным игом и зачахнешь или, что еще хуже, сломишься и погибнешь духовно (а может быть, и физически), как погибают многие.

   Еть поговорка: «Истинные браки совершаются на небесах». И конечно, брак лишь тогда может быть счастливым, когда он совершается согласно воле Божьей. На брак необходимо получить совет и благословение духовного отца, ведь его устами будет говорить голос Божий. И всегда благословение духовного отца – это залог счастья, а нарушение запрещения влечет неизбежные скорби и беды. Этому есть множество примеров. Прежде в выборе жениха или невесты участвовали родители. Теперь же молодые сами решают свою судьбу, а ведь именно родителям в большей мере ведомо наше духовное устроение, некоторые черты характера. И то, что не понравится родителям, скорее всего, в будущем не понравится и нам. Иногда случается очарование необычной личностью человека, его душевным эмоциональным складом, характером, талантом. В самонадеянности влюбленному кажется, что он ради своей любви может преодолеть все: разницу в воспитании, умственном развитии, темпераменте, возрасте. Но ни выбор по страсти, ни душевное очарование, ни надежды на свою мудрость не могут нас обезопасить от ошибки. Разумнее все доверить Господу, а не рассчитывать на свои слабые силы.

   «Возверзи на Господа печаль твою, и той тя препитает» (Пс. 54, 23). Пусть главенствующей для вас в выборе спутника жизни будет общность по духу. Ведь плоть немощна, дух же бодр и может преодолеть все, по словам Спасителя (Мф. 26, 41).

   Ндо обречь себя на усердную молитву и отдать ей все силы, не жалея себя: дело идет о судьбе для всей жизни, которая дается человеку лишь один раз. Пусть онемеют поднятые к Богу руки, пусть распухнут колени от преклонения, пусть запекутся уста от молитвословия, пусть обессилеет тело от поста и ночного бдения, но воля Господня должна быть узнана. Есть дела, в которых не может быть ошибки, и среди таких на первом месте стоит выбор супруга. Не всегда наша молитвенная просьба может быть исполнена скоро. «Просите, и дано будет вам» (Матф. 7, 7), – говорит Господь, хотя, может быть, Он и медлит (Лук. 17, 7) в исполнении просьбы для испытания нашей веры и усердия. Как придет решение, вперед сказать нельзя, но оно придет очевидным, видимым образом для духовных очей неотступно молящегося.

   «…Упорствовать в ожидании его, или, лучше сказать, со смирением, постоянным, уповательным и умолительным терпением ждать, когда наконец угодно будет человеколюбивому Господу явить милость Свою к нам. Не вдруг дает Господь, а почему – Ему единому то ведомо. Жди с надеждою. Господь ждет, пока, истощив все свои усилия, не видя успеха, во глубине сердца изречешь ты: «Ими же веси судьбами, спаси, Господи…»

   …Все мается и мается бедная душа, ища и не обретая. Ожидать чего-нибудь от своих усилий и в ум уж не приходит. Давно уже исчезла всякая самоуверенность, и во глубине души только слышится: «Ими же веси судьбами, спаси…».

   Пложение себя в руки Божии и чаяние всего от Его единой милости есть последний предел приготовления, готовности и годности к водворению царствия Божия внутри нас, которое, однако ж, всегда приходит не с усмотрением. Это состояние смиренного, без всяких притязаний, ожидания и есть «сумрак веры», который сумрачен по безвестности времени получения чаемого и искомого, тогда как предмет и основания ожидания совершенно ясны…».

   Всемьях, где есть девицы на выданье и юноши, хорошо иметь обычай чтения канонов Богородице, святителю Николе, святым апостолам Матфею, Марку, Луке, Иоанну Богослову, мученикам Гурию, Самону и Авиву, святым чудотворцам Петру и Февронии, мученикам Андриану и Наталии, Хрисанфу и Дарии.

   Жлание жить в браке – это желание жить по заповедям Божиим, ведь одной из целей брака является сохранение от блуда. «Во избежание блуда, каждый имей свою жену и каждая имей своего мужа» (1 Кор. 7, 2), – писал Апостол.

   Жниху и невесте и родителям нужно прислушиваться к своему сердцу при усердной молитве. Если при последней решимости на брак жених и невеста и родители их ощущают душевное спокойствие, то с благословения духовного отца нужно решаться на брак. В противном случае, если при этом ощущается сомнение, безотчетная боязнь, беспокойство, необходимо поведать духовному отцу об этом и лучше отказаться от задуманного брака, дабы не сотворить ошибки.

   Пи выборе жениха обращайте внимание на характер и достоинства отца, а при выборе невесты на характер и достоинства матери: «Яблочко от яблоньки далеко не укатится». «Кто найдет добродетельную жену? Цена ее выше жемчугов; уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка; она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей» (Прит. 31, 10–11), – говорит Премудрый.

   Иак, первое, что необходимо вступающим в брак, – это неторопливость, основательное размышление о верности выбора, проверка правильности решения совместно с духовным отцом, родителями и людьми, богатыми благочестием и опытом жизни.

   Ворое – это осторожность во взаимоотношениях до совершения брака.

   

   Отношения между женихом и невестой до брака

   Састье для влюбленных, когда любовь приводит к браку – к желанному для них концу; но беда из всех бед великая, когда что-либо помешает этому. Чаще всего разрыв в отношениях происходит по вине юноши – жениха. Не даром ведь советуют помолвленным жениху и невесте при встречах садиться на почтительном друг от друга расстоянии, воздерживаться от чувственного влечения и от какой-либо интимности в отношении друг к другу. Девушке надо помнить, что хотя инициатива по большей части принадлежит жениху, но ведущая роль есть достояние невесты. Девушка должна быть чистой, как цветок, ничто не должно к ней прикасаться.

   Рвекка, лишь только увидела пред собой жениха своего, «вземши ризу летнюю облечеся» (закрылась покрывалом). Так и у каждого жениха и невесты взаимные отношения должны быть прикрыты целомудренною стыдливостью. До венчания они все же меньше близкие между собой лица, чем, например, брат и сестра. Притом, не бывают ли случаи, что свадебный сговор совсем расстраивается после продолжительного времени, после обменов жениха и невесты подарками и взаимной откровенности? Поэтому до венца необходима сдержанность как в уединенных прогулках, в пожатиях рук, в свиданиях безвременных (в глубокий вечер), в разговорах и в переписке о взаимной преданности, так и в гневе друг на друга. В случае расторжения брачного сговора эта вольность обращения будет новым стыдом, новым наказанием, особенно невесте. Но и с благополучным завершением брака это будет отзываться неприятным воспоминанием для совести. Удивляется иной вольный жених, что невеста его, как только он прямо и пристально взглянет на нее, – вся краснеет. Эту красноту ее он готов назвать забитостью ее в семье. Но эта краснота – прекраснейший цвет девства, великое достоинство нареченной его невесты.

   «Всякое прикосновение мужчины и женщины неприлично, всякое сладострастие под тенью крыльев любви – целомудренно», – говорит св. Григорий Богослов (имеется в виду, конечно, брачная любовь). Многое в семейной жизни зависит от прежнего поведения жениха и невесты. Их добрачная жизнь обязательно окажет влияние на атмосферу в семье, на здоровье будущих детей. Тот, кто не бережет своей чистоты до брака, сам лишает себя семейного счастья.

   Сромность – добродетель и украшение девушки. «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы и нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно перед Богом» (1 Пет 3, 3–4), – обращается к женам и девицам Апостол. Удовольствие привлечь к себе внимание, наслаждение вниманием может иметь непростые последствия.

   «Хотя ты не говорила и не произносила слов блудницы, не произносила языком, но говорила видом, но говорила походкою, но говорила яснее голоса глазами. Ты сделала совершенным прелюбодеем того, кто прельстился этим видом; как же ты можешь не быть блудницею, когда дело твое оказывается прелюбодеянием?» – читаем у св. Иоанна Златоуста.

   Ккетливость легко может довести до греха, т. к. возбуждает страсти. Если девушка думает, что раскраска лица или разные вычурные наряды помогут сделать счастливый брачный выбор, то усилия ее тщетны. Подобное может увлечь человека лишь на время, возбудив в нем любовь-страсть. А страстная любовь очень быстро проходит. Из многих жизненных историй видно – кто по страсти вступает в супружество, тот не бывает счастлив: страсти остывают и любовь исчезает.

   Кгда девушка желает замужества – это доброе желание. Но желать замужества не значит стремиться к браку любыми путями. Чистота, целомудрие, богобоязненность, кротость и терпение привлекут к такой душе благословение Божие гораздо вернее, чем разные ухищрения внешние. Народная мудрость гласит, что на всякий товар есть свой купец. И не следует брезговать той внешностью, что дал вам Господь, лучше вы себе не нарисуете.

   

   Таинство брака

   Всловах апостола Павла, читаемых на венчании, заключено все, что можно порекомендовать брачующимся для принятия и сохранения этого дара Божия, дара любви. Слова эти хорошо бы знать и помнить всем семейным людям. «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены мужьям во всем» (Еф. 5, 22–24).

   Счего должна начинаться брачная жизнь?

   Оа должна начинаться с духовного приготовления к ней. На основании правил святых отцов жених и невеста до брака непременно должны принести исповедь и принять Причастие Святых Таин. По древнерусскому обычаю, невеста царя 4–5 дней до свадьбы проводила в монастыре. Перед таинством брака брачующиеся вместе принимали причастие. Святые. отцы рекомендуют и в годовщину свадьбы мужу и жене исповедоваться и причащаться.

   Внцы – это награда Святой Церкви за сохранение целомудрия до брака и знак того, что брачующиеся достойны по чистоте души и тела воспринять благодать таинства.

   Внцы – это знак подвига и мученичества. В идеальном христианском браке супруги призываются к подвигу воздержания и целомудрия при ограничении своей плотской жизни целью только деторождения. Брак есть крест. Апостол Павел предупреждает желающих вступить в брак: «Таковые будут иметь скорби по плоти…» (1 Кор. 7, 28).

   Чо же это – «скорби по плоти»? Любая обязанность, как бы приятна она ни была, неизбежно когда-нибудь расходится с нашими желаниями. Происходит это от нашего несовершенства. Любимое дитя может раздражать отца, непонятливость жены угнетать мужа, временное невнимание мужа печалить жену и т. д. Это и есть «скорбь по плоти»…

   Апостол Павел указывает мужу любить свою жену, вспоминает о любви Спасителя к Церкви и говорит о жертвенности этой любви. Ведь супругам многим приходится жертвовать ради друг друга, ради совета, мира и любви. И так постепенно мученический венец становится венцом славы.

   Внцы возлагаются на брачующихся и как символ полноты исполнения в браке заповедей Христовых о взаимной любви, взаимном служении и полноте самоотвержения.

   Нжно помнить, что в браке нет более личной свободы, нет более своей жизни, своих интересов, своей печали или радости. Все должно быть общее, все отдано другому. А когда семья возрастает и появляются дети, то полнота самоотвержения возрастает еще в большей степени. Для жены и матери, равно как для мужа и отца, нет более своей жизни – но есть жизнь лишь супруга и детей.

   И уважения к святости совершившегося с ними таинства у первых христиан был обычай воздержания в течение всей первой недели после бракосочетания. После венчания они еще семь дней носили венцы, и лишь на восьмой день священник торжественно снимал их. Молодые супруги первые дни совместной жизни посвящали Богоугодным делам и молитве за предстоящий совместный путь к Небесному Царству. Воздержание же в первую ночь после бракосочетания было обязательным установлением Церкви. «Жених и невеста, по получении благословения, должны проводить следующую ночь в девстве из благоговения к полученному благословению». За это время молодая жена может привыкнуть к супругу и переход от девушки к женщине станет для нее легче и естественнее.

   Гсподь вложил различие как в физический, так и в душевный организм мужчины и женщины. Они дополняют в мире один другого. Если мужчине в основном более свойственны мужество, физическая сила и выносливость, то женщине соответствует большая сила любви, отзывчивости сердца, нежности чувств и т. д. Жена создает уют для мужа и детей. Она еще более должна позаботиться, чтобы в семье всегда господствовала атмосфера любви, нежности, ласки, взаимной уступчивости, самоотверженности и готовности служить друг другу.

   Брачные отношения супругов должны основываться на заповеди апостола Павла: «Муж, оказывай жене должное благорасположение: подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж: равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7, 3–5). Брак может сделать человека счастливейшим в жизни, если он нашел себе в спутнике существо, близкое по добродетели ангелу, и самым несчастным, если через спутника на него излилось влияние темного, человеконенавистного духа.

   «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них», – сказал Господь. Семейный союз Апостол уподобляет союзу Христа и Церкви. Жизнь в нем – не скучные будни, а праздник брака, где в супругах всегда пребывает свадебная радость жениха и невесты. В таком союзе нет греха предпочтения любимого Господу, но супруги оба во всем предпочтут заповедь Божию, а общая для двоих цель – жизнь в Господе обязательно покрывает мелкие несогласия. Здесь супруги не угождают плоти, но любовию служат друг другу (Галл. 5, 13). Здесь супружеская любовь, по словам Григория Богослова, и в сладострастии остается целомудренной.

   Кк и все в жизни христианина, брачная жизнь должна освящаться молитвою. Апостол Павел говорит:

   «Для чистых все чисто» (Тит. 1, 15). Брачные отношения установлены Самим Богом, и в них нет по их существу чего-либо нечистого. Так же, как и в тех частях тела, которые участвуют в деторождении.

   Вбрачной жизни супругам следует строго соблюдать постановления Соборов и обычаи первых христиан в отношении сохранения себя в чистоте в праздничные и воскресные дни, под среду и пятницу, дни причащения, покаяния и поста. Пренебрежение этими установлениями Церкви поведет к болезням жены и смерти детей. При этом следует учитывать, что церковный день начинается с вечера, с 16.00 – 18.00, и следует поэтому сохранять себя в канун праздничного или постного дня, считая их окончанием вечер перед следующим днем.

   Кк к таинству должны относиться супруги к зачатию ребенка, и да не забывают перед отходом ко сну освятить теплою молитвой и ту ночь, в которую по воле Господней, может быть, у них зародится новый член их семьи, новый образ подобия Божия. Следует вспомнить, что в Церкви установлены праздники в честь зачатия Божией Матери Девы Марии

   и Крестителя Господня Иоанна (9 декабря и 28 сентября по старому стилю).

   Дша христианина, если она питается и возрастает духовно, непрерывно преображается, как преображается в природе ползущая некрасивая гусеница в прекрасную, порхающую бабочку. Так и у людей, вступающих в брак, но растущих духовно, со временем происходит изменение их душевного устроения с отказом от жизни плоти и с переходом к жизни духа. В истории Церкви имеются указания на многочисленные случаи такого перехода христианских супругов к воздержанию от брачной жизни.

   Тудно постичь все значение брака в жизни. Но с Божией помощью и молитвой «верные супруги безбоязненно встретятся, в будущем веке и будут пребывать вечно со Христом и друг с другом в великой радости», – пишет Иоанн Златоуст.

   

   Пслесловие

   Нженатый брат наш, который ждет свою Февронию, наверное, забыл, что во все времена настоящие мужчины сами искали себе свою вторую половину, сами устраивали свою жизнь, а не ждали инициативы от противоположного пола. И главных причин, способствующих браку среди старообрядцев, назвал он ни много ни мало – 11 пунктов. Здесь и стремление к материальной стабильности, к тихой и спокойной жизни(?), и желание породниться с какой-нибудь уважаемой семьей, иногда (!) романтическая влюбленность, усталость от борьбы с похотью и прочее. Такими желаниями, на взгляд этого автора заметки в Интернете, руководствуются нынешние старообрядцы, создавая семью. Он называет все эти причины (кроме борьбы с похотью) негодными для заключения брака (для себя?), хотя почему-то приписывает их другим. Может быть, действительно современная старообрядческая молодежь по таким причинам женится? Неужели оскудела ЛЮБОВЬ?

   Нужели современный молодой человек нашей веры не думает о том, что он ответственен за будущее нашей Церкви, он должен умножить число воинов Христовых, он должен построить сам свою семейную церковь? С помощью Божией, но сам. Сам, прикладывая массу собственных усилий, преодолевая свою лень, неуверенность, застенчивость, сложившиеся привычки, трудясь до изнеможения, став активным «живым» христианином. Христианином деятельным, решительным, дающим новую жизнь и новую надежду на спасение. Закрадывается мысль, что многие не верят, что Господь поможет им в преодолении трудностей, если они решатся взвалить их на себя, поможет носить «тяготы друг друга».

   Тк неужели настолько инфантильна наша молодежь, что она созревает для серьезных решений только к исходу третьего, а то и четвертого десятка лет? К сожалению, опасение это подтверждается многими примерами.

   А время идет, и проходит жизнь. В том-то и сложность, что, находясь на этой земле, мы должны одновременно решать множество проблем: и личного духовного совершенствования, и устроения своей жизни по христианским законам, и продления рода человеческого для сохранения на земле Святой Церкви. Другого времени у нас не будет.

   Н. Боголюбов



назад


Яндекс.Метрика