свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

№ 2-3Октябрь 2004 года

ПОЧЕМУ Я НЕ ЖЕНАТ?

   Вданном случае я хотел бы ограничиться заголовком «личного свойства», хотя тема этой заметки «общая». Увы, обычно самые «общие темы» касаются как жизни общества и Церкви в целом, так и отдельных человеческих жизней.

   Нчнем с того, что главными причинами, способствующими браку в христианской среде (имеются в виду прежде всего старообрядцы) являются:

   1) стремление к канонической и социальной определенности,

   2) стремление к материальной стабильности и благополучию,

   3) стремление к сытой и спокойной жизни,

   4) усталость от борьбы с похотью,

   5) желание породниться с какой-нибудь уважаемой семьей,

   6) желание большей автономии (от родителей, братьев и сестер, общества),

   7) иногда душевное желание «иметь близкого человека»,

   8) нередко желание «сменить обстановку» и «начать жизнь сначала»,

   10) иногда романтическая влюбленность, чувства симпатии и привязанности,

   11) очень редко – чувство благодарности.

   Н наш взгляд, все это – негодные основания для християнского брака Церковного. Впрочем, 4-я причина признается и указывается св. ап. Павлом как возможное основание для брака Церковного, но, при всем том, обычно забывается, что брак Церковный (как, впрочем, и иночество, и юродство) есть только одно из возможных средств и орудий спасения и только в свете этого имеет какой-то смысл. Сами по себе эти все желания и намерения могут быть и не греховными, если не заслоняют, не затмевают собой главного, «единаго на потребу». Больше того, Церковь решительно осуждает супругов, гнушающихся плотской любовью, близостью, но это не значит, что целью брака Церковнаго является такая близость – нет, это лишь средство.

   Сысл в том, что в християнской семейной жизни все должно быть подчинено церковным задачам, иметь духовный смысл. Семья должна быть малой Церковью. Из семей, приходов, епархий строится воинствующая с грехом и смертью земная Церковь.

   Ели инок, монах – не «иной», не «живой мертвец», а семейный брачный – не живой християнин, то к чему все это? Коль семья не является малой Церковью, народ не является народом Божиим, Новым Израилем, народом-Богоносцем, «светом всему миру», человечеству, то непонятно, есть ли какой смысл в их бытии, существовании? Если любовь меж близкими людьми не есть та, настоящая любовь Свыше, описанная св. ап. Павлом, что «долготерпит», то велика ли настоящая цена такой «любви»? Что не имеет «метафизического измерения» и духовного основания, боюсь, то все – пустое.

   Тм, где близкие люди собраны Христа ради, возможно что-то доброе, а коль скоро их собранием руководили какие-то второстепенные мотивы?.. И многие ли из християн могут сказать, что женились (вышли замуж) спасения ради, «Христа ради»? Что они двое уже есть Церковь Христова?

   Могим ли встречалась «вещая дева» премудрая Феврония?

   Н мне.

   Вт почему, хотя внешне мне ничто не препятствует, я не женат. Хорошо ли то? В сем нет похуления брака Церковнаго, скорее уж напротив… Это – объяснимо.

   А. Езеров

   (http://portal-credo.ru/authors/lestovka/index.php?status=txt&id=36)



назад


Яндекс.Метрика