свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

№ 2-3Октябрь 2004 года

ЕПИСКОП АРСЕНИЙ УРАЛЬСКИЙ. КНИГА ОБ АНТИХРИСТЕ И О ПРОЧИХ ДЕЙСТВАХ, ИЖЕ ПРИ НЕМ БЫТИ ХОТЯЩИХ.

   Глава восьмая

   ЗНАМЕНИЕ ВТОРОЕ. ВОССТАНУТ ЛЖЕХРИСТЫ И ЛЖЕПРОРОКИ, И ВМЕСТЕ С АНТИХРИСТОМ ПРИДЕТ НЕКИЙ ЧУДНЫЙ ЛЖЕПРОРОК ПО ОБРАЗУ КРЕСТИТЕЛЯ ИОАННА

   

   В святом Евангелии сказал Господь: «Берегитесь, чтобы никто вас не прельстил, многие бо придут во имя Мое, говоря: «Я есть Христос», и многих прельстят». Толкование: многие придут, каков был Иуда Галиеянин, каков Февда, которые назывались посланными от Бога» (Благовестник на Ев. от Матфея, зач. 98). И вновь говорит [Христос]: «И скажут вам: здесь Христос или там – не ходите, не ищите. Как молния, сверкающая от поднебесной, на поднебесной светится, так придет Сын Человеческий в день свой» (Лук. зач. 86). И вновь: «Тогда соблазнятся многие, и друг друга предадут, и возненавидят друг друга, и многие лжепророки воcстанут и прельстят многих» (Матф. зач. 98). В Книге о вере в главе 23 пишется: «Не явились ли ныне через отступление от Православия лживые пастыри и ложные пророки, или не проповедуют быть здесь и там Христа, или не являют Его в драгих чертогах и светлых одеждах, во множестве богатств и временных наслаждениях, в названии истинной церкви»? И в книге кирилловой, в первом знамении глаголет: «Многие придут во имя Мое, говоря: «Я Христос», и многих прельстят». Это сбылось отчасти – Симон волхв и Менадр и иные окаянные начальники еретики» (лист 21, обор.).

   Н нам следует здесь сказать не о тех лжехристах и лжепророках, которые уже были, и не о тех, что ныне Христа являют в дорогих чертогах и в светлых одеждах, в богатствах и наслаждениях, но о тех, которые еще не пришли, но хотят быть, и знамениями и чудесами людей прельщать. О них Сам Господь предсказал, говоря: «И тогда если кто скажет вам, вот здесь Христос или там, не верьте. Восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно и избранных. Вы же берегитесь, заранее говорю вам» (Матф., зач. 99). Толкование: «Тогда» – не во время запустения Иеросалима, но во время пришествия антихристова» и прочее. И вновь говорит: «Тогда восстанут лжехристы и лжепророки, дадут знамения великие и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных». Толкование: «Сказано о времени пришествия антихриста: будут ложные христы и ложные пророки, обманом бесовским явления творяще пред очами зрящих, чтобы прельстить неких, и даже праведные могут прельститься, если не бодрствуют» (Благовестник).

   Вкниге кирилловой, в главе 4 говорится: «Христос времени своего пришествия и конца века никому не сказал, только поведал знамения, из-за антихристов, которые последнему антихристу людей приведут. Они явятся раньше его пришествия. Дела и слова их будут удивительнее, чем можем предположить». И в Соборнике святой Ипполит пишет: «По вознесении Его (Христа) ко Отцу, восстали некие, говоря, «Я Христос» – как Симон волхв и другие, чьи имена не время вспоминать. Так и в последние дни надлежит вновь явиться лжехристам, говорящим: «Я Христос», – и многих прельстят. Надлежит сначала им быть, и потом явится сын погибельный, иначе сказать, диавол».

   Кк Христу Спасителю нашему, хотящему воплотиться, прежде него многие были пророки, одни за много лет до воплощения, другие близко, предсказывая о нем, чтобы подготовить людей к принятию Его, так и пред антихристом издавна уже предшествуют лжехристы и лжепророки, приготовляя ему людей развращенных. Наконец придут чуднее и больше этих, как сказано. И как перед Христом после всех тех святых пророках, пришел пророк, больший прежних пророков, и больший всех, рожденных женами, Иоанн Предотеча, ненамного раньше Христа. И указав на Него, сказал: «Се Агнец Божий, вземлющий грехи всего мира» (Иоан., зач. 3). И вновь сказал: «Сей есть Сын Божий». И обращая людей ко Христу, говорит: «Покайтесь, приблизилось Царство Небесное» (Матф., зач. 5). И еще говорит: «Идет креплии меня вслед за мной, Которому я недостоин развязать ремень сапога Его. Я крестил вас в воде, Он будет крестить Духом Святым» (Марк, зач. 1). Так и после многих лжехристов, предтеч антихристовых, придет больший их, чудный предотеча, ненамного опережая антихриста. О cем лжепророке, антихристовом предотече, святой Иоанн Богослов в Апокалипсисе говорит: «Видел другого зверя, исходящего от земли, имеющего два рога, подобных агничим, и говорил как змий, и творит власть первого зверя и готовит землю и всех живущих на ней, да поклонятся первому зверю, у которого исцелела смертная язва. И творит знамения великие, даже огнь низводит на землю пред человеки. И прельщает живущих на земле знамениями, которые дано ему сотворить перед зверем». Толкование: «Все сделает чародеянием и обманом отступника лжехриста предотеча на обман людям, да подумают без сомнения, что антихрист есть бог, потому что свидетельствует о нем творящий такие чудеса – по образу Крестителя, приводящего Спасителю верующих. Ложь подражает истине для прельщения людей. Не удивительно, что прельщаемые увидят огонь, сходящий с неба. В истории Иова видели его нисшедша и сжегша скот по Божию попущению и действу сатанину» (Печатный толковый Апокалипсис, зач. 37).

   Се внимательно понимать надо, потому что отсюда видно, что тогдашнее прельщение будет не от недоумения и непонимания догматов веры, как бывает при прочих еретиках, но будут верить от будущих тогда знамений и чудес. Ныне же не слышно о таких чудесах где-либо бывающих. Так этим знамением ясно показывается, что антихрист еще не пришел в мир, не воцарился: все это произойдет в будущие времена. И по вышесказанному, от этого лжепророка антихрист будет проповедан как бог. Но тогда будут посланы истинные пророки Енох и Илия, чтобы проповедовать людям, чтобы не принимали его. И об этом в третьем знамении будет подробно показано.

   

   

   Глава девятая

   ЗНАМЕНИЕ ТРЕТЬЕ. ЧУВСТВЕННОЕ ВО ПЛОТИ НА ЗЕМЛЮ ПРИШЕСТВИЕ ПРОРОКОВ ЕНОХА И ИЛИИ ВО ОБЛИЧЕНИЕ АНТИХРИСТУ, ВО ОБРАЩЕНИЕ И УТВЕРЖЕНИЕ ВЕРНЫХ

   

   Сачала следует священным писанием показать, что пророки Енох и Илия с плотию были взяты [от земли] и до ныне во плоти живы прибывают. О Енохе в книге Бытия речено: «И поживе Енох, и угоди Богу, и не обреташеся [на земле], потому что взял его Бог» (гл. 5). И Сирах говорит: «Енох угоди Господеви и преложися образ покаяния родом» (гл. 44). И вновь он же: «Никто же создан был тако, как Енох на земле, тот вознесен от земли». Святыи Иоанн Златоуст на слова апостола: «По вере умроша вси, не приемше обетования» (Евр., зач. 328) говорит: «Надвое здесь понимать следует: как сказал преложи Еноха не видети смерти, и не обреташеся [его на земле] и глаголет, по вере умроша сии вси». Ниже: «По вере умроша сии вси, сказал не потому, что все умерли, но потому что взяту бывшу одному, умерли все, которых знаем умершими» (Беседа 23). И еще на слова апостола: «Верою Енох преложися не видети смерти, и не обреташеся, потому что преложил его Бог» (зач. 326) в толковом апостоле пишет: «Енох преложен жив для уверения, что Божия сила может сохранить от смерти». Ниже: «Жив бо преложися Енох, и еще жив, где же и как – не явленно» (лист 1020). И вновь в зач. 328 глаголет: «По вере умроша вси, не приемши обетования». В толковании: «Два смысла здесь искать подобает: выше сказал, по вере умроша вси. Ниже: но еже по вере умроша вси – понимай, кроме Еноха». И в Соборнике, в главе 69 пишет: «Седьмой от Адама в роде Eнох, который не умер, но преложился не видев смерти». И в Прологе ноября в 8 день глаголет: «Ангелом был взят Енох и перенесен на место рая, чтобы не видеть ему общей всем людям смерти даже до второго пришествия Господня на землю». И декабря в 17 день: «Енох, не вкусивый до ныне смерти». И в книге печатной Иоанна Златоуста, в неделю вторую поста: «Постися Енох, и взят был с плотию на небо, и до ныне жив есть». Все это сказано о Енохе.

   ОИлии же в книге 4 Царств пишется так: «И бысть идущим Илии и Елисею, шли и разговаривали, и вот колесница огненная и кони огненные разделили их, и взят был Илия вихрем на небо» (4 Царств, гл. 2). И Сирах говорит: «Илия, взятый вихем огненным и колесницей огненных коней, вписан во обличение на времена» (Сирах, гл. 48). И в Евангелии: «Когда преобразился Господь пред ученики своими, и явился им Моисей и Илия с ним беседующе». Толкование: «Почему Моисей и Илия явились? Да явят, что Закону и пророком Господь есть, что живых и мертвых Владыка есть. Илия пророк есть и жив еще, Моисей же законодавец и умер» (Благовестник на Ев. от Матф. зач. 70). И в Прологе августа в 6 день, в поучении на Преображение Господне пишет: «Потому Моисея от мертвые престави, Илию же от живых, чтобы явить, что Той есть Судия живым и мертвым и всех воскресит». В беседах святой Иоанн Златоуст говорит: «Илия пророком есть глава, Богу друг». Ниже: «До днесь еще не скончался». В Прологе июля в 20 день в торжественном слове так сказано: «Что же глаголет ко Илии Бог: «Взыди ты ко мне, да аз к человеком сниду. Взыди ты с плотию, да аз сниду взяти плоть безплотныи». И вскоре взят был Илия на небо. Устремил бо ум к небесным, и тело было совосхищено уму». И вновь в тот же день в повести жития его, в конце говорит: «святой пророк Божий Илия огненной колесницей с телом был взят, жив и до ныне во плоти виден был во время Преображения Господня на Фаворе святыми треми апостолы, и вновь будет виден простыми смертными людьми перед вторым Господним на землю пришествием. Избежав прежде меча Иезавелина, пострадает в то время от меча антихристова, и не только как пророк, но и как мученик большей славы от Праведного Мздовоздаятеля Бога» (четья минея). В толковом апостоле в зачале 20 на листе 64 пишет: «Когда крестил апостол Филипп евнуха, вышли из воды и Ангел Господень взял Филиппа». Толкование: «Почему восхищен был Филипп? Да явится Божественное бывшее, да не подумаешь, что человек был простой, потому восхитився, был перенесен с места на место, подобно Илии, от места на ино селение преставися». Ниже: «Илия вознесен был. Не глаголет, в котором месте. Подобно и Енох преложися от места на место. В соборных книгах не говорится, где есть, в сокровенных же глаголет, что в раю. Если так есть, смотри об Илии, как говорит, вознесен был на небо, в рай преставлен бысть». И вновь в зачале 105 о нем говорит: «Он и до ныне не умер». В Соборнике, в главе 47 пишет: «Во время распятия и воскресения Христова, когда благоразумный разбойник вошел в рай, и явились справа от восточной стороны два мужа старых годами, красивых и дивных лицом, и спросил их, говоря: «Кто вы есть?» один из них отвечал: «Я Илия Фезвитянин, восхищенный на небеса колесницею огненною, а со мной Енох, повелением Божиим преложен сюда, и мы еще смерти не вкусили». И в беседах апостольских святой Иоанн Златоуст говорит: «Многие ищут, куда преложился Енох, и во что преложился, и почему не умер ни он, ни Илия? И если еще живут, то как живут, в каком образе? Но излишнее есть этого искать. Как преложился один и как взят был другой говорят писания. Где же есть и как – не добавлено, потому что не говорят больше, чем нужно» (Беседа 22 на послание к евреям).

   Зесь говорит святой Златоуст, что излишнее искать, где находятся и почему не умерли, и как живут, и в каком образе, и говорит, что об этом и святые писания не говорят. Какие писания? Писания ветхозаветные, а не Нового Завета. Ветхозаветные писания явно показывают, что пророки Енох и Илия были взяты с телом. Писания Нового Завета и святоотеческие сказания со всяким опасением изъявляют, как они были взяты с телом, и как до ныне не умерли, но живы пребывают, и как при кончине мира придут для обличения антихриста, и как будут им убиты, и как после трех дней воскреснут и прочее. Об этом и сам Златоуст при нужде часто в своих писаниях говорит. Так и другие святые отцы, которых и здесь в свидетельство приводим, все единомудренно говорят, о всем том повествуя. Но излишнее о них искать без нужды, как живут. О сем говорят святые писания, что не умерли, но живы и до сих дней.

   Н не хотящий последовати разумению Божественного писания, как в других местах, так и здесь находит место искажению, говоря: «Живы до ныне Енох и Илия, и не только Енох и Илия, но и все святые живы. Написано бо: праведницы во веки живут. И В другом месте: праведный во веки жив будет. И вновь Господь говорит: «Творящий волю Мою не умрет». Подобно и другое говорит и возражает таковой.

   Н внимательно рассуждать следует, потому что две жизни у человека, ве и смерти: есть жизнь духовная, и есть жизнь телесная. Сугубый человек: то есть состоит из души и тела. Потому сугубая жизнь и смерть следует, телесная и душевная. Телесная жизнь человека – соединение души и тела. Душевная жизнь – правда и Царство Небесное. Телесная смерть – разлучение души от тела. Душевная смерть – грех и вечное мучение. Это каждый хотящий может узнать, много об этом в Священном Писании можно найти. Вышеписанное же речение, что праведные не умрут во веки, или во веки живут, так и все говорим, что все праведники во веки живут, потому что живут они жизнью духовной, а не телесной. По телесному же все те святые умерли, потому что апостол, когда древних святых, угодивших Богу, привел в свидетельство, потом сказал: все они умерли (Евр., зач. 328). На это говорит Златоуст: «Но иже по вере умерли все, понимай кроме Еноха». Тогда требовалось свидетельство об одном Енохе, поэтому не упомянул об Илии. В других же местах Писания и об Илии тоже говорится, и об этом выше в главе сей указали, и вновь в следующих главах увидишь.

   Н удивительно, что все святые умерли, не только святые телесно умирают, но и Сам Господь Исус Христос, на кресте вися, так же умер, как свидетельствует Святое Евангелие, говорящие так: «Исус же пущь глас велий, издше» (Марк, зач. 68). Видишь, что и Сам Господь, и все святые умерли телесно, кроме Еноха и Илии. Живут же все святые вечно жизнью духовной, а не телесной. О Илии же и Енохе в Писании сказано не о духовной жизни, но о жизни телесной, не о духовной смерти, но о смерти телесной, потому что они не умерли телесной смертью как другие святые, потому и говорится о жизни тех, жизни телесной. Это явно следует из Божественного Писания, потому что немного выше в главе сей написано от Евангелия и от Пролога на Преображение Господне, как Илию представил Господь от живых, а Моисея от мертвых, и говорит, что Илия жив, а Моисей умер. И во Второзаконии сказано, что скончался Моисей раб Господень (гл. 34), об Илии же говорится, что он даже до ныне не скончался (Беседа 18 на послание к римлянам, зач. 105). И если бы это было сказано об Илииной жизни духовной, то такой жизнью и Моисей жив, потому что и он праведен. Но сказано, что Моисей скончался, Илия же не скончался. И этим явно показывается и всякому можно узнать, что здесь святыми отцами сказано о Енохе и Илии не о духовной только жизни, что живы они, но о жизни телесной. Как и выше написано в главе сей из Пролога, что тело его уму совосхищено, и до ныне жив, душе его неразлучной с телом. Так придет и при кончине мира во обличение антихристу и утверждение верным.

   Ио cем сам Господь свидетельствует в Апокалипсисе, говоря: «И дам двум свидетелям Моим, и будут пророчествовать 1260 дней, облеченные во вретище. Сии есть две маслины и два светильника, стоящих пред Господом всея земли». Толкование: «Многие от учителей понимали, что два свидетеля, Енох и Илия при кончине мира будут пророчествовать три года и 360 дней» и прочее (апок. зач. 30).

   Ив Прологе июля в 20 день так написано: Сей Илия, трижды сведший огонь с неба». Ниже: «Вознесенный на небеса огненной колесницей, и в преображение с Моисеем на Фаворе Христу представший. Сей и перед вторым пришествием Христовым с Енохом придет на обличение крайнего нечестия антихристова и на утешение верных».

   Втот же день подробно и в летописных святцах написано: «Илия предварил Рожество Христово на 816 лет. И колесницею огненною на небеса вознесен». Ниже: «И на Фаворе в преображении Христу представ, и снова перед вторым пришествием Христовым с Енохом придет».

   Ипреподобный Ефрем в своей книге в слове 105, когда сказал об антихристовом царстве и мучительстве и прочих при нем действах, затем так говорит: «Прежде того, как это будет, пошлет Господь Илию и Еноха, потому что Милосерд, и проповедают с дерзновением всем благоразумие, дабы не верили [антихристу], не поддавались ложному страху. Разумеем, возлюбленные, бесчисленное милосердие Спаса нашего, что ни в какое время не оставит человеческого рода без проповеди Истины, но пошлет пророков проповедать Божий разум, да вси на суде без ответа будут, когда придет с Небес со славою Отчею».

   Ипреподобный Иоанн Дамаскин в четвертой книге своей, в главе 27 сказует: «Во время антихристова пришествия будут посланы Енох и Илия». И в синоксаре в неделю мясопустную о втором пришествии Христовом говорится: «Перед тем, как настанут [последние] семь лет, как говорит Даниил, придут Енох и Илия, проповедая людям не принимать его (то есть антихриста). Он же, схватив их, замучит и главы их отсечет».

   Сятой Иоанн Златоуст [в толковании] на второе послание к солунянам говорит: «Илия придет тогда, верных утверждая. И сие глаголет Христос, Илия придет и устроит все. Потому сказано об Иоанне «духом и силою Илииною», то есть ту же имеет службу. Как Иоанн был предотеча первому пришествию, так и Илия будет предотеча второму и славному пришествию и для этого храним» (Беседа 4). И в Евангелии на Рожество Иоанна Предотечи: «Вси пророки и закон до Иоанна предсказали: и если хотите принять, той есть Илия, хотящий придти». Толкование: «Если благоразумно судите и правильно, Иоанн есть тот, о ком сказал пророк Малахия: «Илия хочет придти». Потому что Иоанн и Илия одну службу имеют. Иоанн первому пришествию предотеча, Илия же предварит будущее пришествие».

   Пдобно этому и Феофилакт святой говорит в Благовестнике в зачале 40 от Матфея, о чем там смотри. И вновь в той же книге в зачале 71 так пишет: Евангелие: «Вопросиша Исуса ученицы его, что книжники говорят, что прежде подобает Илие придти». Толкование: «Книжники, смущая народ, говорили, что Он не Христос. Если бы Христос, говорили, то перед ним прежде Илия бы пришел. Не зная, что два пришествия Христова, предотеча первому Иоанн, а второму Илия». Евангелие: «Исус отвечал им: Илия придет прежде и устоит все. Говорю вам, что Илия пришел, и не узнали его, и поступили с ним как хотели». Ниже: «Тогда поняли ученики, что об Иоанне Крестителе говорил им». Толкование: «Если говорит «придет», то показывает, что еще не пришел, придет же перед вторым пришествием и устроит всех, послушных вере Христовой. Евреев отпадших приведет к отчему наследию. А если говорит «Илия пришел» – говорит об Иоанне Предотече». Ниже: «Тогда возостроумившеся ученики поняли, что Иоанна Илией называет, потому что предотеча был первому Его пришествию, как Илия будет второму».

   Ив Прологе июля в 20 день в поучительном слове так говорится: «Все пророки были посланы проповедовать жестосердечному Израилю о воплощении Сына Божия. Илия же один не только к Израилю послан был, но и второму пришествию предотеча сохранен, чтобы проповедовать, что уже близко Владычный приход и предсказать лукавое, обманное и мерзкое царство антихриста».

   Кэтому некоторые из святых отец добавляют, что и Иоанну Богослову надлежит придти вместе с Енохом и Илией. Об этом и Ипполит святой говорит: «Первому пришествию Иоанна Крестителя Христос имел предотечу, второму же Еноха и Илию и Иоанна Богослова явить хочет. Зри владычнее человеколюбие, как в последнее время о человеческом роде заботится и милует, и тогда без пророков нас не оставит, но пошлет их для нашего научения, обращения и извещения о пришествии сопротиного. Как сказал об этом Даниил, предсказав: «Глаголет бо, завет завещаю седьмицы единыя, и в пол седьмицы возмется моя жертва и жрение, едину бо седьмицу седьмих лет назнаменает, яже убо напоследок будет, и убо пол седьмицы возмут оба пророка со Иоанном, еже проповедати во всем мире о антихристове пришествия сиречь дней 1260» (Соборник, гл 50).

   Ее же и в Апокалипсисе сказал Ангел Иоанну Богослову: «Подобает тебе вновь пророчествовать к людям, племенам, народам и царствам многим». Толкование: «Этим показано, что не только (по видении) Божественного Откровения, но подобает блаженному [Иоанну] и Евангелием и Апокалипсисом до скончания мира пророчествовать читающим. Или что не вкусил смерти сей евангелист, но придет перед концом, чтобы противодействовать прелести антихристовой» (зачало 29).

   Ив благовестнике на Иоанна в толковании зачала 67 так написано: «Сказал Христос об Иоанне, «хощу ему быть живу до скончания мира и тогда мучитися за Меня». Будет убит антихристом, проповедая Христа с Илией. Ложь бо, что человек может избежать смерти. Если Илия и Енох не умерли, но они смертны, так и сей, если не умер, но умрет».

   Вкниге о правой вере в главе 30 так написано: «Во время пришествия антихриста будут посланы от Бога Енох и Илия, и как написано в Апокалипсисе, Иоанн евангелист с ними, для утверждения верных. Енох о законе естественном, Илия о законе писанном, а Иоанн о законе Благодати».

   Эи слова, что Илия будет утверждать людей в законе писаном не так понимать следует, что он будет обращать людей к сени законной (закону Моисееву), уже прошедшей, как написано: «прейде сень законная Благодати пришедши». Но следует понимать, что все они, и Енох, и Илия, и Иоанн Богослов верных утверждать будут, а неверных обращать не к закону Моисееву, но к закону Евангельскому в веру во Христа Сына Божия и Бога. Потому что и закон естественный, и закон писанный так веровать учат, и отсылают к закону евангельскому, совершенному. Так и апостол пишет: «Закон был тенью грядущих благ» (зач. 323). И сам Христос говорит: «Не пришел разорить закон, но исполнить» (Матф., зач. 11). И вновь: «Если веровали бы Моисею, то веровали бы и Мне, обо Мне бо он писал» (Иоан., зач. 17). Моисей же так писал в законе о Христе: «Пророка вам воздвигнет Господь от братии вашея, того как меня слушайте» (Второзак., гл. 18). Так и естественный закон совести к тому же самому приводит. Этот закон дан изначала первому человеку Адаму и всем, иже от Адама. Потому древним святым мужам не требовалось писание, но жили по закону совести и угодили Богу, и память их в род и род. А когда отвергли сей закон, потребовалось писание, которого древним святым не было дано от Бога, потому что кроме него через совесть разумели Господа и творили угодное Ему, как уже сказали. И от естественного закона взят был Енох, от писанного закона – Илия, которые придут верных утверждать, а неверных обращать в христианскую веру. И об этом выше в главе сей указали, еще и ниже в знамении четвертом подробнее покажется.

   Н как «прежде Христова воплощении об Илии слух имелся между Иудеями, что Илия придет прежде Христа. И фарисеи не так, как следует толковали об Илии, но извратили, скрывающи истину» (Благовестник на Евангелие от Марка, зачало 39). Так и ныне сказанное святыми отцами о пришествии пророков Илии и Еноха некие искажают, истину скрывая или не зная. Принимают сказанное в иносказательно смысле, говоря: пророки – это пророческие слова или все божественное писание или закон, поэтому и богатому Авраам святыи сказал: «Братия твоя имеют Моисея и пророков». К этому и другие писания приводят, которые если и не о сих сказано.

   Н кажется можно бы всякому понять из вышеприведенных сказаний святых отец, что не мысленно, но чувственно будет пришествие пророков Илии и Еноха, ибо как выше от Пролога сказали об Илии пророке, что он на небеса огненной колесницей вознесенный, и на Фаворе Христу представший, должен придти и перед вторым пришествием вместе с Енохом. То же и в летописи говорится, и в прочих книгах. И не говорится, что как бы что другое придет, но о существе того самого пророка говорит: иже на колеснице огненной вознесенный, иже на Фаворе с Моисеем Христу представший, тот и вновь с Енохом придет; а не словеса пророческие, и не Божественное писание и закон, как некоторые думают, незнающие силы священного писания. Не таким ли Христос в Евангелии говорит: «Прельщаетесь, не зная Писания ни силы Божией» (Матф., зач. 91). «Испытайте писания», говорит Господь» (Иоанн., зач. 17). «И глупые некогда умудритесь» (Пс. 93). О пришествии Еноха и Илии сказано о самих по существу пророках, а не о словах пророческих, и не о писаниях и законе. Не писание предстало с Моисеем Христу на Фаворе, но сам святой пророк Илия, тому и вновь придти сказано перед вторым пришествием Христовым. Закон и Священное Писание пришли в мир прежде, чем Христос воплотился. По воплощении же Христовом евангельский закон или Благодать и Истина Христова святыми апостолами и их преемниками во всем мире распространилась. И какому еще послатися от Бога и придти писанию и закону?

   Освятых же пророках Илии и Енохе все священные учителя единомудренно в своих писаниях передают, что посланы будут от Бога и придут в будущее время, перед вторым Христовым пришествием, как выше в главе сей показали и имеющему ум сего достаточно к вразумлению. Пришествие пророков есть великое знамение, показывающее время антихристова пришествия. Пока антихрист не придет, до тех пор и пророки не придут. Они же до ныне не пришли, и от этим является, что и антихрист не пришел.

   Ивновь: пока сии пророки не придут, до тех пор не воцарится антихрист, потому что антихристово самодержавное царствование будет в те же семь лет, что и пришествие пророков, как пишет святой Ипполит, приводя в свидетельство седьмицу, о которой сказал пророк Даниил: «Даниилом сказано: седьмицы единой поставлю завет мой. Семь лет показа: в пол седьмицы проповедовать пророкам, и в полседьмицы, то есть в трех с половиной годах царствует антихрист на земле (Соборник, гл. 8). И в книге о вере пишет: «Во время пришествия антихристова посланы будут эти пророки». Так и в других священных книгах сказано, которые здесь являем. И это знамение ясно показывает, что ныне самый тот настоящий (последний) антихрист не пришел в мир, потому что пророки Илия и Енох не пришли, как показывает Священное Писание. Еще и житие еврейское свидетельствует, что тот антихрист и сии пророки не пришли, потому что до ныне евреи живут неизменно в своих обычаях, держась сени законной (закона Моисеева). Когда же сии пророки будут посланы Богом и придут, тогда евреи изменят свои нравы, которых ныне держатся. И об этом покажем ниже в знамении четвертом.

   Перевела А. Зобнина

   

   (продолжение следует)



назад


Яндекс.Метрика