свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
|
№ 1 | Январь 2004 года |
ЕПИСКОП АРСЕНИЙ УРАЛЬСКИЙ. КНИГА ОБ АНТИХРИСТЕ И О ПРОЧИХ ДЕЙСТВАХ, ИЖЕ ПРИ НЕМ БЫТИ ХОТЯЩИХ. Глава шестая СКАЗАНИЕ О ПОСЛЕДНЕЙ ГОДИНЕ И О ПОСЛЕДНЕМ ЧАСЕ
Вше показали, что исчислением лет невозможно познать <время> пришествия антихриста, ибо отнюдь не известно, в какое определенное время придет. Только одно то известно, что придет в последнее время, при кончине мира. Н сие же некоторые говорят: – Ныне уже последнее время, ныне кончина мира, как Иоанн Богослов глаголет: «Дети, последняя година есть. И яко же слышасте, яко антихрист грядет, и ныне антихристи мнози быша, и от сего разумеваем, яко последний час есть» (1 Ин. 2,18). Так же и апостол Павел учит: «Егда прииде кончина лету, посла Бог Сына Своего Единороднаго» (Гал. 4,4). Овечаем таковым. Что антихрист грядет и ныне много антихристов, о том показано выше, в третьей главе. А о последней године и о последнем часе можно двояким смыслом сказать. И первое сказание таково, как сказано на сей стих в Толковом апостоле: «Научив волею Божьею на благие дела и укрепив, учит и о времени, ибо уже при дверях конец мира сего. И тому знамение, что злоба умножится» (л. 196). Ибо праведные мужи, зрят Духом Святым и видят будущее издалеча, как сущее близь или как настоящее. Потому и пророк Иезекииль глаголет: «Се день Господень, се конец пришел есть» (Иез. 7,10). И <пророк> Иоиль вопиет: «О! Люте мне, яко близ есть день Господень» (Иоил. 1,15). И <пророк> Софоний взывает «Яко близ день Господень великий, близ и скор зело» (Соф. 1,14). И Сам Господь в Евангелии глаголет: «Аминь, аминь, глаголю вам, яко грядет час и ныне есть, егда мертвии услышат глас Сына Божия» и прочее (Ин. 5,25). И апостолом своим глаголет: «Вы искони со мною есте» (Ин. 15, 27). И апостол Павел глаголет: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Исуса Христа… яко же избра нас о Нем преже сложения мира» (Еф. 1, 3-4). И апостол Петр говорит: «<Избавление> честною кровию своего Агньца непорочна и пречиста Христа, Предуведенаго убо прежде сложения мира» (1 Пет. 1,19-20). И в Апокалипсисе говорится: «Агнца, Заколенаго от сложения миру» (Откр. 13,8). Вем же известно, что заклан был тот Агнец, Исус Христос, в лето 5535 от сотворения мира, но Святому Духу дальнее вменяется, как настоящее. Посему апостол Иаков так глаголет: «долготерпите убо братие моя, утвердите сердца ваша, яко пришествие Господне приближися» (Иак. 5,7). Также и Петр глаголет: «всем же кончина приближися» (1 Пет. 4-7). Также и Павел восклицает: «еще бо мало елико-елико, Грядый приидет и не укоснит» (Евр. 10, 37). И вновь он же: «сия же вся… писана же быша в научение наше, в них же концы век достигоша» (1 Кор. 10,11). Сию строку так толкует в своих беседах святой Иоанн Златоуст: «когда говорит “концы веком достигоша”, не о чем ином глаголет, только о том, что далее предстоит страшный суд» (Беседа 23 на Послание к коринфяном). И еще он же глаголет: «Время нам восстать ото сна, ибо сказано, что время суда при дверях стоит. Близ <всеобщее> воскресение, близ суд страшный, близ день, подобный печи горящей» (беседа 24 на Послание к римляном). И вновь он же говорит: «Се достигли кончины <мира>, ибо большинству во вселенной проповедовано Евангелие, далее предстоит кончина. Убоимся, возлюбленные!» (Евр. нрав. 21). И еще он же глаголет: «так как уже пришел для нас конец веков» (Маргарит, слово 13). И вновь говорит: «Чада, бежим мира и того, что в мире, ибо приблизилось время скончания» (Альфа и омега, гл. 44). Подобно и преподобный Ефрем глаголет: «Да не неверуем, что позже он <антихрист> будет на земле, ибо приблизилось время. И мы все стоим на самой громаде сей злобы, а веры отнюдь не имеем» (Слово 105 об антихристе). Иак, мы сказали, что святые видят будущее и дальнее, как сущее близ или как настоящее, и не только, как настоящее, но и как уже прошедшее. Ибо то, что для нас кажется будущим, то в Божьем предвидении и определении есть как прошедшее. Потому и пророки часто будущие вещи нарицают именем времени прошедшего времени. Так Давыд о Христе глаголет: «Вскую шаташася языцы и людие поучишася тщетным, предсташа царие земстии и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его» (Пс. 2,1-2), тогда <при Давыде>сего не было. И в другом месте глаголет: «Сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеом радости паче причастник Твоих» (Пс. 44.8), сего же не было тогда, когда так было сказано. Пишет Иоанн Дамаскин: «Когда слово стало плотью, тогда стали именовать Исуса Христом <Помазанником>, ибо Он помазался елеем радости, сиречь Духом от Бога Отца. Значит, Божественное Писание многажды употребляет прошедшее время вместо будущего, хотя после сего на земле явился <Спаситель> и с людьми пожил. Еще не явился и не жил Бог с человеки, когда сие было сказано. И “на реце Вавилонстей, тамо седохом и плакахом” написано еще до плена Вавилонского» (Книга 4, гл. 6). Итак те вышереченные святые отцы, с ними же и прочие, более же пророки и апостолы, глаголют, что близ день Господень, что пришел конец и предстоит страшный суд и прочее. Ибо они видели, о чем уже сказано, будущее как настоящее. Так и Иоанн Богослов глаголет: «Дети, последняя година… и последний час есть». Но если бы тогда, во время пророков и апостолов, уже пришел конец, и была последняя година и последний час, и предстоял страшный суд, то что бы было доселе? И как продолжились даже доныне стояние мира, и век человеческий, и не было разрушения и кончины, и второго пришествия Христова даже и доднесь? Потому отсюда познаем, что святые пророки и апостолы, как и сей упомянутый Иоанн Богослов, видели будущее, как настоящее, и дальнее, как близ сущее. И оттоле даже до скончания мира всё настоящее житие определяли за один год или за один час, против неисчетной бесконечности будущей жизни, как сказано: «един день пред Господем яко тысяща лет, и тысяща лет яко день един» . Потому и святой Иоанн Златоуст всё настоящее житие за одно мгновение полагает (1 кор. нрав. 9 и филип. нрав. 2). Также и прочие святые глаголют о краткости жития сего, и о приближении кончины и второго пришествия Христова. Однако говорят так не потому, что столь кратко житие сие или уже приблизилось скончание мира и второе пришествие Христово. Говорят же так потому, что житие сие столь кратко против жизни будущего века, что они <святые> его ни во что вменяли, а будущее житие и второе Христово пришествие всегда пред очами имели, как выше сказано. И се есть первое сказание о последней године, о последнем времени и часе. Дугое же сказание таково: когда святые апостолы глаголют: «Дети, последняя година...» и «Егда прииде кончина летом...» и прочее, подобное сим, то тем ясно показывается, что и тогда, при воплощении Христовом и при апостолах, уже была последняя година или лето, сиречь последнее время. Потому, когда услышим глагол о последнем времени нынешних лет, то не подобает <нам> помышлять определенное некое время, являющее кончину сего мира, но надлежит разуметь о времени неопределенном, ибо последнее время имеет два разумения. Ибо есть время последнее, определенное, предел которого всем известен – всякому году, всякому месяцу, всякому дню и часу определены их времена и кончина. Иное же есть время последнее, неопределенное, кончину которого знать невозможно. Так, когда видим человека состарившегося, глаголем, что <настало> сему человеку последнее время. Хотя и знаем, что последнее, но неопределенное, ибо не знаем точно, когда тот скончается. Так подобает разуметь и о последнем времени мира сего, ибо от Рожества Христова и от времен святых апостолов настало последнее время, но то последнее время и кончина отнюдь не определены. Посему весь век мира сего, от начала его и даже до скончания, изображается мудрецами, как век жития одного человека, ибо человек нарицается в Божественном Писании «вторым миром» и «миром малым», ведь в нем обретается все то, что имеет мир великий. Сей же малый мир, сиречь человек, имеет три степени: юность, мужество и старость. Так и великий сей мир имеет три степени, то есть три закона. Первый закон – естественный, от Адама даже до Моисея, и се есть юность мира. Второй закон – Моисеев, от Моисея даже до Христа, и се есть мужество мира. Третий закон – евангельский, сиречь новая благодать, и се есть старость мира и последняя година, о ней же говорит святой Иоанн Богослов: «Дети, последняя година есть» (о трех законах зри в Благовестнике на Евангелие от Луки, зачало 70, л. 141). Ее же и иным образом изображается. Сей малый мир, то есть человек, имеет пять степеней, сиречь пять времен, шествуя по которым, переходит от одного к другому <возрасту> даже до своего скончания. Первое время – младенчество, второе – отрочество, третье – юношество, четвертое – мужество, пятое – старость. Так и великий мир или век сей имеет пять степеней, сиречь пять времен, по которым переходит от одного к другому, шествуя до скончания своего. Первое время – от Адама до Ноя, и се есть младенчество мира. Второе – от Ноя до Авраама, и се есть отрочество мира. Третье – от Авраама до Моисея, и се есть юность мира. Четвертое – от Моисея до первого Христова пришествия, и се есть мужество мира. Пятое – в самое пришествие и оттоле даже до скончания, и се есть старость мира и последнее время, сиречь последняя година, о ней же говорит святой Иоанн Богослов: «Дети, последняя година есть» (о пяти временах века сего зри в Большом соборнике, гл. 60, стих 26 л. 654). Ткже подобно сему и сказание о последнем часе. Ибо малого сего мира, сиречь человека, вся его жизнь изображается как один день, в пяти часах, наподобие указанных пяти степеней. Изображается же так: 1) первый час – от утра, сиречь от юного возраста, 2) третий час – двадцать пять лет, 3) и 4) шестой же и девятый час – от тридцати лет в совершенном мужском возрасте, 5) одиннадцатый час – в старости (о сих часах человека зри в Благовестнике на Евангелие от Матфея, зачало 80). Тк и весь век великого сего мира как один день описывается в пяти часах по книге «Альфа и Омега»: 1) час первый утра – начало света от Адама до Ноя, 2) час третий – от Ноя до Авраама, 3) час шестой – от Авраама до Моисея, 4) час девятый – от Моисея до воплощения Господня, 5) час одиннадцатый – от воплощения Господня до скончания мира сего (гл. 32). Вот и последний час, о котором и сказал святой Иоанн Богослов: «Дети, последняя година… и последний час есть». Однако, да ведает читатель, что сия последняя година и час, сиречь последнее время, весьма неопределенно, но видится растянутым надолго. Сазывает же Святое Писание, что антихрист придет не в таковое последнее время неопределенное, но в последнее время определенное, при самой уже кончине мира сего, в оной седмице, сиречь, в последние семь лет, о чем пространно покажется в сей книге ниже, особенно же во главе 18. А о том, что человек называется миром вторым и миром малым, смотри в книгах Григория Богослова, Иоанна Дамаскина, в Большом Катихизисе (гл. 38), в Книге о правой вере (гл. 17), в книге «Альфа и Омега» (в главе об Адаме и человеке), также и в прочих книгах.
Глава седьмая О ЗНАМЕНИЯХ, ЯВЛЯЮЩИХ АНТИХРИСТОВО ПРИШЕСТВИЕ
Кк святые апостолы оных отступников «и совратителей людей Божьих за собою антихристами нарицали, также и ныне всех еретиков и совратителей разумей антихристами, служащими оному последнему» (Кириллова книга, гл. 4, знамение 1). Во второй главе означенных святых писаний, более же в третьей удобно о сих и о прочих увидеть и уразуметь, что все сии антихристы, сиречь еретики и отступники, по подобию нарицаются «антихристы», по истине же не суть антихристы, но предотечи его. Самый же тот антихрист, грядущий в своем образе и существе, доныне не пришел в мир и не царствует. Ибо так явствует из всех вышереченных сказаний и обстоятельств, а наиболее от подобающих ему сих знамений: от сана, от места, от времени и действий. Ибо, когда сказано «от сана», тогда должно разуметь, что он царем и богом прозовется. Когда сказано «от места», то он будет иметь свой престол не где-нибудь, но в Иеросалиме. А когда сказано «от времени», то времени царствия его будет не много, только три года и шесть месяцев, и то в самое скончание мира. Когда же сказано «от действий его познают его», то он мечтанием, и ложью, и волхованием будет творить чудеса великие, дивные и страшные, которыми и некие избранные будут прельщаться. С сими же знамениями еще и иные многие знамения будут, являющие наступление на земле самого того последнего антихриста и пришествие его и самого его как перстом показывающие. Рди же тщательного познания представим по порядку знамения, являющие антихристово пришествие. Они таковы суть: 1) Разрушение и кончина царства или самодержавия римского и разорение самого того города. 2) Восстанут лжехристы и лжепророки, и с антихристом вкупе придет некий чудный лжепророк по образу Иоанна Крестителя. 3) Чувственное (во плоти) пришествие пророков Еноха и Илии для обличения антихриста, для обращения евреев и утверждения верных. 4) Изменение жизни еврейской. 5) Чудеса, которые будут творить Енох и Илия. 6) Тот антихрист царем и богом прозовется и покажется. 7) Престол его будет в городе Иеросалиме. 8) Убиение от антихриста пророков Еноха и Илии и воскресение их. 9) Тогда уже не в образе, но в самой истине станет мерзость запустения на месте святе. 10) Тогда антихрист поклонившихся ему как богу запечатлеет своею печатью, имеющею число 666. 11) Тогда такие мучительства и скорби будут, каких не бывало от сложения мира. 12) Самодержавие антихриста, оные мучительства и скорби малое время будут, сиречь только три года и шесть месяцев: они тотчас разрушатся вторым славным Христовым пришествием. И о сих знамениях много повествуется в Божественном писании. Ныне же таковые знамения еще не совершаются, чем ясно показывается, что антихрист в своем образе еще не пришел в мир и не воцарился. Когда же он придет, тогда сими знамениями всяко показан будет бодрствующим, ибо сии знамения не иному кому или чему, но самому токмо единому антихристу и будущему, а не нынешнему времени приличествуют. Потщимся изъявить их сказаниями Священного писания.
ЗНАМЕНИЕ 1. Разрушение и кончина царства или самодержавия римского и опустошение самого того города. Вкниге святого пророка Даниила, во второй главе Дух Святой изъявляет пророческими устами четыре главнейшие царства, последующие одно за другим даже до скончания мира. Сие же изъявляется образом тела у которого голова золотая (первое царство – ассирийское), перси серебряные (второе царство – персидское), чрево медное (третье царство – греческое), голени железные (четвертое царство – римское). Говорит Даниил: «Ты, царь, видел: се некий истукан, великий истукан, в чрезвычайном блеске стоял пред лицом твоим и вид лица его был страшен. Его же голова была из чистого золота; руки, перси и мышцы его – серебряные; чрево и бедра – медные; голени (ноги) его частью – железные, а частью – глиняные» (Дан. 2,31-33). Сие видение в той же главе толкует сам пророк Даниил, говоря Навуходоносору, царю ассирийскому: «Ты – золотая голова. Тебе ог дал крепость и державу и постави тя властелином над всеми. И вослед тебе восстанет царство другое, менее твоего, сие есть серебро. Царство же третье, то есть медь, одолеет всю землю. И царство четвертое будет крепко, как железо, и как железо сокрушает и раздробляет всё, так же и оно сокрушит и раздробит всё. А что ты видел ноги и персты <ног> частью железные, частью же глиняные, то царство разделено будет, и от крепости железа будет в нем, ибо ты видел железо, смешенное с глиною. И как персты ног, были частью железные, а частью глиняные, так и часть некая царства будет крепка, и от себя самого будет сокрушено» (Дан. 2,38-42). Сю же главу святой Симеон Метафраст толкует от лица пророка Даниила, так говоря: «Ты и бывшие прежде тебя цари вавилонские – голова золотая, о царь Навуходоносор! Восстанет же после тебя царство другое, меньшее тебя, которое есть серебро. Две же руки и мышцы знаменуют два народа, персидский и мидийский, которые примут царство вавилонское. После сих будет царство третье, которое есть медь, то будет Александр Македонский и он разрушит тех царствование. Четвертое же царство буде крепче, как железо, ибо железо разрушает и умягчает всё: и медь, и серебро, и золото. Так и царство оное сокрушит и покорит всех. То будет царство римское. Две же голени знаменуют две части того царства: восток и запад, эллинов и римлян. Персты отчасти железные, отчасти же глиняные знаменуют то, что потом разделится то царство на многие части, и ослабеет, как глина, и будет сокрушено само от себя» (Книга Метафраст, дек. 17). Иеще пророк Даниил иным образом говорит о сих четырех царствах: «Я, Даниил, видел в видении моем ночью: се четыре ветра небесных налегли на море великое, и выходили из моря четыре зверя великих, различных между собою. Первый – как львица, имеющая крылья… И се зверь второй, подобен медведице, стоял с другой стороны … Вослед сего видел: се зверь иной, как рысь, у него же четыре крыла… Вослед сего видел: се зверь четвертый, горд и страшен, и крепок весьма, зубы же его железные и великие, и ногти медные. Он ест и сокрушает, остаток же ногами попирает. Он весьма отличался от всех прежних зверей и было у него десять рогов. И я смотрел ему на рога, и се рог другой, небольшой (одиннадцатый) вышел между ними. И три передних рога исторгнуты были от лица его» и прочее (Дан. 7,2-8). Итам же, ниже ангел говорит пророку: «“Сии четыре великих зверя <означают, что> четыре царства восстанут на земле, потом исчезнут и примут царство <святые> Вышнего, и примут его до века и до века веков”. И вопросил напоследок о звере четвертом, который отличался от всех зверей, и был горд весьма, с зубами железными и ногтями медными, который ел и сокрушал, остаток же ногами попирал» и прочее (Дан. 7,17-19). И говорит ангел: «Зверь четвертый – царство четвертое будет на земле, которое превзойдет все царства, и будет пожирать всю землю, и попирать ее, и сокрушать ее. А десять рогов его <означают, что> десять царей восстанет, и после них восстанет другой (одиннадцатый, то есть антихрист), который превзойдет злобою всех, бывших прежде него, и трех царей смирит» и прочее (Дан. 7,23-24). Отом же вышереченном теле, которое Навуходоносор видел, и о четырех зверях, образующих на земле четыре царства, сменяющих одно другое до скончания мира, святой Ипполит, папа Римский, так пространно толкует: «Выведу на середину достоверного свидетеля, пророка Даниила, который объяснил сон Навуходоносору и от царствия <его> даже до скончания <всего>, хотящим шествовать неуклонным путем, показал явление истины… Первый зверь, сиречь львица, исходящая из моря, говорит Даниил, обозначает бывшее Вавилонское царство – то голова золотого идола… После львицы видит пророк второго зверя, подобного медведице, каким были персы. После вавилонян воцарились персы… Се третий зверь – рысь, каким были греки, то показала медь на истукане… Потом, говорит, четвертый зверь, страшный и ужасающий: зубы его железные и когти его медные. Кто сей? То Римское царство – железо, которым сокрушатся все прежние царства, которое овладеет всеми царствиями земли. Потом что еще остается сказать нам? Разве объяснить ступни ног истукана, часть которых была железною, часть же глиняною, смешены во едино. Десятью пальцами ног истукана тайно показал он десять царств, которые возникнут от него, что и сказал Даниил: Видел четвертого зверя и десять рогов после него, среди них восстал другой рог, как отросток, и искоренил три, бывших прежде его. Рог-отросток являет самого антихриста, который хочет восстановить иудейское царство. А три рога, которые будут искоренены пред ним. являют три царства: египетское, ливийское, эфиопское, которые он уничтожит воинским ополчением, чтобы удержать всех» и прочее (Большой соборник, гл. 8). Пказали здесь Священным Писанием четыре приснопамятные монархии, которые друг за другом последовательно будут существовать даже до скончания <мира>. Далее должно показать разрушение сей четвертой, то есть римской, монархии, о ней же нам от начала сей главы надлежит слово. И о нем в Апокалипсисе святой Иоанн Богослов говорит: «И зверь, которого я видел, был подобен рыси, и ноги его – как у медведя, и уста его – как уста льва» (Откр. 13,2). «ТОЛКОВАНИЕ: Знаменуется чрез рысь эллинское, чрез медведя же – персидское, а чрез льва – вавилонское царство, коими будет обладать антихрист, как римский царь грядущий. И разорит державу римскую, как немощную и удобно разрушаемую, когда узрит глиняные пальцы ног <истукана>, знаменующие разделение царства на десять частей как немощное и удобостираемое» (Апокалипсис, зачало 37). Осем еще святой Иоанн Златоуст говорит, толкуя стих, сказанный апостолом Павлом об антихристе: «И ныне одержащее весте, явитися ему во свое ему время» (2 Сол. 2,6). Златоуст: «Сказал сие о римской власти, ибо пока та не разорится, он не придет. Когда окончится и конец примет римская власть, тогда явится беззаконник, то есть антихрист. Ибо когда разрушится римская власть, тогда антихристово начнется властительство и начнет держать не только человеческую, но и божью власть. Тогда римское царство до конца разрушит антихрист» (Апостол толковый, зачало 275). Подобно сему и в беседах <на послания апостола Павла> говорится также: «И ныне одержащее весте, явитися ему во свое ему время. Тайна бо уже деется беззакония, точию держаяи ныне, дондеже от среды будет, и тогда явится беззаконныи» (2 Сол. 2,6-7). Златоуст: «Что будет удерживать его, сиречь возбранять? Иные говорят – Духа благодать, иные же – римская власть, с ними же и я наипаче соглашаюсь… Также о римской власти сие глаголет: “точию держаяи ныне, дондеже от среды будет”. То есть, когда власть римская исчезнет, тогда он придет. Ибо пока будет страх пред сею властью, никто не покорится <антихристу>, а когда она разорится, тогда он нападет на безначальных и похитит власть человеческую и Божью. Ибо как прежде разорялись царствия, сиречь мидийское от вавилонского, вавилонское от персидского, персидское от македонского, македонское от римского, так и сие <разорится> от антихриста, а он от Христа. И сие со многим изъяснением Даниил нам передает» (2 сол. гл. 2, беседа 4). Иеще говорится о погибели, разорении и, наконец, разрушении города Ветхого Рима под именем Вавилона, сиречь падение и опустошение Вавилона означает опустошение Старого Рима. Так в своем Откровении говорит о Вавилоне тайновидец Иоанн Богослов, изображает же его в образе жены-блудницы: «И пришел один от семи ангелов, имеющих семь фиалов, и глаголал со мною, глаголя мне: Приди, да покажу тебе суд над блудницею великою, сидящею на водах многих, с нею же соблудили цари земные и от вина любодеяния ее упились живущие на земле. И ввел меня духом в пустое место, и видел жену, сидящую на звере червленом, исполненном имен хульных, который имел семь голов и десять рогов. И жена, которую видел, – есть град великий, царствует над цари земными. И жена была облечена в порфиру и багряницу, и украшена золотом и каменьями драгоценными, и бисером. Имела чашу золотую в руке своей, полную мерзости и скверн любодеяния ее. И на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудникам и мерзостям земным» (Откр. 17,1-5). Н сии слова о Вавилоне имеются различные толкования и сказания. Суть же такова: Вавилоном нарицается сам истый тот город Вавилон Персидский, в нем же были многие мучения. Ибо в оном царстве был по сказанию Библии первый в мире мучитель – царь Неврод, по сказанию Библии: Навуходоносор и Антиох, бывшие прообразом антихриста, который придет от тех стран, как повествует святой Андрей <Критский> в толковании на Апокалипсис (гл. 9; 16). Также Вавилоном нарицается и весь мир сей, и смешение всего мира, и житейское смущение или мятеж. Ибо всюду различные грехи и пролитие крови святых. А еще под Вавилоном разумеют греческий Царьград или Константинополь, который стоит при водах, на семи холмах, почему и называется по-гречески Епталофос, сиречь «седмихолмие». И посему некие возомнили, что якобы о сем городе ангел сказал Богослову: «Приди, да покажу тебе суд над блудницею великою, сидящею на водах многих». А «семь голов» суть семь гор, на которых сидит жена. Врнее же разумеется под именем Вавилона Ветхий Рим, который стоит в земле италийской, на семи горах, при водах многих, сиречь <стоит> при море или обладает многими народами. «И глаголал мне: Воды, которые ты видел, где блудница сидит, суть люди и народы, и племена, и языки» (Откр. 17,15). И еще: «Жена, которую ты видел, есть город великий, который имеет царство над царями земными» (Откр. 17,18). Здесь явно извещается, Ветхий Рим быти Вавилоном. Ибо какой еще город имел таковую власть над многими царями, как Старый Рим, который был властелином всей вселенной по свидетельству святого Евангелия: «Изыде повеление от кесаря Августа написати всю вселенную» (Лк., 2,1). Ивновь глаголет Апокалипсис: «И семь голов суть семь гор, где жена сидит на них» и паки «Видел жену, пьяную кровью святых и кровью свидетелей Исусовых» (Откр. 17, 6 и 9). Сии слова Апокалипсиса весьма подходят к Ветхому Риму, стоящему на семи горах, при водах многих, обладающему многими народами, в нем же и кровь святых пролилась, как верховных апостолов, так и прочих бесчисленных святых мучеников. Ибо римские кесари, начиная от времен святых апостолов, триста лет преследовали Церковь Божью, не только в Риме, но и по всей вселенной, сильно угнетая христиан и проливая много крови. Видишь ли, каков Рим со своими кесарями? И хорошо сказано о нем, что пьян он кровью святых и кровью свидетелей Исусовых. Потому ясно, что под именем Вавилона разумеется Старый Рим, который нарицает Вавилоном достоверный свидетель, апостол Петр, глаголя в соборном своем послании: «целует вы <церковь>, яже в Вавилоне соизбранная и Марко, сын мой» (1 Пет. 5,13). Творя толкование на сей стих, святые отцы говорят, что апостол Петр сказал о Старом Риме (Апостол толковый, л. 179). И святой Андрей в Апокалипсисе толковом глаголет: «По делам и поступкам даются имена и награды… И Старый Рим нарицается Вавилоном в послании Петровом». В предисловии Книги о Святом Духе восточного учителя Дидима (его толкования обретаются в Апостоле Толковом) писано так: «Когда был в Вавилоне, сиречь в Риме, был жителем порфироносной блудницы». Рзрушение сего Вавилона, сиречь Ветхого Рима, который изображается во образе жены-блудницы, объявляет Богослов в Апокалипсисе: «И видел жену, пьяную кровью святых и кровью свидетелей Исусовых. И дивился, увидев ее, дивом великим. И сказал мне ангел: Что дивишься? Я скажу тебе тайну жены сей и зверя, носящего ее, имеющего семь голов и семь рогов … И зверь, который был и которого нет, тот есть восьмой и от <числа> семи, и в пагубу идет» (Откр. 17,6-11). ТОЛКОВАНИЕ: «Восьмой зверь есть антихрист, который после семи царств восстанет на прельщение и запустение земли». «И десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые не приняли царства, но примут область, как цари, на один час со зверем. Сии одну волю имеют и силу, и область свою зверю дадут… Сии блудницу возненавидят, и разорят ее и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее огнем. Ибо Бог вложил в сердца их сотворить волю Его, сотворить одну волю и отдать царство их зверю, доколе не исполнятся глаголы Божьи» (Откр. 17,12-17). Ее глаголет Богослов в Апокалипсисе: «И потом видел другого ангела, сходящего с небес, имеющего власть великую, и земля осветилась от славы его. И возопил он громко, гласом великим, глаголя: Пал, пал Вавилон великий» и прочее (Откр. 18,1-2). Ниже: «В сердце своем она говорила: “Сижу царицею и я не вдова, и рыдания не увижу!” Сего ради в один день придут язвы на нее, смерть, и плач, и голод, и огнем сожжена будет, ибо крепок Господь Бог, Осудивший ее. И возрыдают, и восплачут о ней цари земные, блуд творившие с нею и роскошествовавшие, когда узрят дым пожара ее, стоя издалеча от страха мук ее, глаголя: Горе, горе, город великий Вавилон, город крепкий! В один час пришел суд твой! И купцы земные возрыдают и восплачут о самих себе, ибо товара их никто уже не купит, товара золота и серебра, и каменьев драгоценных и бисера, и виссона и порфиры, и шелка и багряницы» и прочее (Откр. 18,7-12). Ниже: «Купцы, всем сим обогатившиеся, издалеча станут от страха мучения ее, рыдая, и плача, и глаголя: Горе, горе город великий, облаченный виссоном, и порфирою, и багряницею, и украшенный золотом, и каменьем драгоценным, и бисером, ибо в один час погибло такое богатство!» (Откр. 18,15-17). Ниже: «И взял один ангел крепкий каменьвеликий, подобный жернову, и вверг в море, глаголя: Таким стремлением повержен будет Вавилон, город великий, и уже не будет его» (Откр. 18,21)… Тлкование печатного киевского Апокалипсиса: «Так стремительно будет низвергнут Вавилон, великий город. Как жернов стремительно погрузится в море, так и разорение Вавилона сего будет, и даже следа его не сохранится потом. Сие означает оскудение и исчезновение музыкантов, музыки и прочих песней. Указывая же причину, глаголет, что <антихрист> прельстит все народы своим сладким пением и злодейским чарованием и будет сосудом кровей пророческих и прочих святых. Всеми теми <признаками> подобно изъявляется нечестивый Вавилон персов, где в разное время, даже и доныне, проливают кровь многих святых и всегда радуются волхованию, чарованию, чародейству и прелестям. И дело нашей молитвы и изволения, дабы сей <город>, о котором были пророчества, принял возмездие за гордыню на Христа и на рабы Его. Н мнится, что несколько противоречит сему суждению речение древних церковных учителей, что сии пророчества были о новом Вавилоне – Риме. Ибо на четвертом звере видны были десять рогов, сиречь римское начальство, и из него один возрастает и удаляет трех, а прочих покоряет. И так <антихрист> придет как царь римский: дабы притворством устроить, обновить, согреть и воспитать начальство их, а на самом деле, чтобы совершить конечное разорение Рима. Се глаголеся о Римском государстве, излиявшем кровь апостолов, пророков и мучеников. Ибо как един народ, одно воинство, един град глаголется, если даже чрез многая лета меняются люди, составляющие их, так и понятие царства Римского остается неизменным от начала и до ныне». Ивновь тот же святой Андрей в древлеписанном Апокалипсисе глаголет: «Думают, что сия блудница – город Рим, ибо на семи холмах стоит» и прочее (зачало 53). На то же зачало есть иное толкование, такое: «Женою нарицает <Богослов> город Рим, расположенный на водах многих, сиречь владеющий множеством людей, ибо Рим обладает вселенною. Семью главами называет семь гор, на которых стоит город Рим, их нарицают так: Палатин, Квиринал, Целий, Авентин, Виминал, Капитолий, Эсквилин (Palatium, Quirinalis, Caelius, Aventinus, Viminalis, Capitolium, Esquiliae). А когда говорит о червленом звере, исполненном имен хульных, то знаменует сим царей римских, гнавших Церковь Божью и побивавших мучеников Его. Иеросалим стоит на двух горах, великий же Вавилон на равнине, только сам Рим <стоит> на семи горах». Западный учитель святой Иероним глаголет, творя толкование на четырнадцатую главу книги пророка Исаии: «Падет и сокрушится Вавилон, сидящий на семи горах, блудница в порфире, падение и мучение которой изъявляет Апокалипсис». Ели скажет кто: – Рим и Римское царство давно уже разрушились и приняли конец еще со времен Карла Великого, как свидетельствует Святое Писание в Книге о правой вере: «Всему подобает свершиться в конце Римского царства. Что же? Разве не свершилось над римскими царями, что перестали они царствовать? Не слышится имя римских царей много лет в последнее ныне время, со времен Карла Великого» (гл. 30). И в Кирилловой книге глаголется: «От того времени антихристово царство в Риме начнется, как глаголет, когда окончатся времена Римского царства… то есть когда уже цари не будут владеть Римом, что ныне и видим – не владеют» (знамение 9, толкование). И отсюда явствует, что давно уже в Риме царская власть разрушилась и началось антихристово царство. Овечаем. О сем речении, будто бы от того времени антихристово царство началось в Риме, подобает разуметь не настоящее <антихристово> царствование, но царствование, осуществляющееся чрез предотеч его, самого же его царствование будет в будущем времени. Так явно сказано в том же толковании, возле оных словес: «До его (антихриста) пришествия примут в Риме римскую державу и власть царскую его предотечи, которыми будет держава множиться и ему самому место готовиться… И от того времени в Риме явно настала власть антихристовых предотеч, когда власть царей римских в Риме престала» (Кириллова книга, знамение 9, толкование). Также и в Книге о вере, рядом с вышеписанными глаголами так пишется: «От тех времен (сиречь от Карла Великого) всю царскую и святительскую власть папа принял на себя, назвавшись вкупе и царем, и святителем, не явный ли он предотеча антихристов?» (гл. 30, л. 272). Вдишь ли, с каких времен не сам тот антихрист в Риме воцарился, но только его предотечи держат власть царскую и ему самому место уготовляют! И сего ради в тщательное рассуждение возьмем оные словеса. Святой Кирилл Иеросалимский в знамении 9-м так глаголет: «Придет же предсказанный антихрист тогда, когда окончатся времена Римского царства и приблизится кончина миру. Тогда восстанут в разных городах десять римских царей, но властвовать будут в одно время. После них одиннадцатый восстанет антихрист и мечтательною (обманчивою) хитростью примет власть римскую. Тогда же победит трех царей, бывших пред ним, а семь других будет иметь под собою» и прочее (15-ое огласительное поучение). ТОЛКОВАНИЕ: «Святой Кирилл исповедует нам, собрав из пророчеств, два образа воцарения антихриста в Римском царстве. Первое: от того времени антихристово царство в Риме начнется, как глаголет, когда окончатся времена Римского царства. И не глаголет, “когда неспокойно будет”, но “когда окончатся времена”, то есть когда уже цари не будут владеть Римом, что ныне и видим – не владеют. Не разумею, как антихрист сначала возмутит Римское царство, а потом, взяв своею силою, воцарится в нем. Он не может так скоро принять таковую власть, поскольку сам будет пребывать три года с половиною. Но до его пришествия примут в Риме римскую державу и власть царскую его предотечи, которыми будет держава множиться и ему самому место уготовляться. Се суть антихристовы предотечи и его власти – как пишет Златоуст: “когда погибнет римская власть, тогда начнется антихристово властительство”. И от того времени в Риме явно настала власть антихристовых предотеч, когда власть царей римских в Риме престала. Тогда лицо духовное, папа римский, начал держать власть Божью и святительскую» (Кириллова книга, знамение 9). Иеще выше пишется: «Один старейший из духовенства, папа римский Лев III, бывший по Рожестве Христове в лето 884, сделал так: увел от власти греческой и от цареградского престола все западные державы и учинил у себя в Риме другого царя – Карла Великого» (Кириллова книга, знамение 2, толкование). ВРимском летописце Барония, как и в Книге о правой вере (гл. 20) рассказывается, что сей римский папа Леон или Лев III был в 797 году по воплощении Христовом, а отделение Римского царства от Греческого, сиречь учинение на Римское царство царя Карла Великого, было в 800 году. Иеще в Кирилловой книге пишется: «А те слуги всё делают для приготовления места своему властителю антихристу, потому Христос явственно повелел своим верным блюсти себя в те последние времена. Ибо о всем о том сказано ясными словами, которые и простейшие люди, видя и слыша, понять могут, что предотечами антихриста будет уготовано ему самодержавное царское место мира сего. Имножество царей мира сего будут приведены к престолу его и поклонятся, и предадутся ему, ибо он, последний антихрист, не явится, пока по пророчеству не прельстит к престолу своему и не получит слугами своими семь царей, и что повелит, то они и начнут делать. С ними же победит и других трех царей; и так очень вскоре мало окаянный будет властвовать» (Кириллова книга, гл. 4, знамение 9). И ниже, в той же главе и знамении толкуется: «Показывает нам, как и каким образом будут ожидать на оном римском престоле последнего антихриста, глаголет: тогда восстанут в Риме десять царей, будут в разных местах, но воедино будут в послушании одиннадцатому римскому царству. Тогда в Риме, тот одиннадцатый царь, то есть последний антихрист, скоро воцарится. Ибо в то время добровольно и без сопротивления антихрист взыщет слугами к римскому престолу в свое послушание семь царей. А трех войною и силою покорит с другими семью царями». Птому явствует из сих писаний, что не самое антихристово царствие установилось в Риме с 800 года или от лета 884, но <царствие> его предотеч, приготовляющих место ему, сам же он не был в Риме или в мире ни тогда, ни ныне. Но предсказано, что будет после сих <предотеч>, когда и трех великих царей убьет, а прочих семь лестью под себя покорит. Нне же некоторые мудрствуют, что сии десять царей не чувственно обозначены в Писании, но духовно. Сиречь, три царя – вера, любовь и надежда, а семь – семь таинств церковных. И се есть цари, которых антихрист якобы покорил под себя уже с давних времен. Потому и римское царство разрушилось и Рим пал якобы только духовным падением при отступлении от Восточной Церкви, тогда-то якобы и сии цари были убиты и покорены антихристом. А иные умствуют сих царей не духовно, но чувственно, и утверждают, что сии цари якобы уже прошли в прошедших разных временах, каждый в свое время и в разных землях. Однако таковое мудрование является недостоверным потому, что говорит Божественное Писание, что сии цари при самом том антихристе будут некое малое время, о них же ангел говорит Иоанну Богослову: «И десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые не приняли царства, но примут область, как цари, в один час со зверем» (Откр. 17,12). ТОЛКОВАНИЕ: «И Даниил видел десять рогов, предваряющих антихриста, из них же проклятый трех искоренит, а прочих покорит. Глаголет один час, или краткое время, или один час года, то есть три месяца, а после антихристу покорятся, как победителю» (Апокалипсис толковый, зачало 54). Ичто яснее сего толкования, которое не о каких-то духовных царях толкует, но о чувственных, определяет им время, хотя и малое, то есть три месяца, а не более. Также и святой Ипполит явно показывает сих трех царей, являя на лицо, глаголет: египетского, ливийского и эфиопского. А святой Кирилл Иеросалимский сообщает и время сих десяти царей, глаголя: «Тогда восстанут в разных городах десять римских царей, но властвовать будут в одно время» (знамение 9). Видишь ли, не сказал о царях иных народов , но о царях римских, властвующих не в разные времена, но в одно время. Пдобает внимательно рассматривать сие Святое Писание: когда оно глаголет о римских царях, когда же о египетском, ливийском и эфиопском. Всё исполнено истины, ведь глаголет: «И множество царей мира сего будут приведены к престолу его и поклонятся, и предадутся ему». Ниже в толковании: «Ибо в то время добровольно и без сопротивления антихрист взыщет слугами к римскому престолу в свое послушание семь царей. А трех войною и силою покорит с другими семью царями» (Кириллова книга, знамение 9). Видишь ли, глаголет о семи царях и в другом месте глаголет о тех же прежних семи и снова о трех. Все же они будут во время самого того антихриста, при оном разрушении вконец Римского царства и падении города Рима. А то, что падение будет чувственным, изъявляет Апокалипсис чрез плач и рыдание царей земных, а также и купцов: одни <плачут> о сладостях греховных, другие же о том, что никто там уже не купит их товаров: мvра, и ливана, и корицы, и всех прочих. И голоса гусляров и музыкантов не будут слышаться (Откр. 18,9-22). На сие святой Андрей творит чувственное толкование: «Чрез плач о нем <о Вавилоне> изображается великая напасть, которую примут первейшие, хвалящиеся о царстве и чести. Сей <город> будет внезапно потреблен, так что и следа его не останется, ибо сие являет оскудение гусляров, и музыкантов, и прочих песен». Осюда явственно познается не только духовное. Но и чувственное Рима падение, сиречь разорение. Может быть потому и сказано дважды: пал, пал (Откр. 18,2). Пал уже давно духовным падением, а чувственным еще не пал доднесь, что и свидетельствуют нынешние летописные книги, как российские, так и иностранные: и Книга мирописания, в которой имеется описание всей вселенной, также и гражданские мартирологи, в которых говорится об описании жительства, веры, обычаев и расстояния российской и прочих земель. В сих же книгах, как прежних, так и нынешних, явственно говорится, что тот город Рим не запустел, но, хотя и пребывает в нечестии, однако цел и невредим. Тем же городом Римом и окрестными странами обладает и владычествует папа в великой власти, чести и славе. Потому и оные страны называются владыкиными. Для защиты и хранения римского папина начальства имеется государь австрийский, который, хотя и не имеет жительства в Риме, однако называется царем римским. И о всех сих зри в вышереченных книгах. Птому явствует отсюда, что не пришел Рим в опустение, а начальство его – в конечное разрушение от времен Карла Великого даже до настоящих ныне лет. Хотя и престала в Риме власть царей римских, как сказано, но самодержат ее папы, которые по вышереченному суть антихристовы предотечи, уготовляющие самому ему место. Когда же сам он придет, тогда всю власть отдадут ему по сказанному: «<Папы> восхитили в Риме всю Божью и святительскую власть и расширяют по всему миру, и держат, и отдадут её оному последнему князю мира сего, то есть антихристу» (Кириллова книга, знамение 9). Ии кто глаголет: – Если антихрист доныне еще не царствует в Риме, но уготовляется ему место, то зачем ему разорять город, ожидающий его? И еще, если тот город разорится и опустошится, то как в пустом городе он будет царем? Н сие отвечает Апокалипсис, рассказывая о десяти царях, которые власть свою отдадут антихристу. О них так сказано: «Сии блудницу возненавидят, и разорят ее и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее огнем. Ибо Бог вложил в сердца их сотворить волю Его, яко прилепишася греси ея даже до небесе, и помяну Бог неправды ея» (Откр. 17,16-17). Почее же о том, где будет престол антихриста, покажем ниже, в седьмом знамении. Здесь же подобает внимать силе сего знамения, изъясненного Священным Писанием, от которого явно видится, что еще не пришел в мир антихрист, ибо подобает в его пришествии до конца разрушиться римскому начальству и разорится самому тому городу Риму. И еще достоит присмотреться к вышеписанным <словам> Навуходоносора, царя ассирийского, о виденном теле у которого голени железные, а часть некая из глины. И на сие выше пространно сказано Священным Писанием, что сии голени обозначают Римское царство. А поскольку у оного тела две голени, то и Римское царство было из двух частей: на Востоке от Константина Великого имело начало в Новом Риме, сиречь в Константинополе, а на Западе – в Ветхом Риме. Ихотя на Востоке турками сокрушена одна голень, сиречь римская монархия, но пребывает еще другая голень на Западе, и пребывать будет даже до пришествия антихриста. Птому и от сего знамения можно увериться, что и ныне еще не пришел в мир самый тот антихрист, ибо не пришли в конечное разорение и падение Рим и его начальство. Хотя и разрушилась его власть над вселенною, и отпала восточная часть, но его держава пребывает. Если же и преклонился к падению, но еще не пал, ибо имеет еще одну голень, стоящую как прежде, которая будет стоять до тех времен самого того антихриста, как то явствует из всего вышеозначенного в сей главе Божественного Писания. Перевел Д. Урушев. |
назад |