свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
|
№ 1 | Январь 2004 года |
СВЯТИТЕЛЬ ГРИГОРИЙ ЧУДОТВОРЕЦ, ЕПИСКОП НЕОКЕСАРИЙСКИЙ "СЛОВО НА РОЖЕСТВО ХРИСТОВО" Вликое и дивное таинство видим ныне, братия. Пастыри с радостными восклицаниями являются вестниками к сынам человеческим, не на холмах со стадами своими беседуя и не с овцами в долинах играя, но в городе Давыдовом Вифлееме духовные песни воспевая. В вышних поют ангелы и возглашают гимны архангелы, небесные херувимы и серафимы воспевают хвалы во славу Бога: «Свят, свят, свят...» Все вместе совершают радостный праздник, видя Бога на земле и человека, подъятого на небеса. Дольние Божьим провидением подъемлются на высоту, вышние, по любви Божьей к людям, склоняются к дольним, ибо Вышний, по смирению Своему, вознесе смиреныя (Лук. 1, 52). Вэтот день великого торжества Вифлеем становится подобным небу, поелику вместо сияющих звезд принял ангелов, поющих славу, и вместо видимого солнца – беспредельное и неизмеримое Солнце правды, творящее все сущее. Но кто дерзнет исследовать столь великое таинство? Ибо чего хочет Бог, тому не может воспрепятствовать тварь. Итак, Бог восхотел, снисшел, совершил спасение людей и не изнемог, ибо в воле Божьей жизнь всех тварей. Вэтот радостный день Бог пришел родиться; в этот день великого пришествия Бог сделался Тем, Кем не был: будучи Богом, стал Человеком, не отлучившись от Божества (хотя Своей природы не лишился); сделавшись Человеком, остался Богом. Возрастая и преуспевая, Он достиг Божественности однако не посредством человеческой добродетели, как если бы из человека сделался Богом; но как был Словом, чуждым страданий, так воплотился и явился неизменным, не сделавшимся другим, не утратил природы, какой обладал. Рдился в Иудее новый Царь, но иудеи отвергли новое и чудное рождение, в которое уверовали язычники. Фарисеи неправильно понимали книги Закона и пророков; то, что в книгах противоречило им, толковали превратно. О новом, полном таинства, рождении пытался узнать Ирод, но не для того, чтобы воздать почести родившемуся Царю, а чтобы отнять у Него жизнь. Вэтот великий день мы видим величайшие, дивные дела: цари, сняв с себя венцы, поклоняются Царю, Ниспосланному с неба, Знающему высшие чудеса, Происшедшему от законных царей, Сделавшемуся младенцем, ласками согретому в объятьях Девы. Тот, Кто оставил ангелов, архангелов, престолы, господства, силы, стражи и всех огненных духов, Один, вступив на новый путь, исходит из ненарушенной семенем девственной утробы. Творец всего грядет просветить мир, не оставив сирыми ангелов, и, сделавшись Человеком, не отпадая от Божества… Ржденный от Отца, в Своем Лице и в Своем Существе неизреченный, ныне неизреченным и непостижимым образом рождается для нас… Неизреченное рождение, которое было прежде всех век, ведает только Сам Рожденный; рождение нынешнее, сверхъестественное ведает только благодать Духа Святого; но и первое рождение истинно, и настоящее рождение в уничижении – действительно и непреложно. Бог родился от Бога, но Он же и Человек, от Девы воспринявший плоть. В вышних от Единого Отца – Единый, Единородный Сын Единого Отца; в уничижении – Единственный из единственной Девы, единой Девы Единородный Сын... Бог не испытал страданий, рождая Бога по Божеству; и Дева не потерпела повреждения, ибо духовным образом родила Духовного. Первое рождение неизъяснимо и второе недоступно для понимания. Первое рождение свершилось не по страсти и второе не причастно было нечистоты. Мы знаем, что днесь родила Дева, и веруем, что родила Того, Кто рожден от Отца предвечно. Но я не надеюсь изъяснить, каков образ рождения: ни словами сказать того не старался я, ни мыслию коснуться не дерзаю, поелику Природа Божества не подлежит наблюдению, мыслию не постигается, жалким разумом не объемлется; должно лишь веровать силе дел Его. Известны законы природы телесной: замужняя жена зачинает и рождает сына по закону брака; но когда Неискусобрачная Дева чудесно рождает Сына, оставаясь даже и тогда Девою, то это явление выше природы телесной. Мы постигаем дела, которые происходят по законам природы телесной, но умолкаем о делах, которые выше законов естества, не по страху, но потому, что дело неизреченно – будем молчать, чтобы молчанием почтить добродетель, достойную почтения, и чтобы, преступив меру, не лишиться небесных даров… Ввеликий день, ныне празднуемый, сокрушены оковы, посрамлен сатана, все демоны обращены в бегство, всеразрушающая смерть заменена жизнью, открыт рай разбойнику, проклятия превращены в благословения, все грехи прощены, изгнано зло, пришла истина, речи, исполненные благоговения к Богу, огласили весь мир, посеяны нравы чистые и непорочные, добродетель водворилась на земле, ангелы вошли в общение с людьми и люди дерзают беседовать с ангелами. Отчего и для чего произошло всё это? Оттого, что Бог пришел в мир и человечество вознесено на небо. Совершилось смешение всего: Бог совершенно пришел на землю, хотя по Природе совершенно пребывает на небесах, даже в то время, когда весь находился на земле. Был Богом и сделался Человеком, не отрицая Своего Божества. Так как Он был Словом и так как невозможно было Ему подвергнуться мучениям, то Он сделался плотью и претерпел муки. Не Богом сделался, ибо уже был Им по естеству, но сделался плотью, дабы быть видимым всему телесному. Тот, Кого небожители зреть не могут, избрал Своим обиталищем ясли, и, когда Он пришел, всё умолкло пред Ним… О явил Свое могущество, чтобы показать, как родившись от Девы, сохранив девство Девы нерушимым, так и от Бога родился Он без всякого усилия, скорби, страдания или разделения, оставив Божественное Существо неизменным, родившись как Бог от Бога. Поскольку же люди оставили Бога, чтобы вместо Него почитать идолы, то Бог-Слово воспринял образ человека, чтобы, изгнав заблуждение и восстановив истину, предать забвению то презренное идолопоклонство и Самому приобрести Божественную честь, так как Ему подобает всякая слава и поклонение во веки веком. Аминь. |
назад |