свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

№ 4Июль 2003 года

Д. УРУШЕВ. ДОЛГ ПОСЛУШАНИЯ.

   «Архив. Каким заманчивым, увлекательным кажется даже самое это слово! За ним таятся загадки, оно обещает открытия! Архивные документы способны пролить неожиданный свет на известные всем события, сообщить новые факты, прояснить, как говорится, темные места для науки, стереть белые пятна… Но даже и в тех архивохранилищах, где учтена и описана каждая, самая незначительная бумажка, в тысячи тысяч листов никто еще не вникал, они еще ждут исследователя. Бездны исторических тайн, увлекательнейших, нежели самые напряженные рассказы о приключениях, хранятся в архивах, и волнует здесь сама правда» – так замечательно говорил об архивах писатель Ираклий Андроников. Полагаю, что каждый, кому посчастливилось работать в архивной тиши, согласится с этим высказыванием.

   Нши архивохранилища по-прежнему остаются настоящим Клондайком для ученых. Их огромные фонды, еще не до конца изученные, таят в себе массу интереснейших документов и головокружительных открытий. Немало находок ожидает и исследователя старообрядчества. Если он обратится к архивам, то его терпение и старание будут вознаграждены сторицею – новооткрытые подлинные документы помогут удалить с карты истории белые пятна. А таких пятен очень много! Ведь ни для кого не секрет, как однобоко и недостаточно изучена история нашей Церкви XVIII – XIX веков. А об истории послереволюционного Православия и говорить не приходится – это сплошная terra incognita. И только кропотливая работа с первоисточниками, архивными документами, поможет восстановить во всей полноте грандиозную панораму бытия Русской Церкви в веках.

   Вссоздание этой обширной панорамы невозможно не только без изучения архивных материалов, но и без их бережного собирания и хранения. Действительно, как бы современный историк узнал о далеком или близком прошлом, если бы многие поколения заботливо не собирали архивы, не складывали документы столбец к столбцу, листок к листку, папка к папке. И как этой усидчивости не хватает нам! Ведь если ученый будущего захочет, обратившись к подлинным актам, узнать историю старообрядчества конца XX – начала XXI веков, то ни в чем не преуспеет, ибо мы не оставим по себе ни памяти, ни следов. Да и откуда взяться этой памяти, если Московская Митрополия её не хранит – не собирает архив, а тот, что имеется, не содержит в надлежащем порядке. И откуда взяться этим следам, если документация Церкви не ведется должным образом, а многие важные акты (например, деяния соборов, бывших двадцать-тридцать лет назад) или забыты, или утеряны. Но предаются забвению не только деяния соборов, забыты имена и биографии многих священнослужителей (епископов и иереев), живших, казалось бы, совсем не давно. Бесконечно прав А.С. Пушкин, сетовавший: «Замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. Мы ленивы и нелюбопытны…»1 Но хочется верить, что духовные власти обратят внимание на плачевное состояние церковного архива и предпримут меры для его организации и систематизации.

   Ндеемся, что новая рубрика будет любопытна читателям и пробудит у них интерес к нашему славному прошлому. Посему приглашаем к сотрудничеству историков-староверов, которым не безразличны судьбы Русской Церкви. Присылайте нам для публикации материалы, извлеченные из государственных или частных архивов: документы, касающиеся старообрядческих епархий, монастырей и отдельных общин, апологетические, исторические и богословские сочинения начетчиков, письма выдающихся церковных деятелей и т.п. Всё наиболее ценное и интересное мы непременно напечатаем.

   

   ВРоссийском государственном архиве древних актов (РГАДА) хранятся документы конца XIX – начала ХХ вв. из канцелярии Архиепископа Московского и всея Руси (фонд 1475). Некогда этот архив и огромная библиотека Архиепископии размещались на Рогожском кладбище в помещении Воскресенского храма-колокольни. Но в 1927 г. документы и книги были конфискованы большевиками и переданы в Отдел рукописей библиотеки Румянцевского музея (ныне – Российская государственная библиотека), откуда в 1930 г. документы поступили в Государственный архив феодально-крепостнической эпохи (ныне – РГАДА).

   Седи многочисленных актов канцелярии, бесценных и уникальных источников по истории Русской Церкви (659 единиц хранения), хочется особо выделить дело о хиротонии уральского епископа Арсения (Швецова, 1840-1908)2 . Дело это интересно не только как исторический документ, но и как подлинное свидетельство, относящееся к биографии великого святителя Христова, человека, с именем которого связанно, пожалуй, всё самое лучшее, замечательное и яркое в истории старообрядчества предреволюционного «золотого века». Исследуем это дело по порядку…

   27 августа 1897 г. почил в Бозе преосвященный Виктор (Лютиков), епископ Уральский и Оренбургский, занимавший кафедру с 1875 г. Уральскому старообрядческому обществу надлежало как можно скорее найти себе нового архипастыря, ибо святоотеческие правила повелевают, чтобы епископы во вдовствующие церкви поставлялись в трехмесячный срок (IV вселенский собор, правило 25). Всенародными собраниями кандидатом на архиерейский сан был единогласно избран священноинок Арсений, хорошо известный уральским староверам. О. Арсений неоднократно совершал миссионерские поездки по их епархии, проводя диспуты с беспоповцами, беглопоповцами и т.н. «неокружниками». Многих сумел он отвратить от их заблуждений и присоединить к Святой Церкви…

   Жлая видеть прославленного проповедника и ревнителя веры Христовой своим пастырем, уральцы составили на имя преосвященнейшего архиепископа Савватия (Левшин, 1825-1898) прошение о хиротонии о. Арсения, которое подписали три священника, два диакона и пятьдесят мирян разного звания (см. приложение № 1). В Москву прошение повезла депутация от 23 приходов Уральской епархии.

   Вадыка Савватий принял депутатов, благосклонно выслушал и выразил свое соизволение на хиротонию о. Арсения, который смиренно согласился удовлетворить просьбу уральских христиан. Он писал, что «долг послушания и жалость дому Божия от должного управления ее убедили меня стать на этот пост»3 .

   Н, согласно церковным канонам, для поставления архиерея недостаточно его избрания мирскими людьми, необходимо согласие на это «судом и избранием митрополита и сущих во области епископ» (Лаодикийский собор, правило 13). Каноны повелевают, чтобы для утверждения кандидатуры нового архиерея собирался собор епископов, а если «некия ради нужди» они не могут собраться, то должны грамотами подтвердить свое согласие на хиротонию (Антиохийский собор, правило 19 и Сардикийский собор, правило 5). Посему владыка Савватий составил послание ко всем епископам с просьбою дать свое письменное согласие на рукоположение о. Арсения. С этим посланием архиереев объехал Павел Васильевич Симаков, житель города Уральска.

   Ве российские иерархи выразили единодушное соизволение на хиротонию о. Арсения. Некоторые не скрывали своего удовлетворения и радости. Так, например, епископ Анастасий Измаильский (Лебедев, 1839-1906) написал такую резолюцию: «Всепокорнейше прошу и умоляю Ваше Высокопреосвященство неотлагательно исполнить уважительную просьбу уральских и оренбургских жителей»4 . Епископ Селивестр Балтский († 1906) писал: «На поставление священноинока Арсения во епископа на место покойного еп. Виктора я свое согласие изъявляю и желаю Божия благословения и помощи послужить ему на пользу Святей Древлеправославней Церкви»5 . А епископ Антоний Тобольский (Паромов, 1855-1918) написал: «Настоящее предложение моему смирению от Боголюбивейшего г-на архиепископа московского Савватия я вполне признаю законным и соответственным благопотребности указанной выше, а посему искренне соизволяю на поставление преподобнейшего отца Арсения в сан епископа Уральского и Оренбургского»6 .

   Зручившись согласием всех архиереев, владыка Савватий поручил епископам Иоасафу Казанскому (Зеленкин, 1838-1912) и Кириллу Нижегородскому († 1903) возвести священноинока Арсения в святительский сан. Для этого им было направлено письменное поручение (см. приложение № 2), на основании которого Арсений и был рукоположен в епископы 24 октября 1897 г. в селе Елесине Нижегородской губернии.

   П совершении хиротонии все бумаги ее касающиеся, в том числе и собственноручно написанное исповедание веры нового епископа7 , были направлены в Москву, в архив Архиепископии. Приглашая читателей ознакомиться с некоторыми из этих актов, мы надеемся, что публикация документов явятся еще одним шагом к канонизации владыки Арсения, великого святителя Православной Церкви. Полагаем, что никто не сомневается в необходимости скорейшего соборного прославления епископа Арсения в лике святых угодников Божьих8 .

   

   ПИЛОЖЕНИЕ № 1

   29 сентября 97 г.

   

   № 388-й

   

   КВысокопреосвященнейшему Архиепископу Московскому, господ. Савватию.

   О уральского общества старообрядцев всепокорнейшее

   

   ПОШЕНИЕ

   

   Всокопреосвященнейший Архипастырь! От Господа Бога высоко на свещнице поставленный Архиепископ Савватий!

   Кк Вам уже небезызвестно наше лишение нами любимейшего нашего архипастыря, господина епископа Виктора (Лютикова) Уральского и Оренбургского, почившего 27-го п/м августа с/г. В замен которого на вдовствующую нашу епархию мы, ниже подписавшиеся, как представители от городов Уральска, Оренбурга, Илека, Гурьева и с прочими весями, единогласно при собраниях народа избрали известного нам со всех сторон, полезного в наш край, и желаем рукоположить в наместники на вдовствующий епископский престол достойно-чтимого и уважаемого не только нами, но целым сонмом еще доселе остающимися пока в безпоповстве, лежащем камнем претыкания до первого его появления здесь в епископском сане. Это никого другого, как отца священно инока Арсения Швецова. Чрез посредство посещений своих нашего края видим не одну сотню обратившихся душ в недра Св. Хр. Церкви. Поручая это ходатайство избранной нами депутации пред Вашим Высокопреосвященством о возведении его в сан епископа Уральского и Оренбургского с Азиатскою Страною выше помянутого отца священно инока Арсения, и просить Ваше соизволение и разрешение ехать просить его и убедить в согласии на этот столь высокий пост.

   Зсим, прося Ваших св. молитв, прощения, благословения сим и наставления в нашем неразумении, остаемся Богом врученные Вашему Архипастырству словесные овцы. За Ваши св. молитвы в крове Бога Вышнего благополучны от мала и до велика все земно кланяемся.

   Грод Уральск сентября дня 1897 года.

   

   Сященно иерей Козьма Вдовин,

   Сященно иерей Аполинарий Денисов Юдин,

   Сященно диякон Савелий Иванов Лютиков,

   Сященно иерей Иоанн Ларин,

   Сященно диякон Кирияк Фомин.

   <Далее следуют 50 подписей мирян>

   

   РАДА. Ф. 1475, оп. 1, ед. хр. 174. Л. 2-3.

   

   

   

   ПИЛОЖЕНИЕ № 2

   

   (копия)

   

   Архиепископа Савватия Московского

   Боголюбивейшим собратом

   Крилу, епископу Нижегородскому и

   Иасафу, епископу Казанскому

   

   ПРУЧЕНИЕ

   

   Сгласно общему изъявленному желанию епископов на возведение священноинока Арсения (Швецова) в сан епископа Уральского и Оренбургского, сим уполномочиваю вас привести во исполнение рукоположение свящнноинока Арсения во епископа; на что и преподаю вам свое благословение.

   Сиренный Саватий, Архиепископ Московский.

   20 октября 1897 года. Москва.

   

   Сподлинным верно.

   

   П сему поручению дело возведения во епископа Уральского и Оренбургского священноинока Арсения (Швецова) нами приведено во исполнение. При сем прилагаются документы и его исповедание веры на сохранение в Духовный Совет.

   Отября 24 дня 1897 года. Нижний Новгород.

   Сирен. Кирил, епископ Ниж.

   Сподлинным верно. Смиренный епископ Иоасаф, Казанский и Вятский.

   

   РАДА. Ф. 1475, оп. 1, ед. хр. 174. Л. 14.

    1 РГАДА. Ф. 1475, оп. 1, ед. хр. 174.

    2 Арсений, еп. Уральский. Оправдание Старообрядствующей Святой Христовой Церкви. Письма. М., 1999. С. 305.

    3 РГАДА. Ф. 1475, оп. 1, ед. хр. 174. Л. 6 об.

    4 Там же, л. 8 об.

    5 Там же, л. 12 об.

    6 Там же, л. 15-16.

    7 Документы публикуются в современной орфографии.



назад


Яндекс.Метрика