свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
![]() |
![]() | |
№ 1 | Март 2001 года |
![]() |
К ВОПРОСУ О ЕДИНОВЕРИИ
В1799 году последовал указ императрицы Екатерины о даровании старообрядцам священников и разрешении совершать службу по старым книгам. Попытка обрести епископа не осуществилась. Тогда часть московских старообрядцев обратилась к митрополиту Платону о дозволении иметь «законных» священников, епископа уже не просили. В весьма затруднительном положении оказался митрополит. С одной стороны, никоновская церковь после собора 1667 года издала много новых актов и сочинений, непримиримо осуждающих древние церковные чины и книги как проклятые и еретические. С другой стороны, сама императрица уже разрешила старообрядцам иметь священников и молиться по древнему обычаю. 27 ноября 1800 года императорским указом по представлению митрополита Платона было учреждено единоверие - особенная часть господствующей церкви для старообрядцев, согласных войти в подчинение Синоду, но не желающих оставить древнее благочестие. При сохранении старого богослужебного чина и обычаев, единоверцы имели священников от господствующих церкви. Случилось явное противоречие: не отменяя проклятия, наложенные на древние обряды, никоновская церковь дозволила части своих чад молиться по-старому. Задача синодальной церкви состояла в том, чтобы уничтожить старообрядчество посредством единоверия, и намерение это постепенно осуществлялось, ибо многие единоверческие приходы постепенно теряли старообрядческие основы и становились новообрядческими. Единоверие и задумывалось как временное учреждение, которое должно исчезнуть, слившись с никонианством. На своих новых чад церковь синодальная смотрела подозрительно. «Раскольниками» их уже не называли, но, не считая и полностью православными, прозвали единоверцами. В единоверие вступила очень незначительная часть старообрядцев, большинство же восприняло новое учреждение как опасную ловушку. В царствование императора Николая I правительство насильно загоняло старообрядцев в единоверие, отнимало у них церкви, часовни, монастыри и скиты со всем церковным имуществом и отдавало единоверцам. Псле объявления веротерпимости в 1905 году, единоверие лишилось своего преимущественного положения и его приходы стали распадаться. Часть прихожан возвратилась в старообрядчество, другие перешли в господствующую церковь. В настоящее время само слово «единоверие» почти не употребляется в названии немногочисленных единоверческих приходов, которые до последнего времени назывались старообрядческими или древлеправославными. Сегодня существует для них официальное название: «Старообрядные приходы в лоне Русской Православной Церкви». Как и два столетия назад, они подчиняются новообрядческим архиереям, Синоду и Патриарху. Ели раньше единоверческие приходы состояли из приверженцев древнего обряда, «страха ради июдейска» подчинившихся Синоду, то сейчас их пополняют члены новообрядческой церкви, тяготеющие к старому обряду. Но, несмотря на изменившуюся ситуацию и новое название, суть единоверия осталась прежней: это привлекательная ловушка, инструмент для борьбы со старообрядческой церковью. Витоговом документе Конференции, посвященной юбилею, говорится: «Снятием клятв на старые обряды на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1971 году Церковь признала несправедливость в историческом прошлом гонений на старообрядцев, обусловленных духом времени и необоснованным вмешательством светских властей в дела Церкви... ...Существование в лоне Русской Православной Церкви приходов старого обряда является отражением внутренней потребности паствы нашей Церкви в сохранении древних обрядовых форм как части нашего духовно-исторического наследия, как сугубой драгоценности в литургической сокровищнице Церкви, служащей ценным вкладом в общецерковное делание православной проповеди богооткровенных и спасительных истин Христианства...» Кк видим, официальное отношение к старому обряду в Московской Патриархии сегодня вполне терпимое и доброжелательное. Но о примирении и объединении ново- и старообрядческих церквей речи нет. По словам патриарха Алексия II, «перед лицом исторических фактов нельзя не признать, что преследования и ограничения в отношении старообрядцев, насильственные методы преодоления раскола явились следствием непродуманной государственной политики России в прошлых столетиях, положившей труднопреодолимую разделенность в Русской Церкви, существующую до сего дня...» Рзделенность действительно трудно преодолеть, если перекладывать ответственность за раскол, гонения и многочисленные жертвы исключительно на государственную власть и не признавать вину церковного чиноначалия в трагедии Русской Церкви. Если иметь честную и последовательную позицию, недостаточно отменить клятвы Московских соборов, но, осознав вину за содеянное, надо покаяться и попросить прощения у гонимых.
иерей Вячеслав Зобнин, г. Миасс
|
назад |