свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
|
№ 1 | Март 2001 года |
ОБРАЩЕНИЕ КО ВСЕМ ВЕРНЫМ ЧАДАМ СВЯТОЙ ХРИСТОВОЙ ЦЕРКВИ ПО ПОВОДУ ЛОЖНЫХ СООБЩЕНИЙ О СОВМЕСТНОМ СЛУЖЕНИИ КЛИРИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ И РПЦ Кк сообщили средства массовой информации (например, газета «Вечерняя Москва»), «впервые за всю историю Русской Церкви в Успенском соборе Кремля по благословению Патриарха Алексия II был совершен молебен священниками-старообрядцами... Торжественную службу провел Митрополит Алимпий». Я как предстоятель Русской Православной Старообрядческой Церкви, заявляю, что на богослужении в Успенском соборе Московского Кремля не был и молебна не совершал; не было там ни одного священника Русской Православной Старообрядческой Церкви. Вдействительности, 27 ноября 2000 г. в Успенском соборе по благословению патриарха Алексия II состоялась служба в ознаменование 200-летия учреждения единоверия. Службу по старому обряду совершали священники из единоверческих приходов Московской патриархии. Как выяснилось, на этом богослужении присутствовали некоторые прихожане старообрядческих храмов. Рсская православная Старообрядческая Церковь не состоит в молитвенном общении с РПЦ, в том числе и с так называемыми «единоверцами», даже если они служат по старым обрядам и книгам. Поэтому каждый, кто молится с ними, подлежит церковному наказанию (10 ев, апостол и иные церковные правила). Н этом основании те старообрядцы, которые будут участвовать в совместной молитве с инославными (членами патриаршей церкви и др.) получат церковное прещение. Архипастырски призываю всех боголюбивых чад Русской Православной Старообрядческой Церкви хранить заповеданные святыми отцами и нашими благочестивыми предками церковные правила и предания, твердо стоять в вере, не участвовать в совместных молениях с инаковерующими.
Смиренный Алимпий, митрополит Московский и всея Руси.
Комментарий редакции Впоследних числах ноября 2000 года сотрудники Московской старообрядческой митрополии не успевали отвечать на многочисленные телефонные звонки: «Правда ли митрополит Алимпий молился с новообрядческим духовенством? Правда ли старообрядческая церковь соединилась с патриаршей?» 27 ноября в Успенском соборе Московского Кремля состоялся торжественный молебен, совершенный по старому обряду. Совместное богослужение единоверцев и новообрядческого духовенства было посвящено 200-летию учреждения единоверия в РПЦ. Звучало древнее унисонное пение, духовенство возглашало ектении с характерными для древнерусского церковного чтения особенностями. Казалось, Русская Церковь вернулась в дораскольное состояние, когда в каждом храме, в каждом доме молились именно так. Многими участниками торжества и представителями СМИ событие трактовалось как единение старо- и новообрядцев. В газетах появились сообщения, что службу вел старообрядческий митрополит Алимпий по благословению патриарха Алексия II. Это было весьма неожиданно, очень удивило и взволновало людей. Зявление СМИ о воссоединении опроверг предстоятель Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополит Московский и всея Руси Алимпий. Назвав сообщения о совместном богослужении ложными, он напомнил, что общая молитва с представителями иных конфессий возбраняется правилами церковными. Празднование юбилея единоверия есть внутреннее дело РПЦ, к которому Старообрядческая Церковь не имеет никакого отношения. Коме того, митрополит Алимпий обратился к чадам своей церкви. В обращении он объяснил суть события и призвал «твердо стоять в вере» и хранить святоотеческие и церковные правила... П поводу юбилея газета «Завтра» (N2, январь 2001 г.) опубликовала обширную статью Владимира Голышева «Великое возвращение», в которой автор обстоятельно рассказывает о событиях истории Русской Церкви, описывает юбилей и посвященную ему конференцию как события эпохальные, знаменующие, по его мнению, «принципиально иной подход к тому, что прежде называли единоверием. Возникшее как «обходной маневр» недоброжелательно настроенной власти, оно в течение веков хранило себя, и вот на изломе тысячелетия именно «старообрядные приходы» дают Русской Церкви надежду вернуть себе подлинную национальную традицию и трагически утраченное единство, а России - шанс на полноценное возрождение и достойное место в истории». Н, на наш взгляд, излишний оптимизм статьи не оправдан. По мнению Г. Савельева, уставщика единоверческого храма в Михайловской слободе (интервью в том же номере газеты), «РПЦ - структура консервативная, и отсутствие запрета в ней еще не является в полной мере разрешением. Несмотря на симпатию к старому обряду в приходах, необходим достаточно ясный сигнал со стороны священноначалия, чтобы батюшки и прихожане решились на какие-то перемены». Ндо учитывать и то, что число единоверческих приходов Московской Патриархии за 200 лет их существования – не более десяти. Пчему же так широко праздновался юбилей единоверия? Новообрядцы объясняют: «Это жест доброй воли, означающий, что старообрядные приходы в РПЦ нужны, и с нашей стороны устранены все препятствия для врачевания раскола. Старообрядцам ничто не мешает придти в лоно РПЦ» (иеромонах Никита Добронравов). Н проблема стоит иначе. Во-первых, РПЦ до сих пор не отказалась от реформы православия, послужившей причиной раскола. Во-вторых, за триста лет в РПЦ накопилось множество нововведений и отступлений от церковных правил, например, почти повсеместное обливательное крещение, общая исповедь и т.д. В-третьих, РПЦ объясняет гонения на сторонников старого обряда непродуманной государственной политикой, а ведь господствующая церковь повинна в этом не менее светской власти. Ктому же и добрые слова по отношению к старому обряду со стороны чиноначалия Московской Патриархии - реакция вынужденная. В РПЦ имеется немало глубоко верующих, образованных, деятельных прихожан и клириков, уверенно тяготеющих к старорусской церковной традиции, и не считаться с этим явлением невозможно. Срьезное изучение церковной истории, богослужебного пения, иконописи подтверждает правильность и святость древнего православия. Так исследование Б.П. Кутузова, уставщика Спасского собора Андроникова монастыря РПЦ показывает всю несостоятельность, ненужность и даже пагубность церковной реформы. Сделанное им сравнение богослужебных книг, убедительно показывает правильность древней редакции и явные недостатки исправленных (попорченных) текстов. Полный текст работы Б.П. Кутузова мы планируем напечатать в следующем номере нашей газеты. |
назад |