Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 123 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Вторник, 16 октября 2001 года

ПРОФСОЮЗ НАЖАЛ НА ТОРМОЗА

   Вчера коллективы автотранспортников и троллейбусников сорвали пассажирские перевозки в городе

   Ивот вчера ранним утром профсоюзные активисты и сочувствующие им устроили живую преграду в автопарке и электродепо, не давая выйти на маршруты водителям автобусов и троллейбусов, которые явно не во всем поддерживали своих профлидеров. В результате утренние перевозки были напрочь сорваны, десятки тысяч пассажиров добирались до работы всеми правдами и неправдами. Город буквально встал на уши и стал ходить пешком...

   А началось все 1 октября с попытки членов Свободного профсоюза провести собрание в актовом зале депо. Администрация предприятия посчитала его незаконным: дескать, актовый зал на 4-м этаже депо сдан в аренду автотранспортникам, а посему здесь негоже устраивать какие-то профсоюзные посиделки. В результате утром несколько десятков членов профсоюза проникли-таки в актовый зал, провели собрание, на котором и выставили дюжину требований администрации. Вместо того, чтобы попытаться вести переговоры с коллективом, директор недавно созданного городского предприятия «Пассажирский транспорт» Александр Хлызов сначала... убегал от «ловивших» его сотрудников, затем вызвал в депо милиционеров с автоматами, охранявших актовый зал от возмущенного коллектива. Разумеется, этот шаг только накалил обстановку. Вечером собрание прошло уже на свежем воздухе, в троллейбусе на приколе, где собрались еще около ста троллейбусников, поддержавших требования Свободного профсоюза.

   Ндо сказать, нынешний профсоюзный ультиматум «верхам» весьма обширен. В отличие от прошлых требований немедленной выплаты депонента и повышения заработной платы аж на 200 процентов, к администрации выдвинуто требование предоставить помещение Свободному профсоюзу как на территории автотранспортного предприятия, так и в депо, перенести действие колдоговора, заключенного летом с МГУП «ПЭТ» на вновь созданное предприятие пассажирского транспорта, содержится ряд предложений по улучшению условий труда кондукторам. Кроме того, работники требуют предоставить полномочия ведения переговоров с администрацией лидерам общественной организации — Свободному профсоюзу во главе с Андреем Фадеевым.

   Прадоксально, но с этой осени, когда в городе пассажирскими перевозками начало заниматься объединенное унитарное предприятие, в которое входят троллейбусы и автобусы, здесь действуют аж четыре профсоюзных организации, каждая из которых претендует на свою легитимность и право говорить от имени всех транспортников. Между тем новое автобусно-троллейбусное руководство корень всех бед видит в «горстке» членов Свободного профсоюза, прежде всего в А. Фадееве, который «пытается взорвать ситуацию в коллективах и тем самым привлечь внимание к собственной персоне». В вину Фадееву ставится, к примеру, то, что он якобы незаконно возглавляет две профсоюзные организации, причем, получая за это вознаграждение как освобожденный председатель профкома. К тому же финансирует неработающих членов Свободного профсоюза Миасса Уральский профцентр (г. Екатеринбург), не имеющий прав действовать на территории нашей области.

   П мнению же самого профлидера и его сторонников, их Свободный профсоюз — один из немногих в Челябинской области, который занимается своим главным делом — эффективной защитой прав трудящихся, которые попираются на каждом шагу. К примеру, председатель комиссии по трудовым спорам троллейбусников Владимир Степин в беседе со мной привел множество фактов восстановления незаконно уволенных работников и других побед его комиссии над «привыкшей к произволу» администрацией депо.

   Всвою очередь, руководство МГУП «Пассажирский транспорт» считает незаконным само существование в природе Свободного профсоюза. Дело доходит до анекдота: директор расходится с председателем профкома даже в численности членов профсоюзной организации. По подсчетам А. Хлызова, членов профсоюза не более двух десятков, А. Фадеев же утверждает, что членов Свободного профсоюза 385, в обычном же, «старом» профсоюзе состоят 168 человек.

   Кнфликт начал назревать еще в августе, когда руководство предприятия объявило конкурс на замещение вакантных должностей. Целью этого, по мнению профлидеров, было изгнание всех работников депо, выражавших несогласие с действиями администрации. По словам профсоюзных активистов, всего было уволено около полусотни автобусников и троллейбусников, и это в то время, когда водителей машин катастрофически не хватает. «Чистку неугодных» даже сравнивали в появившихся на днях анонимных листовках «с уралазовским опытом глумления над народом», утверждая при этом, что «произвол» у троллейбусников не пройдет.

   Ктализатором нынешнего противостояния является невыполнение обещаний администрации по выплате депонента. Долги по зарплате у отдельных водителей составляют сегодня и десять, и двадцать тысяч рублей. В августе и сентябре было погашено всего 7% депонента, не удалось властям сдержать обещание и выплатить все до копейки до 1 октября. В результате мэр города назначил новый срок расплаты — до 1 января, обещая взять для этого банковские ссуды...

   Пнятно, что умение держать свое слово характеризует способность властей погашать конфликты, не доводить до бунта. В тоже время забастовка — крайний и не самый цивилизованный способ выяснения отношений между руководителями и муниципальными работниками. И вряд ли продуктивно в создавшейся ситуации кивать на неуступчивость отдельных деятелей с той или иной стороны, искать и находить «козлов отпущения».

   Хдой мир, как известно, лучше доброй ссоры. Так почему бы не сесть обеим сторонам за стол переговоров, а не обвинять друг друга в незаконных действиях и произволе. Думается, для нормализации обстановки на новом предприятии необходимо провести профсоюзную конференцию, которая бы и смогла избрать легитимный профсоюзный комитет предприятия. Уверен, трезвомыслящие люди в коллективе троллейбусников и автобусников способны разобраться, кто истинный защитник их интересов, а кто, воспользовавшись известными бедами транспортников, преследует свои личные интересы.

   Нлишне будет напомнить и опыт всех предыдущих противостояний и забастовок. Все дело упиралось тогда в желание или нежелание сторон вести переговоры. А страдали от этого бодания рядовые горожане...

   КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР

   Верашний рабочий день стал испытанием на прочность нервов и ног не только для десятков тысяч миасцев, но и стал тяжелым понедельником для городской администрации. Мэр Владимир Григориади с утра уединился с руководством взбунтовавшихся транспортников, а перед обедом созвал внеочередной форум в «розовом доме» с участием своих замов, депутатов горсовета, представителей забастовщиков... Складывалось впечатление, что лишь после начала транспортного паралича власти опомнились и решили наконец-то созвать согласительную комиссию для урегулирования вопросов, приведших к бунту троллейбусников и автобусников.

   П словам главы, нынешнее противостояние — последствия обострения ситуации в прошлом году, когда прежние «отцы города» перестали заключать договоры с предприятиями по безабонементному проезду. В итоге городская казна недополучила миллионы рублей, что и привело в конечном счете к отмене «транспортного коммунизма» в Миассе, решению о создании единого пассажирского предприятия и переходу на платный проезд. Добавлю от себя, что всем этим непопулярным новшествам вольно или невольно способствовали далеко не всегда продуманные решения вновь избранной власти, не сумевшей «по-хорошему» договориться с директоратом города. Хоронили бесплатный проезд довольно быстро и весело, ссылаясь на объективную необходимость, и, видимо, полагая, что при вхождении пассажирского транспорта в рыночную экономику былые проблемы вроде хронического безденежья рассосутся сами собой. Увы, не рассосались... Один лишь пример. Ежемесячная выручка от продажи билетов (включая проездные) составляет около пяти с половиной миллионов рублей, на текущие же расходы (прежде всего зарплату) транспортникам требуется 6 миллионов в месяц. Это к вопросу о том, окупает ли себя платный проезд...

   Смое же печальное в том, что чиновники дождались-таки «громов и молний», а потом начали «креститься», то бишь налаживать нормальный диалог со своими подчиненными (в данном случае — муниципальными работниками). Справедливости ради скажу, что после получения предзабастовочной петиции Свободного профсоюза градоначальство сподобилось на встречу с коллективом 5 октября. Правда, это собрание прошло в красном уголке автотранспортников, троллейбусников же на нем было раз-два и обчелся. В результате состоялся жаркий, но непродуктивный разговор, где каждый хотел слышать только себя. Конкретными же решениями 5 октября и не пахло...

   Вминувшую пятницу троллейбусники вновь организовали собрание в депо. Ума местному начальству хватило лишь на то, чтобы не запереть актовый зал и не прибегать к услугам автоматчиков. Директор предприятия А. Хлызов появился в зале лишь на несколько мгновений — очень уж торопился на очередное совещание в центре города. Смею предположить, что если бы чины в галстуках сами приехали в депо, до забастовки бы не дошло.

   Более того, как заявил вчера мэру лидер Свободного профсоюза, цели проводить забастовку ни у кого не было, они просто пытались обратить внимание на проблемы, которые буквально обрушились на новый коллектив за последние месяц-два. Администрация же пассажирского предприятия не собиралась их решать, по крайней мере с законными представителями работников. Это и подстегнуло на крайние меры. «За две последние недели можно было обо всем договориться и в более узком кругу, нежели сейчас в горадминистрации, — заявил Андрей Фадеев. — Мы понимаем, что выполнить все требования в один день невозможно. Но заключить предварительное соглашение, установить конкретные сроки по выполнению отдельных требований — кто мешал?»

   Оазывается, как выяснилось на чрезвычайном совещании, многие из дюжины требований транспортников можно решить в считанные минуты. Едва ли не со всеми претензиями соглашался мэр. В результате договорились о подписании к вечеру в понедельник временного соглашения в обмен на то, что автобусы и троллейбусы выйдут на маршруты сразу после обеда. Гарантом договоренностей добровольно стал депутат областного Законодательного собрания Игорь Войнов.

   Втечение месяца решено наконец-то подготовить и провести объединительную профсоюзную конференцию троллейбусников и автобусников, после чего должны начаться предметные переговоры по самым животрепещущим требованиям коллектива — о повышении заработной платы и премиальным. Что же касается депонента, то глава города сообщил, что администрацией уже взята банковская ссуда для частичного погашения долгов, в целом же выплатить долги обещано до 15 декабря. Обещал мэр не прибегать к репрессиям бунтовщиков, не лишать их премиальных за участие в забастовке...

   


Андрей КУЗНЕЦОВ.



назад


Яндекс.Метрика