свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
123 | ||||
Вторник, 16 октября 2001 года | ||||
ПРОФСОЮЗ НАЖАЛ НА ТОРМОЗА Вчера коллективы автотранспортников и троллейбусников сорвали пассажирские перевозки в городе Ивот вчера ранним утром профсоюзные активисты и сочувствующие им устроили живую преграду в автопарке и электродепо, не давая выйти на маршруты водителям автобусов и троллейбусов, которые явно не во всем поддерживали своих профлидеров. В результате утренние перевозки были напрочь сорваны, десятки тысяч пассажиров добирались до работы всеми правдами и неправдами. Город буквально встал на уши и стал ходить пешком... А началось все 1 октября с попытки членов Свободного профсоюза провести собрание в актовом зале депо. Администрация предприятия посчитала его незаконным: дескать, актовый зал на 4-м этаже депо сдан в аренду автотранспортникам, а посему здесь негоже устраивать какие-то профсоюзные посиделки. В результате утром несколько десятков членов профсоюза проникли-таки в актовый зал, провели собрание, на котором и выставили дюжину требований администрации. Вместо того, чтобы попытаться вести переговоры с коллективом, директор недавно созданного городского предприятия «Пассажирский транспорт» Александр Хлызов сначала... убегал от «ловивших» его сотрудников, затем вызвал в депо милиционеров с автоматами, охранявших актовый зал от возмущенного коллектива. Разумеется, этот шаг только накалил обстановку. Вечером собрание прошло уже на свежем воздухе, в троллейбусе на приколе, где собрались еще около ста троллейбусников, поддержавших требования Свободного профсоюза. Ндо сказать, нынешний профсоюзный ультиматум «верхам» весьма обширен. В отличие от прошлых требований немедленной выплаты депонента и повышения заработной платы аж на 200 процентов, к администрации выдвинуто требование предоставить помещение Свободному профсоюзу как на территории автотранспортного предприятия, так и в депо, перенести действие колдоговора, заключенного летом с МГУП «ПЭТ» на вновь созданное предприятие пассажирского транспорта, содержится ряд предложений по улучшению условий труда кондукторам. Кроме того, работники требуют предоставить полномочия ведения переговоров с администрацией лидерам общественной организации — Свободному профсоюзу во главе с Андреем Фадеевым. Прадоксально, но с этой осени, когда в городе пассажирскими перевозками начало заниматься объединенное унитарное предприятие, в которое входят троллейбусы и автобусы, здесь действуют аж четыре профсоюзных организации, каждая из которых претендует на свою легитимность и право говорить от имени всех транспортников. Между тем новое автобусно-троллейбусное руководство корень всех бед видит в «горстке» членов Свободного профсоюза, прежде всего в А. Фадееве, который «пытается взорвать ситуацию в коллективах и тем самым привлечь внимание к собственной персоне». В вину Фадееву ставится, к примеру, то, что он якобы незаконно возглавляет две профсоюзные организации, причем, получая за это вознаграждение как освобожденный председатель профкома. К тому же финансирует неработающих членов Свободного профсоюза Миасса Уральский профцентр (г. Екатеринбург), не имеющий прав действовать на территории нашей области. П мнению же самого профлидера и его сторонников, их Свободный профсоюз — один из немногих в Челябинской области, который занимается своим главным делом — эффективной защитой прав трудящихся, которые попираются на каждом шагу. К примеру, председатель комиссии по трудовым спорам троллейбусников Владимир Степин в беседе со мной привел множество фактов восстановления незаконно уволенных работников и других побед его комиссии над «привыкшей к произволу» администрацией депо. Всвою очередь, руководство МГУП «Пассажирский транспорт» считает незаконным само существование в природе Свободного профсоюза. Дело доходит до анекдота: директор расходится с председателем профкома даже в численности членов профсоюзной организации. По подсчетам А. Хлызова, членов профсоюза не более двух десятков, А. Фадеев же утверждает, что членов Свободного профсоюза 385, в обычном же, «старом» профсоюзе состоят 168 человек. Кнфликт начал назревать еще в августе, когда руководство предприятия объявило конкурс на замещение вакантных должностей. Целью этого, по мнению профлидеров, было изгнание всех работников депо, выражавших несогласие с действиями администрации. По словам профсоюзных активистов, всего было уволено около полусотни автобусников и троллейбусников, и это в то время, когда водителей машин катастрофически не хватает. «Чистку неугодных» даже сравнивали в появившихся на днях анонимных листовках «с уралазовским опытом глумления над народом», утверждая при этом, что «произвол» у троллейбусников не пройдет. Ктализатором нынешнего противостояния является невыполнение обещаний администрации по выплате депонента. Долги по зарплате у отдельных водителей составляют сегодня и десять, и двадцать тысяч рублей. В августе и сентябре было погашено всего 7% депонента, не удалось властям сдержать обещание и выплатить все до копейки до 1 октября. В результате мэр города назначил новый срок расплаты — до 1 января, обещая взять для этого банковские ссуды... Пнятно, что умение держать свое слово характеризует способность властей погашать конфликты, не доводить до бунта. В тоже время забастовка — крайний и не самый цивилизованный способ выяснения отношений между руководителями и муниципальными работниками. И вряд ли продуктивно в создавшейся ситуации кивать на неуступчивость отдельных деятелей с той или иной стороны, искать и находить «козлов отпущения». Хдой мир, как известно, лучше доброй ссоры. Так почему бы не сесть обеим сторонам за стол переговоров, а не обвинять друг друга в незаконных действиях и произволе. Думается, для нормализации обстановки на новом предприятии необходимо провести профсоюзную конференцию, которая бы и смогла избрать легитимный профсоюзный комитет предприятия. Уверен, трезвомыслящие люди в коллективе троллейбусников и автобусников способны разобраться, кто истинный защитник их интересов, а кто, воспользовавшись известными бедами транспортников, преследует свои личные интересы. Нлишне будет напомнить и опыт всех предыдущих противостояний и забастовок. Все дело упиралось тогда в желание или нежелание сторон вести переговоры. А страдали от этого бодания рядовые горожане... КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР Верашний рабочий день стал испытанием на прочность нервов и ног не только для десятков тысяч миасцев, но и стал тяжелым понедельником для городской администрации. Мэр Владимир Григориади с утра уединился с руководством взбунтовавшихся транспортников, а перед обедом созвал внеочередной форум в «розовом доме» с участием своих замов, депутатов горсовета, представителей забастовщиков... Складывалось впечатление, что лишь после начала транспортного паралича власти опомнились и решили наконец-то созвать согласительную комиссию для урегулирования вопросов, приведших к бунту троллейбусников и автобусников. П словам главы, нынешнее противостояние — последствия обострения ситуации в прошлом году, когда прежние «отцы города» перестали заключать договоры с предприятиями по безабонементному проезду. В итоге городская казна недополучила миллионы рублей, что и привело в конечном счете к отмене «транспортного коммунизма» в Миассе, решению о создании единого пассажирского предприятия и переходу на платный проезд. Добавлю от себя, что всем этим непопулярным новшествам вольно или невольно способствовали далеко не всегда продуманные решения вновь избранной власти, не сумевшей «по-хорошему» договориться с директоратом города. Хоронили бесплатный проезд довольно быстро и весело, ссылаясь на объективную необходимость, и, видимо, полагая, что при вхождении пассажирского транспорта в рыночную экономику былые проблемы вроде хронического безденежья рассосутся сами собой. Увы, не рассосались... Один лишь пример. Ежемесячная выручка от продажи билетов (включая проездные) составляет около пяти с половиной миллионов рублей, на текущие же расходы (прежде всего зарплату) транспортникам требуется 6 миллионов в месяц. Это к вопросу о том, окупает ли себя платный проезд... Смое же печальное в том, что чиновники дождались-таки «громов и молний», а потом начали «креститься», то бишь налаживать нормальный диалог со своими подчиненными (в данном случае — муниципальными работниками). Справедливости ради скажу, что после получения предзабастовочной петиции Свободного профсоюза градоначальство сподобилось на встречу с коллективом 5 октября. Правда, это собрание прошло в красном уголке автотранспортников, троллейбусников же на нем было раз-два и обчелся. В результате состоялся жаркий, но непродуктивный разговор, где каждый хотел слышать только себя. Конкретными же решениями 5 октября и не пахло... Вминувшую пятницу троллейбусники вновь организовали собрание в депо. Ума местному начальству хватило лишь на то, чтобы не запереть актовый зал и не прибегать к услугам автоматчиков. Директор предприятия А. Хлызов появился в зале лишь на несколько мгновений — очень уж торопился на очередное совещание в центре города. Смею предположить, что если бы чины в галстуках сами приехали в депо, до забастовки бы не дошло. Более того, как заявил вчера мэру лидер Свободного профсоюза, цели проводить забастовку ни у кого не было, они просто пытались обратить внимание на проблемы, которые буквально обрушились на новый коллектив за последние месяц-два. Администрация же пассажирского предприятия не собиралась их решать, по крайней мере с законными представителями работников. Это и подстегнуло на крайние меры. «За две последние недели можно было обо всем договориться и в более узком кругу, нежели сейчас в горадминистрации, — заявил Андрей Фадеев. — Мы понимаем, что выполнить все требования в один день невозможно. Но заключить предварительное соглашение, установить конкретные сроки по выполнению отдельных требований — кто мешал?» Оазывается, как выяснилось на чрезвычайном совещании, многие из дюжины требований транспортников можно решить в считанные минуты. Едва ли не со всеми претензиями соглашался мэр. В результате договорились о подписании к вечеру в понедельник временного соглашения в обмен на то, что автобусы и троллейбусы выйдут на маршруты сразу после обеда. Гарантом договоренностей добровольно стал депутат областного Законодательного собрания Игорь Войнов. Втечение месяца решено наконец-то подготовить и провести объединительную профсоюзную конференцию троллейбусников и автобусников, после чего должны начаться предметные переговоры по самым животрепещущим требованиям коллектива — о повышении заработной платы и премиальным. Что же касается депонента, то глава города сообщил, что администрацией уже взята банковская ссуда для частичного погашения долгов, в целом же выплатить долги обещано до 15 декабря. Обещал мэр не прибегать к репрессиям бунтовщиков, не лишать их премиальных за участие в забастовке...
Андрей КУЗНЕЦОВ.
|
назад |