Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 71 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Четверг, 20 апреля 2006 года

Сергей РЕПИН: Учителя надо поддержать материально

   Вехи биографии

   Родился в 1940 году в деревне Тихоново Костромской области в семье колхозников.

   Псле окончания в 1957 году сельской школы остался в ней работать пионервожатым.

   В1958 году поступил на физико-математический факультет костромского пединститута, окончил его в 1963 году.

   П распределению приехал в Атлян — в школу воспитательно-трудовой колонии. В 1967 году назначен директором этой школы.

   В1973 году назначен заведующим Миасским гороно.

   В1976 году приглашен на работу в отдел науки и учебных заведений Челябинского обкома КПСС.

   В1979 году утвержден заместителем, а потом и первым заместителем заведующего отделом народного образования Челябинского облисполкома.

   С1981 года — заведующий этим отделом, позднее — Главным управлением образования администрации области. Возглавлял его долгие 20 лет — вплоть до 2001 года.

   С2001 года — директор Института психологии и педагогики Челябинского государственного университета.

   Яляется автором 60 научных публикаций. За одну из монографий награжден премией старейшего престижного Фонда Франции — общества содействия национальной промышленности.

   Нгражден орденом «Знак Почета», медалью А. С. Макаренко, за интернациональную помощь республике Афганистан — медалью этой страны «10 лет Апрельской революции». Отличник просвещения СССР, заслуженный учитель РСФСР.

   Жнат. Жена Нонна Васильевна — математик, заслуженный учитель РСФСР. Сын Андрей — военный, подполковник в отставке. Внук Максим — восьмиклассник.

   Ве увлечения родом из деревенского детства. Любит природу, занимается фотографией, полностью своими руками построил дачу. В молодости занимался лыжным спортом.

   После него в Миассе сменился не один заведующий гороно. Что совсем не удивительно: ведь с тех пор пролетели-промчались три долгих десятилетия. Но имя Сергея Арсеньевича Репина по сей день помнят и школьные учителя, и родители, и ученики. Он был фигурой крупной, заметной и многое успел сделать для развития образования в Миассе, а потом — и всей области. Педагогический стаж Сергея Репина составляет почти 50 лет: от пионервожатого сельской школы до начальника Главного управления образования Челябинской области. Последние пять лет доктор педагогических наук, профессор, действительный член Академии педагогических и социальных наук РФ Сергей Репин является директором Института психологии и педагогики Челябинского госуниверситета. Он знает о педагогике и российском образовании все или почти все.

   — Сергей Арсеньевич, вам не кажется, что в нашей стране ничто так не подвергается бесконечным реформам, как образование, да еще сельское хозяйство?

   — Да, так повелось еще с 50-х годов, с времен Хрущева. И продолжается по сей день. Реформы, конечно, нужны, без них нет движения вперед. Но согласен с вами: проводить их бесконечно — только делу вредить.

   — А образование, на мой взгляд, все больше погружается в кризис, если не сказать — в хаос. Начать хотя бы с кадров. Средний возраст школьного учителя достиг уже 53-х лет…

   — Это наша беда. Престиж учительской профессии упал так низко, что поправить ситуацию можно только самыми кардинальными мерами. Но я не вижу, чтобы их кто-то предпринимал. Приоритетный национальный проект вряд ли серьезно изменит ситуацию. Учителя надо поддержать материально. Это главное. Деньги пока еще никто не отменял, и значимость любого труда оценивается именно в них. Различные методы работы, к примеру, такие как аттестация учителей, несут с собой большие моральные нагрузки, хотя и заставляют работать над собой. Но все это нередко принимает чисто формальный оборот. Нет материальной заинтересованности — нет и стимула для совершенствования. Как видите — все очень просто.

   Япочему в свое время пошел в учителя? В 57-м году, работая в школе пионервожатым, я получал 410 рублей. Замечу — у меня за плечами была только десятилетка и мне было всего 17 лет. На эти деньги тогда можно было весьма неплохо прожить. Мой отец работал в то время в МТС и получал столько же, сколько я. За год я очень прилично приоделся и в костюме, купленном на зарплату пионервожатого, приехал после института учительствовать в Атлян. Труд учителя, педагога тогда ценился высоко, и авторитет его был непререкаем.

   Сйчас времена изменились. Много внимания в последние годы уделяется компьютеризации школ. На это направлены все основные усилия руководства образования. А главная-то проблема в школах сегодня — кадровая! И она, увы, не решается. Чтобы вернуть учителю авторитет, надо в корне изменить отношение к этой, я считаю, одной из главных профессий в любом обществе.

   ВМинистерстве образования сейчас об этом думают. Но как! Говорят, в городских школах надо повысить зарплату до 10 тысяч рублей, а сельским и 4 тысяч хватит — у них, мол, свое хозяйство есть. Но почему сельский учитель должен сажать картошку и доить коров? Мои учителя в 50-е годы этим и отличались от остальных сельских жителей. Они серьезно занимались преподаванием и не держали никакого хозяйства, потому что на свою зарплату могли купить все. В отношении учителя должна проводиться единая федеральная политика, без всякого деления на городских и сельских. Учитель — это профессия, которая не может состояться без уважения всего общества. Попытки поднять ее престиж с помощью повышения оплаты труда делались еще при Ельцине. Помните его заявление о том, что средняя зарплата учителя должна быть приравнена к средней зарплате в промышленности? Заявление это так и осталось лишь словами. А среди выпускников нашего педагогического вуза лишь единицы работают в школах…

   — Одна из очередных школьных реформ — переход к единому госэкзамену. На ваш взгляд, выполняет ЕГЭ главную заявленную функцию — создать равные возможности поступления в вузы для всех выпускников школ?

   — Не думаю, что ЕГЭ решает эту задачу. Если принимать в вузы по этому принципу, то принимать надо всех желающих, без исключения. А уже потом, во время учебы, отсеивать не справляющихся. Так делается во Франции. Кроме того, нельзя вводить ЕГЭ по всем предметам. Его можно использовать в математике и других точных науках. Но как можно тестировать гуманитарные науки — историю, литературу, где надо размышлять и анализировать, да просто учиться правильно говорить и выражать свои мысли?

   Тсты по гуманитарным предметам — это игра на понижение человеческого интеллекта. ЕГЭ вообще рассчитано на среднего ученика и усредняет поголовно всех. Не случайно главный вуз страны, который еще держит свой высокий рейтинг, — МГУ, не принимает абитуриентов по результатам ЕГЭ. Он сохраняет прежнюю систему набора студентов.

   — А в Челябинской области все вузы проводят зачисление по результатам ЕГЭ?

   — Все, кроме специализированных — таких, как институт физической культуры.

   — Как вы считаете, этот усредняющий всех эксперимент не окажется еще одним мертворожденным дитя школьных реформ?

   — Знаете, это кому-то выгодно. Эксперимент идет, ширится, на него отпускаются большие деньги. И чем дальше, тем больше он лоббируется. А равные условия, о которых было заявлено в самом его начале, — это полная чепуха. Взятки, которые раньше были в вузах, теперь переносятся в школы. Старшеклассников уже не учат, не развивают, а элементарно натаскивают на ЕГЭ. Он был бы хорош на каком-то определенном промежуточном этапе изучения школьной программы, чтобы учитель с помощью тестовых заданий мог определить, как проходит обучение предмету, его слабые и сильные стороны. Но ЕГЭ в школе сделали основным экзаменом. Он активно внедряется административно. И это настораживает.

   — Сергей Арсеньевич, по числу вузов на душу населения Россия уже вышла на первое место в мире. Вы считаете такая плодовитость — это благо для нас, или наоборот?

   — С одной стороны, доступность высшего образования, возможность получить его в своем маленьком городе — это, безусловно, благо. Но вот если говорить об учебно-материальной базе, о преподавательских кадрах, о традициях высшей школы, наконец, то отсутствие всего этого, конечно, заметно снижает уровень образования. В филиалах, как правило, работают те же преподаватели, что и в головном вузе: во-первых, на местах не хватает ученых кадров, и, во-вторых, при их низкой зар-плате это еще и возможность заработать. А серьезные дополнительные нагрузки при всей ответственности и порядочности вузовских специалистов рано или поздно приводят к сбою.

   Масс в этом плане выгодно отличается тем, что он образованный город и здесь немало своих специалистов. Но все равно размножение вузов — это от нашей бедности. Были бы у людей средства, их дети ехали бы учиться в крупные города.

   Ее одна серьезная проблема, влияющая на уровень нашего сегодняшнего образования, — его платность. У нас в университете 50 процентов студентов — бюджетники. Это ребята с более серьезной подготовкой. А вторую половину набираем платных — с низким уровнем знаний. Учатся они все вместе. И преподаватель вынужден либо подтягивать отстающих, либо сам опуститься до их уровня. Чаще происходит второе. Этим ребятам лучше бы в ПТУ пойти, а они — в университет. Диплом с горем пополам получат, а специалисты из них — никакие. В Германии, например, где мне не раз приходилось бывать, классическое образование все бесплатное. Нам бы на них ориентироваться, а не на США. У нас сегодня налицо девальвация образования, нравственно разлагается не только то поколение, которое учится, но и то, которое учит. А к системе профтехобразования, я уверен, мы еще вернемся. Государство не может долго жить в неведении, сколько именно и каких специалистов ему нужно.

   — Но пока вместо этих специалистов в стране растет и ширится армия беспризорников. Их уже больше, чем было после войны…

   — Что вы, в 2-3 раза! Миллионами исчисляются. Виной тому — социально-экономическая ситуация в стране. Трудоспособное население осталось и без работы, и без поддержки государства. Безработица порождает пьянство, за ним следует деградация. Огромная часть населения бомжует. И этой прослойкой никто сегодня не занимается. Какая тут демократия! Их надо заставлять (!) работать. Сами они к этому уже никогда не придут, потому что привыкли собирать бутылки и существовать по принципу: «День бы простоять да ночь продержаться». И почти все они — родители. И дети их тоже живут на улице. Посмотрите на многократно обруганных гастарбайтеров. Вот они-то как раз имеют моральную ответственность за свои семьи. Они не пьют, соглашаются на любую, самую черную работу, трудятся сутками, складывая копейку к копейке, отвозят деньги семьям и вновь возвращаются на заработки. За это человека можно только уважать.

   Н бомжей уже нельзя больше брезгливо смотреть сквозь пальцы и отгораживаться от них металлическими дверями. Это наши люди, граждане России. И только труд может вернуть их к нормальной жизни. Считаю, что здесь нужно самое серьезное административное наступление по самому широкому фронту. Решив проблему родителей, решим и проблему беспризорников. Другого выхода здесь нет.

   — Вы часто бываете в Миассе? Чем дорог вам этот город? Какие перемены вы в нем наблюдаете?

   — Миасс многое значит в моей судьбе. Я не уралец. Приехал сюда из Костромы, где богатые леса. Наверное, поэтому меня и уральская природа прельстила. Я быстро привык к Уралу и, как видите, закрепился здесь надолго. Кстати, здесь немало моих земляков. В старом городе в свое время была целая слобода костромских пимокатов.

   ВМиассе началась моя административная карьера, которая неплохо сложилась. Мне было всего 33 года, когда я стал заведующим гороно. До этого я уже 10 лет проработал в Атляне, знал всех директоров школ, поддерживал с ними хорошие отношения. И они меня по-доброму встретили в новой должности. Помню, когда меня представляли, зал был полон, в проходах люди стояли. В то время возраст 33 года — для руководителя такого уровня считался очень молодым. У меня, конечно было чувство тревоги: справлюсь ли? Но дружеская поддержка директоров школ и шефов с автозавода помогли преодолеть сомнения. Мы начали развивать материальную базу: построили школу № 10 в машгородке и школу в поселке Ленинск, реконструировали школу

   № 27 в поселке Строителей и из восьмилетки сделали среднюю, начали строить школы № 20 и 16. Наверное, поэтому меня и заметили в области. Одновременно занимались научно-практической работой. В то время только начали переходить на кабинетную систему обучения. Миасс оказался в числе первых, кто внедрил ее у себя. В 74-м году у нас даже собрался областной семинар по кабинетной системе. На него приехали 800 человек! И три дня изучали наш опыт.

   Узжал из Миасса в Челябинск я с сожалением. И город было жаль оставлять, и начатые дела. Да и к партийной работе, на которую меня пригласили, я интереса не испытывал. Но тогда обкому партии отказывать было не принято. Да я в нем и задержался недолго. Через два с небольшим года ушел работать в облоно.

   Сйчас приезжаю в Миасс, к сожалению, не часто. Но город по-прежнему мне дорог. Я не скажу, что он сильно изменился в последние годы. Конечно, расстроился. Там, где при мне были пустыри, сейчас целые жилые районы. Но это еще все достижения советского периода. Больших перемен с начала 90-х годов я не вижу, кроме тех, что первые этажи на главном городском проспекте переделаны под магазины. Масштабного же строительства, как раньше, уже нет. Но, думаю, это временно. Город, расположенный в таком удивительном месте ждет большое будущее.

   Правление Челябинского областного фонда имени академика В. П. Макеева «Миасская долина» обратилось в Миасское городское Собрание депутатов с просьбой о присвоении С. А. Репину звания «Почетный гражданин Миасса» — за большой вклад в развитие народного образования в городе, области и России в целом.

   


Нина НИЗАМУТДИНОВА.



назад


Яндекс.Метрика