свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
67-68 | ||||
Суббота, 15 апреля 2006 года | ||||
Русский Домострой И помни: жизнь есть дом. А дом должен быть тепел, удобен и кругл. Рботай над «круглым домом», и Бог тебя не оставит на небесах. О не забудет птички, которая вьет гнездо. В. Розанов. «Дом вести – не лапти плести», — гласит многовековая мудрость русского народа. И это действительно так: в потаенных глубинах своего разума и сердца человек всегда ощущал Дом как святыню, малую Вселенную, уместившуюся то ли в крохотной избенке, то ли в нарядном пятистенке, то ли в величавых каменных хоромах. Дом вмещал в себя все: и хозяйство, и помещения, и его насельников – домочадцев, — словом, весь обиход земной жизни человека. Вести дом – хозяину, государю; это его право, его долг, его священная обязанность перед Богом и перед людьми. И коли хозяин дома – государь, то и сам русский Дом вырастал до размеров государства, Святой Руси, где хозяином был уже сам Царь-батюшка, святорусский Государь. Пдобное ощущение Дома – отражение принципиально иной культуры, нежели современная. К несчастью, мы слишком многое растеряли, спотыкаясь в потемках «цивилизации» и «прогресса». Наверное, одна из самых важных потерь – чувство Священного, чувство сопричастности великой Традиции. Один из наиболее радикальных критиков современной цивилизации Рене Генон так характеризовал нашу эпоху: «Профаническое считает себя вправе оценивать Сакральное, вплоть до того, что позволяет оспаривать его качество или даже отрицать его вовсе. Низшее судит о высшем, невежество оценивает мудрость, заблуждение господствует над истиной, человеческое вытесняет Божественное, земля ставит себя выше Неба…» Чловек, не укорененный в Традиции, утерявший связь с родниками прошлого, просто не способен ощутить Дом как святыню. Каким-то внутренним чутьем он хочет войти в этот Дом, стремится к Дому, жаждет обрести его, по старой памяти повторяя затверженную когда-то английскую мудрость: «Мой дом – моя крепость». Однако обрести Дом и стать его подлинным хозяином можно, лишь вернувшись назад, осознав и приняв умом и сердцем то, что оставили нам наши мудрые пращуры. Дмострой… В сознании современного человека это слово закрепилось как ярлык, образ-символ «глухого» мира прошлого, мира «старого завета», «плетки», «самодурства», словом, «домостроевщины». К сожалению, образ этот был растиражирован и той частью русской литературы, которая долгое время навязывалась в качестве ее якобы лучших образцов. Несправедливость подобных измышлений заставила одного из идеологов славянофильства, А. Хомякова, горестно воскликнуть: «И сколько во всем этом вздора, сколько невежества! Какая путаница в понятиях и даже в словах, какая бесстыдная ложь, какая наглая злоба! Поневоле родится чувство досады, поневоле спрашиваешь: на чем основана такая злость, чем мы ее заслужили?» Тк что же такое, в самом деле, Домострой – не только как памятник русской средневековой письменности, не только как отражение ментальности русского Средневековья, но и как наша исконная мудрость о Доме? Прежде всего, Домострой – это грандиозный чин, последование уклада патриархальной русской жизни, обусловливающее ее этические и экономические основы, иерархия быта и бытия. Он подобен древним монастырским уставам, и это не случайно: монастырь мыслился как идеал разумного и богоугодного мироустройства. Поэтому Домострой, не выходя из пределов Дома-Вселенной, охватывал буквально все: и как православно веровать, и как почитать царя и священство, и как воспитывать детей, и как вести домашнее хозяйство, и что поставить на стол в тот или иной календарный отрезок времени. Быт детализируется до мелочей, ибо в обустройстве индивидуального пространства каждая мелочь любовно вписывается в общий план Бытия, призванного возвыситься до житийных высот, до земного прообраза Царствия Небесного. Всвое время наш великий историк В. Ключевский замечал: «Трудно предвидеть, каков будет человек через тысячу лет; но отнимите у современного человека этот медленно и трудно нажитой скарб обрядов, обычаев, всяких условностей, — и он растеряется, утратит все свое житейское уменье, не будет знать, как обойтись с ближним, и будет принужден все начинать сызнова». Гавный урок Домостроя – урок построения, созидания, обустройства своего Дома – тот самый урок, который столь необходим нам сегодня. Дело не только и не столько в бытовых мелочах и иных исторических реалиях – дело в воссоздании этического климата Дома, того исконного лада русской жизни, который был присущ нам веками. И тогда прекратится бездомное, неодухотворенное существование современного человека, распахнувшего двери «на вьюжную площадь» (А. Блок) и выпустившего из своего обиталища тепло. Тогда наше жилище станет для нас подлинным Домом, где живут в ладу с Богом и людьми и откуда достойно отправляются в Дом вечный.
Юрий ПОПОВ.
|
назад |