свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
62 | ||||
Суббота, 8 апреля 2006 года | ||||
Увлеченные с детства По данным социологического опроса, 93% миасских родителей считают, что от внешкольных кружков и секций большая польза Специальные опросы показали, что современная работающая мама общается с ребенком примерно полчаса в сутки, и то, как правило, во время просмотра телепередач или ограничиваясь дежурными вопросами. При этом каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был талантливым, счастливым, успешным. Поэтому так важно, чтобы свободное время детей и подростков было заполнено полезным делом и желательно под контролем родителей, а не под влиянием стихийных дворовых компаний. Альтернатива улице — внешкольные досуговые учреждения, среди которых большая роль отводится учреждениям управления образования. В нашем городе их восемь, в них развивают свои творческие способности (по данным МГУ «Образование») 11276 ребят. И что немаловажно — совершенно бесплатно. Пред специалистами управления образования стоит задача разработать перспективный план развития этих учреждений, расширить, разнообразить кружки, секции для того, чтобы в них было интересно любому юному горожанину. Чтобы сформировать такой план, необходимо знать потребности миасских родителей в услугах учреждений дополнительного образования. С этой целью городская социологическая служба провела опрос, в котором приняли участие 400 горожан, имеющих детей от 5 до 15 лет. О его итогах рассказывает социолог городской администрации Людмила КОРШУНОВА. — Анализ проведения ребенком свободного времени позволяет предположить, каким он станет в будущем: ребенок может целыми днями «болтаться» на улице или с увлечением заниматься каким-нибудь делом. И в каждом случае к 16-17 годам это будут молодые люди с разными ценностями, планами, взглядами на жизнь. Поэтому мы спросили у родителей: чем предпочитает заниматься ваш ребенок в свободное время? Оказалось, что значительная часть детей (62%) тяготеет к так называемому пассивному домашнему времяпрепровождению — читать, смотреть телевизор, играть в куклы, шахматы и, конечно, на компьютере. Кстати, очень многие родители отмечают, что только этим и занимается их чадо в свободное время. А всего 10-15 лет назад результаты нашего опроса были прямо противоположными: дети того поколения стремились больше времени проводить на улице. Сегодня же для 47% юных миасцев, преимущественно подростков, нет ничего лучше, чем гулять. Нс порадовало, что 27% родителей ответили, что их сын или дочь любят заниматься рисованием, музыкой, рукоделием. Однако выявилась закономерность: чем старше ребенок, тем меньше у него таких увлечений и он, как правило, пропадает на улице или сидит у телевизора или за компьютером. Также 27% взрослых отметили, что их отпрыск с большим желанием занимается в кружке, спортивной секции. 19% любят помогать родителям по хозяйству. А здесь все наоборот: чем младше ребенок, тем охотнее он выполняет домашнюю работу. Для каждого 11-го юного миасца самым интересным представляются участие в тусовках, походы на дискотеки, общение в компании приятелей. А теперь давайте вернемся непосредственно к работе учреждений дополнительного образования и спросим, в чем, по мнению родителей, основное предназначение внешкольных учреждений? Результаты оказались весьма любопытными. 57% опрошенных считают, что они должны работать для выявления способностей ребенка, его всестороннего развития (среди родителей дошколят этот показатель достигает 80%). Каждый второй считает, что они должны заполнять досуг интересной деятельностью, 46% полагают, что задача кружков и секций заключается в обучении навыкам и умениям, которые пригодятся, 24% — в приобщении к культурным ценностям человечества. Каждый пятый уверен в том, что внешкольные учреждения должны осуществлять подготовку к поступлению в учебные заведения. Причем так думают родители-предприниматели, демонстрируя деловой подход. Можно предположить, что различные ожидания родителей сказываются на их заинтересованности в результатах занятий детей в кружках и секциях: одни ведут ребенка, чтобы его обязательно чему-то научили, а другие — лишь бы просто заполнить его свободное время. А как оценивают родители эффективность работы учреждений дополнительного образования? Оказалось, что 75% родителей детей, которые ходят в различные кружки и секции или посещали их раньше, положительно оценили работу досуговых учреждений. 93% респондентов ответили, что благодаря дополнительным занятиям их ребенок больше стал знать, уметь, лучше общаться, лучше развит физически. А сейчас давайте посмотрим, какие виды занятий предпочли бы миасцы для своих детей. В ходе опроса были выявлены существенные расхождения между имеющимися формами и видами досуговых занятий и теми, которые хотелось бы видеть родителям. Судя по ответам, особенно востребованы занятия по изучению иностранных языков, а также кружки туристическо-краеведческого, технического направления (авиамоделирование, ракетостроение, автомотоспорт, картинг и т. д.), физкультурно-оздоровительные занятия. Родители предложили и немало новых форм: экологические походы, краеведческие и театральные кружки, изучение иностранной литературы, основ программирования и многое другое. Омечу, что, по мнению родительской общественности Миасса, существующие досуговые учреждения культурно-развивающего типа сориентированы в основном на детей и подростков до 10-12 лет (танцы, рисование, декоративно-прикладное искусство). Ребятам постарше интересны сегодня только спортивные секции. По мнению родителей, необходимо расширение и обогащение досуга юных миасцев, в том числе и с помощью интеллектуального и состязательного видов занятий, а для подростков, считают взрослые, важны не столько обучающие, сколько молодежно-коммуникативные формы занятий, развивающие умение общаться. Вусловиях поголовной коммерциализации спортивных и культурных учреждений остро стоит вопрос о сохранении бесплатных услуг в учреждениях дополнительного образования. Как же относятся к идее платности миасские родители? Результаты опроса свидетельствуют, что половина опрошенных твердо уверены в том, что все занятия должны остаться бесплатными. 29% согласны с тем, что в некоторых кружках и секциях доплата возможна — к примеру, на приобретение костюмов или спортивного снаряжения. 13% готовы платить за занятия — в основном это родители-предприниматели и мамы-домохозяйки, очевидно люди более состоятельные. Тем не менее, и это необходимо отметить, немало опрошенных признались, что их ребенок никуда не ходит из-за ощутимых затрат на проезд. Зключительный вопрос анкеты выявлял представления родителей о путях развития внешкольных образовательных учреждений. Оказалось, что 59% опрошенных считают нужным создание досуговых центров в каждом микрорайоне, 56% полагают, что необходимо усилить материально-техническую базу уже имеющихся кружков и секций. Каждый четвертый указывает на необходимость усиления пропаганды работы с детьми и подростками, лучшей информированности об образовательных услугах. 24% рекомендуют руководству управления образования создавать условия для внедрения новых интересных авторских программ по развитию способностей детей. А 23% полагают, что вначале следует провести социологическое исследование по проблемам культурно-образовательных потребностей и досуга, а затем привести деятельность учреждений в соответствие с интересами детей каждого микрорайона. Звершая разговор о досуге подрастающего поколения, хотелось бы, чтобы в нашем городе не было родителей, которые на вопрос, в какие бесплатные кружки и секции вам хотелось бы определить своего ребенка, отвечали: нам ничего не надо, мы ничего не хотим. К сожалению, результаты опроса показали, сегодня это приблизительно каждый десятый…
Людмила ЗАНЬКО.
|
назад |