свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
51 | ||||
Пятница, 24 марта 2006 года | ||||
Третьего не дано Кризис, который испытывают сегодня наше общество и наше государство, не может быть преодолен без четкого уяснения большинством наших сограждан его истоков, причин, истории развития и возможных последствий. Несомненно, что все недуги нашей общественной и государственной жизни имеют свои духовные, вернее сказать, бездуховные основания, и никакие «человеческие, слишком человеческие» объяснения происшедшего и происходящего, равно как и любые попытки выйти из этого кризиса, руководствуясь исключительно приземленными мерками и понятиями, не дадут своего плода. Сточки зрения православного христианина, с точки зрения Традиции, подлинный смысл истории открыт человечеству Богом в Священном Писании. Православие — не просто «одна из многих» религий; это точное знание об устройстве мира, человеческой души и о смысле мировых событий. Это наша священная сердцевина, наша священная Традиция, основа самосознания и самопонимания русского народа. Утрачивая связь с Традицией, мы тем самым утрачиваем понимание подлинного смысла своего земного существования — и личного, и семейного, и общественного, и государственного. Наоборот, осознанное служение своей Традиции дает человеку возможность правильного понимания совершающегося вокруг него и в нем самом. Нсколько десятилетий разрыва с Православием болезненно отразились на душе народа. Однако Вера не была, да и не могла быть окончательно вытеснена из нашего духовного пространства — она, подобно легендарному граду Китежу, погрузилась в заповедные глубины народной души. В настоящее время происходит возвращение к истокам — порой медленное, небезболезненное, полуосознанное, но хочется верить, что не-обратимое. Главное препятствие на этом пути — грех. Именно разгул наших грехов, постоянно провоцируемый и насаждаемый как норма «со стороны», препятствует возрождению Святой Руси, потому что подлинное возрождение — это всегда глубокое изменение в сознании личности, именно личностное укоренение в Традиции, личное противостояние злу — и внутри, и вовне. Свременная либеральная матрица, которая пытается формировать наше сознание, начиная с внедрения в наш обиход нелепых западных обычаев и праздников и кончая практическим безбожием, когда сам человек объявляется мерой всех вещей, на самом деле глубоко чужда русской духовности, целиком вышедшей из материнского лона Православной Церкви. Откровенная пропаганда порока, оправдание самых низменных страстей, присущих человеческой природе, прозападная и, в частности, проамериканская стилизация образа жизни — все это характерные проявления той цивилизации, которая своим главным достижением объявляет свободу от Бога и от совести, а посему может и должна открыто именоваться антихристовой. Либерализм в качестве цивилизационной модели развития — не наш удел, и — слава Богу — все большее число людей начинают осознавать этот непреложный факт и по мере своих сил противостоять этому нашествию на наши умы и сердца. Н не менее пагубна для нашего развития и революционистская модель развития, которая, впрочем, является лишь обратной стороной той же медали. Разрушение не может быть созидательным по определению, и на обломках низвергнутого невозможно создать ничего жизнеспособного. «Бессмысленный и беспощадный», по выражению Пушкина, бунт приводит к кровавому хаосу и смятению и может замышляться, как полагал наш великий русский гений, лишь людьми, ничего не понимающими и не любящими в русской жизни, для которых «чужая головушка — полушка, да и своя шейка — копейка». Еинственно возможный вариант нашего национального развития — возвращение к исконным началам нашей народной жизни. Не слепое копирование старых образцов, а творческий консерватизм Традиции — путь, который один может остановить медленное исчезновение нашего народа с исторического горизонта, угасание нашего национального самосознания, потерю нашей национальной самоидентефикации, то есть нашего «русского лица». Святой праведный Иоанн Кронштадтский пророчествовал о грядущем возрождении «Руси новой по старому образцу». И если в XIX веке суть нашей национальной идеи была блестяще выражена классической триадой «Православие, Самодержавие, Народность», то сегодня мы можем говорить о Православии как государстве — и культурообразующей священной Традиции, дарующей нам осмысленное здоровое бытие на родной земле; сильном Государстве, призванном защищать свои народы от любых посягательств извне, ставящем во главу угла достойную жизнь своих сограждан, их «благоденственное, тихое и мирное житие»; Народе как главном субъекте истории, носителе Божественного призвания и долга, ответственном за судьбы своей державы и своих детей. Свременные тенденции развития общества, к сожалению, еще весьма далеки от возвращения на наш истинно традиционный путь развития. Но то, что понимание необходимости этого постепенно возвращается, кажется, сомневаться не приходится. Об этом свидетельствует и усиление государственнического инстинкта, и рост авторитета Церкви в обществе, и крепнущее отрицание большинством народа навязываемых извне моделей и стандартов. Конечно, возвращение домой — не всегда гладкий путь без препятствий и вражеских козней — вспомним хотя бы русские сказки или возвращение Одиссея на Итаку в гомеровском эпосе. Главное — понять, что только этот путь — подлинно наш и никто его за нас не пройдет. Еангельский блудный сын набрался решимости и все-таки вернулся к Отцу. Должны вернуться и мы. Третьего не дано.
Юрий ПОПОВ.
|
назад |