Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 47 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Понедельник, 20 марта 2006 года

Атомный. Ракетоносный. Стратегический

   19 марта исполняется 100 лет со дня создания российских подводных сил

   В этот день в 1906 году Указом императора Николая II подводные лодки, ранее относившиеся к миноносцам, были выделены в отдельный класс кораблей.

   Вразвитие и совершенствование атомных ракетоносцев, вооруженных баллистическими ракетами подводных лодок (БРПЛ), которые составляют основу морских стратегических ядерных сил России, существенный вклад внесли коллективы Центрального конструкторского бюро морской техники «Рубин» (генеральный конструктор И. Д. Спасский) — разработчика стратегических атомных ракетоносцев и Государственного ракетного центра «КБ имени академика В. П. Макеева» (генеральный конструктор В. Г. Дегтярь) — разработчика корабельных ракетных комплексов. Все современные ракетоносцы с баллистическими ракетами подводных лодок (БРПЛ), стоявшие и стоящие в наши дни на вооружении Военно-Морского Флота, созданы этими коллективами.

   Вюбилейные дни есть необходимость рассказать об этом более подробно.

   9 сентября 1952 года И. В. Сталин лично подписал постановление правительства «О проектировании и строительстве объекта 627». Это был проект создания первой советской атомной подводной лодки. Научным руководителем проекта был назначен академик А. П. Александров, бывший в то время заместителем И. В. Курчатова в Институте атомной энергии, главным конструктором корабля — В. Н. Перегудов, а главным конструктором ядерно-энергетической установки — прославленный создатель первых советских реакторов, академик Н. А. Доллежаль. Следует отметить, что первая в мире Обнинская АЭС, запущенная в 1954 году, сыграла выдающуюся роль в истории отечественного атомного флота, став важнейшей экспериментальной и учебной базой как для технического совершенствования ядерной энергетической установки (ЯЭУ), так и для подготовки экипажей.

   Првая отечественная атомная подводная лодка (АПЛ) проекта 627 была заложена в 1954 году, на воду спущена через три года — в августе 1957-го, а в декабре 1958-го она была принята в эксплуатацию и получила кодовое наименование К-3. Позже весь мир узнал ее под именем «Ленинский комсомол». Лодка была способна развивать под водой скорость около 50 км/час, за считанные секунды погружаться на глубину 300 метров, могла «пронырнуть» подо льдом всю Арктику, не всплывая неделями. В 1962 году подводная лодка «Ленинский комсомол» впервые совершила успешный поход на Северный полюс, всплыв на вершине планеты, и благополучно вернулась на базу.

   Лдки проекта 627 были вооружены ядерными торпедами Т-5 и стали родоначальниками отечественных многоцелевых лодок, главной задачей которых является борьба с подводными и надводными кораблями противника, а также с ракетными стратегическими подводными лодками.

   А в США уже в 1960 году на боевое дежурство вышел первый в мире атомный ракетный подводный крейсер «Джордж Вашингтон» с 16-ю БРПЛ «Поларис» на борту, что потребовало от нашей страны быстрого ответного шага в подводной ядерной гонке.

   Сучетом успешного хода работ по проекту 627 правительством в 1956 году было принято решение о создании первого отечественного ракетоносца. Разработка была поручена Ленинградскому ЦКБ-18 (впоследствии Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин»), а главным конструктором был назначен С. Н. Ковалев — в дальнейшем академик, генеральный конструктор всех без исключения стратегических подводных ракетоносцев. Этот проект получил индекс 658 и был в основном модификацией проекта 627 при полном сохранении ЯЭУ и главных особенностей конструкции. Строительство головной К-19 АПЛ проекта 658 было начато 17 октября 1958 года, а закончено 12 ноября 1960 года. Всего в 1958-1962 годах на Северном машиностроительном предприятии (г. Северодвинск) было построено 8 кораблей, которые были вооружены ракетным комплексом Д-2 с БРПЛ надводного старта Р-13 с дальностью стрельбы до 600 км.

   В1963 году была начата модернизация 658-х лодок перевооружением их ракетным комплексом Д-4 с тремя ракетами подводного старта Р-21 с дальностью стрельбы до 1420 км. Модернизировались лодки по проекту 658М. За 1963-1967 гг. были переоборудованы семь из восьми ракетоносцев: пять из них несли службу на Северном флоте, две были переведены на Тихоокеанский флот.

   Седующим стал технический проект, получивший индекс 667А, который был утвержден в 1964 году, а головной многоракетный корабль этой серии К-137, заложенный в 1964 году на Севмашпредприятии, вошел в состав Северного флота 5 ноября 1967 года.

   Сздание ракетоносца проекта 667А было действительно качественным скачком в развитии отечественного стратегического ракетоносного флота. Севмашпредприятием и Амурским судостроительным заводом (г. Комсомольск-на-Амуре) в период 1967-1974 года были построены 34 корабля.

   Нша страна стала обладателем подводных ядерных сил действительно огромной мощи, особенно если иметь в виду вооружение новых ракетоносцев ракетным комплексом Д-5 с 16-ю одноступенчатыми жидкостными моноблочными ракетами Р-27 (БРПЛ РСМ-25) подводного старта, разработанным Миасским КБ машиностроения под руководством главного конструктора В. П. Макеева (на снимке), в дальнейшем — генерального конструктора, академика, создателя всех без исключения корабельных ракетных комплексов стратегического назначения, принятых на вооружение Военно-Морского Флота. Затем была проведена модернизация ракетного комплекса — комплекс Д-5У с усовершенствованной БРПЛ Р-27У, имеющей большую дальность — до 3000 км и оснащенной тремя кассетными боевыми блоками. Подводные лодки проекта 667А(У) хорошо послужили стране. Именно они положили конец полному господству США на морских просторах. Только в 1997 году последние корабли этого типа были сняты с боевого дежурства.

   В1964 году было принято правительственное постановление о создании БРПЛ межконтинентальной дальности. Такой ракетой стала прославленная моноблочная Р-29 (БРПЛ РСМ-40) в составе комплекса Д-9, принятого на вооружение в 1974 году. Эта двухступенчатая жидкостная ракета подводного старта была подлинной революцией в морском ракетостроении, ее дальность достигла 9000 км. Потребовалось и создание нового корабля, который получил индекс 667Б («Мурена»). Головной корабль этой серии К-279, построенный на Севмашпредприятии, вошел в состав Северного флота 22 декабря 1972 года, а всего с 1972 по 1977 годы было построено 18 лодок (10 на Севмашпредприятии и 8 — на Амурском судостроительном заводе). Кроме того, в 1975 году Севмашпредприятием было построено еще 4 ракетоносца 667БД («Мурена-М»), на которых за счет увеличения длины корпуса со 139 до 155 м реализовалась установка вместо двенадцати – шестнадцати модифицированных ракет Р-29Д. Именно после этого стали предметными переговоры между США и СССР по ограничению стратегических вооружений.

   Тм временем приоритетное развитие микроэлектроники и компактных компьютерных систем позволило США совершить качественный рывок в совершенствовании стратегических ядерных сил — в конце 60-х годов на БРПЛ «Посейдон» впервые были развернуты системы с разделяющимися головными частями индивидуального наведения (РГЧ ИН) с несколькими ядерными боевыми зарядами.

   В1973 году миасскими конструкторами была начата разработка новой БРПЛ с разделяющейся головной частью (РГЧ). За основу была взята удачная конструкция БРПЛ Р-29. Новая двухступенчатая ракета, получившая индекс Р-29Р (БРПЛ РСМ-50), была принята на вооружение в 1977 году и могла, в зависимости от боевой задачи, нести один боевой блок «большого», три боевых блока «среднего» или семь боевых блоков «малого» класса мощности.

   Гбариты и масса БРПЛ Р-29Р оказались несколько больше своей предшественницы — ракеты Р-29: на 1,2 метра длиннее и на 2 тонны тяжелее. Поэтому для размещения ракетного комплекса Д-9Р был построен новый ракетоносец проекта 667БДР («Кальмар»). Корабль сохранил практически все размеры и пропорции проекта 667БД, лишь габариты ракетного отсека были несколько увеличены сообразно размерам нового ракетного комплекса. Всего с 1975 по 1982 гг. на Севмашпредприятии было построено 14 ракетоносцев, девять из которых были переданы Тихоокеанскому, а пять — Северному флотам.

   осле известий о разработке в США новой многоблочной межконтинентальной твердотопливной БРПЛ «Трайдент» с РГЧ, которые планировалось развертывать на тяжелых ракетоносцах новой конструкции в количестве 24-х ракет, правительственным постановлением в сентябре 1973 года КБМ была поручена разработка новой твердотопливной БРПЛ, получившей индекс Р-39 (БРПЛ РСМ-52). Трехступенчатая ракета, оснащенная 10 боевыми блоками «малого» класса мощности, имела массу 90 тонн, и для размещения комплекса Д-19 в составе 20 ракет на корабле потребовалась разработка нового тяжелого ракетоносца проекта 941 («Акула»), который впоследствии за свои габариты был занесен в книгу рекордов Гиннесса. Головной корабль Т-208 был передан в состав Северного флота 12 декабря 1981 года.

   Тжелый ракетный подводный крейсер Т-208 стал первым и самым большим подводным кораблем в мире. Уникальный новый ядерный реактор мощностью 100 тыс. л. с. обеспечивал ему подводную скорость хода до 27 узлов, а дальнейшее совершенствование систем шумоподавления сделало ракетоносец самым «неслышимым» из всех доселе созданных отечественных подводных лодок. Обилие новых систем управления, навигации и жизнеобеспечения сделало корабль прекрасно управляемым и очень живучим. Ракетный комплекс Д-19 был принят на вооружение в 1983 году. В период с 1983 по 1989 годы было построено 6 кораблей проекта 941, переданных Северному флоту.

   Вте же годы было продолжено совершенствование ракетоносцев и ракетных комплексов с жидкостными БРПЛ. Головной корабль К-51 новой группировки ракетных подводных крейсеров стратегического назначения с жидкостными БРПЛ был заложен на Севмашпредприятии в феврале 1981 года, спущен на воду в феврале 1984 года, а в декабре того же года был передан Северному флоту. Он получил индекс 667БДРМ («Дельфин»), при этом кардинальных изменений по сравнению с «Кальмаром» внешне не претерпел. Лишь для улучшения обтекаемости с целью уменьшения шумности длина была увеличена на 12 метров (167 вместо 155). Однако по совокупности важнейших боевых характеристик это был совершенно иной корабль, вполне справедливо причисляемый к ракетоносцам третьего поколения.

   Н главное достижение — это разработанный КБМ новый ракетный комплекс Д-9РМ с ракетой Р-29РМ (БРПЛ РСМ-54), действительно ставшей «шедевром» морского ракетостроения. Эта трехступенчатая жидкостная ракета, оснащенная разделяющейся головной частью с 4 боевыми блоками «среднего» класса мощности (отработан также и вариант с 10 боевыми блоками «малого» класса мощности), имеет межконтинентальную дальность и высокую точность стрельбы. До настоящего времени БРПЛ РСМ-54 обладает наивысшим энергомассовым совершенством среди отечественных и зарубежных ракет морского и наземного базирования. На вооружении ВМФ комплекс находится с февраля 1986 года.

   Впериод с 1984 по 1990 гг. на Севмашпредприятии было построено 7 «Дельфинов» и передано Северному флоту. В 2004 году кооперация предприятий-разработчиков (ГРЦ «КБ им. академика В. П. Макеева» — головное) проведением с положительными результатами государственных летных испытаний под техническим руководством генерального конструктора В. Г. Дегтяря успешно завершила опытно-конструкторскую разработку комплекса с ракетой «Синева», являющейся глубокой модернизацией БРПЛ РСМ-54. Подводные ракетоносцы «Дельфин», перевооруженные БРПЛ «Синева», составляют в настоящее время основу отечественного подводного флота и создают необходимый запас прочности в развитии морских стратегических ядерных сил России.

   


Ю. КАВЕРИН, главный конструктор ГРЦ, доктор технических наук.



назад


Яндекс.Метрика