Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 45 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Четверг, 16 марта 2006 года

Успешный посетитель супермаркета

   Вчера, 15 марта, страна отмечала Всемирный день защиты прав потребителей. В этом номере «МР» главный специалист территориального отдела Роспотребнадзора Людмила ВЯЗОВА научит читателей быть успешным посетителем супермаркета — яркого представителя сферы обслуживания. Такие магазины набирают силу, и это вполне объяснимое явление: в борьбе за покупателя побеждает тот, кто сэкономит больше времени клиента. К тому же, здесь для продавца есть возможность показать товар лицом, а для покупателя — самостоятельно и подробно изучить ассортимент.

   Не торопитесь

   — Самое главное, хотя и неявное, отличительное свойство торговли в условиях самообслуживания — импульсивные покупки. Не стоит огульно обвинять хозяев супермаркетов в психологическом манипулировании простодушными клиентами: этот процесс взаимовыгодный.

   Нверное, каждый из нас хоть раз приходил в магазин, не имея понятия, что купить и приготовить семье на ужин. Современный ассортимент магазина подкинет вам десяток идей. Давно хотелось попробовать что-то новое, удивить изысканным блюдом? И здесь супермаркет идет вам навстречу. Забыли, за чем пришли, потеряв список покупок? Здесь все на виду — твори, выдумывай, пробуй.

   Ипульсивность покупки достигается правилами выкладки товара — это целая наука. В современных магазинах часто раскладка по наименованию продукции соседствует с расположением по сопутствующим товарам: над холодильной витриной с пельменями — горчица, около полки с кофе — упаковки сливок, к замороженным продуктам вам предложат жаропрочную посуду для микроволновой печи, а к пиву — открывалку и одноразовые стаканчики. Незапланированная вещь — еще не значит ненужная.

   Онако здесь же, в тонкостях выкладки, кроются разнообразные подвохи и уловки. Самая распространенная: на уровне глаз покупателя всегда расположено то, что нужно как можно быстрее продать. Именно здесь недобросовестный продавец выставит продукт с истекшим сроком годности. Стоит помнить: яркая упаковка — не гарантия качества. Клиент в магазине самообслуживания, несмотря на наличие консультантов, предоставлен сам себе, и вся ответственность за выбор лежит на нем.

   Пэтому первое правило покупателя супермаркета — не торопиться: грамотный хозяин найдет много других способов сэкономить ваше время. Например, за рубежом и в крупных городах России в часы пик супермаркеты практикуют экспресс-кассы для покупателей с одним-двумя наименованиями товара. Также кассиры могут работать тандемным методом, вдвоем обслуживая одного клиента; некоторые владеют «слепым» методом работы с кассовым аппаратом. Миасс пока не вышел на такой уровень цивилизации; к числу наших «покупательских побед» следует отнести то, что с нас перестали брать деньги за упаковку: пластиковую пленку и целлофановые пакетики. Это уже прогресс.

   Всему свой срок

   Врнемся к главному показателю продукта питания — сроку годности. Выбирая товар, следует знать: срок хранения и срок годности — разные вещи. На продуктах питания проставлен именно срок годности: после его истечения продукт должен быть утилизирован тем или иным способом — по крайней мере, до покупателя он не должен быть доведен. Срок хранения мы можем увидеть, например, на бытовой химии или строительных товарах: такую продукцию по истечении срока хозяин может сдать на экспертизу. Если она подтвердит сохранность потребительских свойств, срок хранения может быть продлен — обычно наполовину.

   Оень часто срок годности — величина не постоянная, а зависящая от температуры хранения. Например, на упаковке майонеза вы можете прочитать: «Произведено 20.01.06. Срок хранения при температуре от 0 до +10 градусов — 10 дней; от 0 до +2 градусов — 30 дней; от 0 до +1 градуса — 60 дней». Следует отметить, что в большинстве магазинов нашего города холодильные витрины держат температуру +5 градусов. Так что смотрите на градусник (он есть на всяком холодильном оборудовании) и ориентируйтесь в сроке годности в соответствии с его показаниями. К сожалению, не все предприниматели вовремя снимают просроченный товар с продажи. А некоторые виды товара (например, сгущенное и концентрированное молоко, рыбные пресервы), нуждающиеся в особых условиях хранения, часто можно увидеть на полках и прилавках при комнатной температуре. Не должен нарушаться температурный режим при хранении продуктов глубинной заморозки — минус 18 градусов. Чаще всего в наших магазинах в неподобающих условиях оказываются крабовые палочки — это изделие из трески не переносит температуру выше минус 18.

   Подукты питания — не электроприборы, идущие в них процессы невозможно «отключить». Особенно это касается «живых», не прошедших обработку продуктов без консервантов (сычужные сыры, сухое вино, некоторые виды йогуртов) — они, как любые организмы, рождаются, проходят период зрелости и умирают. А такие изделия, как, например, готовые салаты с майонезом, по истечении срока годности и при нарушении условий хранения вообще становятся смертельно опасными.

   Теперь это так называется

   Н для кого не секрет — сейчас появляется все больше продуктозаменителей. Чаще всего покупателя вводит в заблуждение название товара. Состав изделия указан на упаковке: «молоко сухое» может оказаться продуктом для смягчения вкуса чая и кофе, полученным из растительных жиров, как и «масло сливочное». Производители стараются максимально приблизить «аналог» к натуральному (миасцам запомнилось норвежское «масло топленое» из рыбьего жира) по виду, вкусу, цвету, запаху. То же касается и чая: травяные, цветочные сборы не являются чаями в привычном смысле этого слова. Если вы берете новый, незнакомый вам товар — не поленитесь внимательно изучить состав.

   И всех ингредиентов важнейшими для нас являются консерванты. Их не стоит равнять под одну гребенку и огульно ругать: к примеру, вареная колбаса без таких добавок сразу приобретает грязно-серый цвет — это весьма неаппетитно. При выборе товара этой группы можно ориентироваться по оболочке: более-менее натуральная колбаса будет в натуральной, а не пластиковой.

   Смые популярные — консерванты группы «Е» под различными номерами: их очень много, часть запрещена, еще большее количество допущено к использованию. В местном отделе федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей есть «Бюллетень нормативных и методических документов госсанэпиднадзора»: при изучении нового продукта можно позвонить в службу и выяснить все о допустимости конкретных красителей и консервантов. Если покупатель страдает определенными заболеваниями — тем более нужно изучать состав продукта питания: при сегодняшнем ассортименте можно подобрать неопасные продукты питания.

   Правила хорошего супермаркета

   Нибольшее количество нареканий со стороны покупателей нашего города вызывает оформление прилавков и витрин: вывешенные на них ценники дезориентируют клиента. Одна из проверок Роспотребнадзора показала: в магазине из 20 написанных на ценнике сортов мороженого в холодильнике реально наличествовали только шесть. Часто цена на витрине не соответствует той, что пробьют на чеке при расчете. Это — нарушения правил продажи, и причины, по которым продавцы не успевают менять ценники, не должны волновать покупателя. Здесь прослеживается еще одно нарушение: весь расфасованный товар в торговом зале должен быть промаркирован для покупателя — наименование, вес, цена за килограмм, стоимость покупки, дата фасовки, фамилия фасовщика, срок годности. Реально же наличествует лишь штрих-код для кассового аппарата.

   Удобросовестных хозяев магазина в доступном месте будут расположены контрольные весы — особенно это касается магазинов самообслуживания и рынков.

   Винтересах покупателя знать свои права: согласно Конституции РФ администрация магазина не вправе его заставить сдать свою частную собственность (сумки) в камеру хранения. Никто, кстати, в этих камерах хранения за личные вещи клиента ответственности не несет; нет и никаких гарантий возврата. То же и с обыском: наблюдать за действиями клиента в магазине его охрана может — для этого есть видеокамеры и персонал. Но никто не имеет права обыскать одежду или личные вещи покупателя: есть установленный законом порядок разрешения таких конфликтов с участием милиции.

   Вслучаях нарушения правил торговли покупатель имеет право расторгнуть договор купли-продажи, вызвать менеджера и высказать ему претензии, написать в книгу жалоб и предложений, обратиться в Роспотребнадзор. Еще раз напомним покупателям: магазины — хозяева и персонал — существуют на наши деньги, и мы вправе требовать добросовестного к себе отношения. Как бы ни был долог путь к цивилизованному рынку, другого направления у нас нет.

   


Страницу подготовила Юлия СЕВАСТЬЯНОВА.



назад


Яндекс.Метрика