свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
45 | ||||
Четверг, 16 марта 2006 года | ||||
Успешный посетитель супермаркета Вчера, 15 марта, страна отмечала Всемирный день защиты прав потребителей. В этом номере «МР» главный специалист территориального отдела Роспотребнадзора Людмила ВЯЗОВА научит читателей быть успешным посетителем супермаркета — яркого представителя сферы обслуживания. Такие магазины набирают силу, и это вполне объяснимое явление: в борьбе за покупателя побеждает тот, кто сэкономит больше времени клиента. К тому же, здесь для продавца есть возможность показать товар лицом, а для покупателя — самостоятельно и подробно изучить ассортимент. Не торопитесь — Самое главное, хотя и неявное, отличительное свойство торговли в условиях самообслуживания — импульсивные покупки. Не стоит огульно обвинять хозяев супермаркетов в психологическом манипулировании простодушными клиентами: этот процесс взаимовыгодный. Нверное, каждый из нас хоть раз приходил в магазин, не имея понятия, что купить и приготовить семье на ужин. Современный ассортимент магазина подкинет вам десяток идей. Давно хотелось попробовать что-то новое, удивить изысканным блюдом? И здесь супермаркет идет вам навстречу. Забыли, за чем пришли, потеряв список покупок? Здесь все на виду — твори, выдумывай, пробуй. Ипульсивность покупки достигается правилами выкладки товара — это целая наука. В современных магазинах часто раскладка по наименованию продукции соседствует с расположением по сопутствующим товарам: над холодильной витриной с пельменями — горчица, около полки с кофе — упаковки сливок, к замороженным продуктам вам предложат жаропрочную посуду для микроволновой печи, а к пиву — открывалку и одноразовые стаканчики. Незапланированная вещь — еще не значит ненужная. Онако здесь же, в тонкостях выкладки, кроются разнообразные подвохи и уловки. Самая распространенная: на уровне глаз покупателя всегда расположено то, что нужно как можно быстрее продать. Именно здесь недобросовестный продавец выставит продукт с истекшим сроком годности. Стоит помнить: яркая упаковка — не гарантия качества. Клиент в магазине самообслуживания, несмотря на наличие консультантов, предоставлен сам себе, и вся ответственность за выбор лежит на нем. Пэтому первое правило покупателя супермаркета — не торопиться: грамотный хозяин найдет много других способов сэкономить ваше время. Например, за рубежом и в крупных городах России в часы пик супермаркеты практикуют экспресс-кассы для покупателей с одним-двумя наименованиями товара. Также кассиры могут работать тандемным методом, вдвоем обслуживая одного клиента; некоторые владеют «слепым» методом работы с кассовым аппаратом. Миасс пока не вышел на такой уровень цивилизации; к числу наших «покупательских побед» следует отнести то, что с нас перестали брать деньги за упаковку: пластиковую пленку и целлофановые пакетики. Это уже прогресс. Всему свой срок Врнемся к главному показателю продукта питания — сроку годности. Выбирая товар, следует знать: срок хранения и срок годности — разные вещи. На продуктах питания проставлен именно срок годности: после его истечения продукт должен быть утилизирован тем или иным способом — по крайней мере, до покупателя он не должен быть доведен. Срок хранения мы можем увидеть, например, на бытовой химии или строительных товарах: такую продукцию по истечении срока хозяин может сдать на экспертизу. Если она подтвердит сохранность потребительских свойств, срок хранения может быть продлен — обычно наполовину. Оень часто срок годности — величина не постоянная, а зависящая от температуры хранения. Например, на упаковке майонеза вы можете прочитать: «Произведено 20.01.06. Срок хранения при температуре от 0 до +10 градусов — 10 дней; от 0 до +2 градусов — 30 дней; от 0 до +1 градуса — 60 дней». Следует отметить, что в большинстве магазинов нашего города холодильные витрины держат температуру +5 градусов. Так что смотрите на градусник (он есть на всяком холодильном оборудовании) и ориентируйтесь в сроке годности в соответствии с его показаниями. К сожалению, не все предприниматели вовремя снимают просроченный товар с продажи. А некоторые виды товара (например, сгущенное и концентрированное молоко, рыбные пресервы), нуждающиеся в особых условиях хранения, часто можно увидеть на полках и прилавках при комнатной температуре. Не должен нарушаться температурный режим при хранении продуктов глубинной заморозки — минус 18 градусов. Чаще всего в наших магазинах в неподобающих условиях оказываются крабовые палочки — это изделие из трески не переносит температуру выше минус 18. Подукты питания — не электроприборы, идущие в них процессы невозможно «отключить». Особенно это касается «живых», не прошедших обработку продуктов без консервантов (сычужные сыры, сухое вино, некоторые виды йогуртов) — они, как любые организмы, рождаются, проходят период зрелости и умирают. А такие изделия, как, например, готовые салаты с майонезом, по истечении срока годности и при нарушении условий хранения вообще становятся смертельно опасными. Теперь это так называется Н для кого не секрет — сейчас появляется все больше продуктозаменителей. Чаще всего покупателя вводит в заблуждение название товара. Состав изделия указан на упаковке: «молоко сухое» может оказаться продуктом для смягчения вкуса чая и кофе, полученным из растительных жиров, как и «масло сливочное». Производители стараются максимально приблизить «аналог» к натуральному (миасцам запомнилось норвежское «масло топленое» из рыбьего жира) по виду, вкусу, цвету, запаху. То же касается и чая: травяные, цветочные сборы не являются чаями в привычном смысле этого слова. Если вы берете новый, незнакомый вам товар — не поленитесь внимательно изучить состав. И всех ингредиентов важнейшими для нас являются консерванты. Их не стоит равнять под одну гребенку и огульно ругать: к примеру, вареная колбаса без таких добавок сразу приобретает грязно-серый цвет — это весьма неаппетитно. При выборе товара этой группы можно ориентироваться по оболочке: более-менее натуральная колбаса будет в натуральной, а не пластиковой. Смые популярные — консерванты группы «Е» под различными номерами: их очень много, часть запрещена, еще большее количество допущено к использованию. В местном отделе федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей есть «Бюллетень нормативных и методических документов госсанэпиднадзора»: при изучении нового продукта можно позвонить в службу и выяснить все о допустимости конкретных красителей и консервантов. Если покупатель страдает определенными заболеваниями — тем более нужно изучать состав продукта питания: при сегодняшнем ассортименте можно подобрать неопасные продукты питания. Правила хорошего супермаркета Нибольшее количество нареканий со стороны покупателей нашего города вызывает оформление прилавков и витрин: вывешенные на них ценники дезориентируют клиента. Одна из проверок Роспотребнадзора показала: в магазине из 20 написанных на ценнике сортов мороженого в холодильнике реально наличествовали только шесть. Часто цена на витрине не соответствует той, что пробьют на чеке при расчете. Это — нарушения правил продажи, и причины, по которым продавцы не успевают менять ценники, не должны волновать покупателя. Здесь прослеживается еще одно нарушение: весь расфасованный товар в торговом зале должен быть промаркирован для покупателя — наименование, вес, цена за килограмм, стоимость покупки, дата фасовки, фамилия фасовщика, срок годности. Реально же наличествует лишь штрих-код для кассового аппарата. Удобросовестных хозяев магазина в доступном месте будут расположены контрольные весы — особенно это касается магазинов самообслуживания и рынков. Винтересах покупателя знать свои права: согласно Конституции РФ администрация магазина не вправе его заставить сдать свою частную собственность (сумки) в камеру хранения. Никто, кстати, в этих камерах хранения за личные вещи клиента ответственности не несет; нет и никаких гарантий возврата. То же и с обыском: наблюдать за действиями клиента в магазине его охрана может — для этого есть видеокамеры и персонал. Но никто не имеет права обыскать одежду или личные вещи покупателя: есть установленный законом порядок разрешения таких конфликтов с участием милиции. Вслучаях нарушения правил торговли покупатель имеет право расторгнуть договор купли-продажи, вызвать менеджера и высказать ему претензии, написать в книгу жалоб и предложений, обратиться в Роспотребнадзор. Еще раз напомним покупателям: магазины — хозяева и персонал — существуют на наши деньги, и мы вправе требовать добросовестного к себе отношения. Как бы ни был долог путь к цивилизованному рынку, другого направления у нас нет.
Страницу подготовила Юлия СЕВАСТЬЯНОВА.
|
назад |