Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 119 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Суббота, 6 октября 2001 года

В КАЖДОМ ИЗ НАС ЖИВёТ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК

   Об этом размышляет новатор педагогики, научный руководитель единственной частной школы города

   

   Какие бы реформы в образовании ни пытались провести (12-летняя общеобразовательная школа, раздельное обучение, единое государственное тестирование), слабо верится, что все это кардинально изменит положение учащихся и педагогов. На мой взгляд, сегодня школа гораздо больше страдает от дефицита любви, понимания, отсутствия конвенциального уровня общения и в конце концов — просто доверия.

   Пдагоги обделены уважением и адекватной оценкой их труда со стороны государства, авторитет учителей постоянно падает, а лоббировать свои интересы они не могут, да им и некогда, в большинстве своем учителя — это уставшие, перегруженные работой люди.

   Уащиеся же находятся под постоянным давлением заформализованной системы обучения и неразрешимым противоречием исполнения требования системы и желанием творить себя. Мало кого интересуют их возможности самореализации и самоактуализации.

   Рдители зачастую лишь на бегу заскакивают в школу, неудовлетворенные достижениями своих детей и обиженные на школу за недостаточное к ним внимание.

   Администрация упорно сохраняет свои прежние методы управления. Они остаются авторитарными, а иногда даже тоталитарными, формально направленными в основном на сбор не очень полезной информации, но при этом ожидается неформальный результат. А неоправданные ожидания, как правило, — это первый источник конфликтов. Следовательно, школа была и пока остается конфликтогенной средой.

   Всвязи с таким положением вещей в школе мало кто кого слышит, каждый пытается быть услышанным сам. А в итоге все это взаимодействие напоминает четыре параллельные плоскости, которые не пересекаются. И столь малопродуктивное общение на воспитание ребенка влияет скорее отрицательно.

   Оень важно сегодня это понять и принять, так как все больше детей не хотят учиться, все больше педагогов истощаются от своей работы (заболеваемость среди учителей неуклонно растет из года в год), молодежь же в школе не задерживается (кроме низких материальных благ еще и нет морального удовлетворения, и вечный страх совершить ошибку).

   Могие родители уходят из школы с обидой и досадой, не удовлетворенные развитием, обучением и воспитанием своего ребенка, теряют доверие и к школе, и к педагогам.

   Иенно такие родители 16 октября 1993 года привели своих детей к нам в частную школу. И сегодня, спустя 8 лет, мы говорим им большое спасибо за то, что доверили нам своих детей, поддержали вновь созданное образовательное учреждение. За это время мы убедились: союз педагогов, родителей, учащихся, администрации вполне реален и не только во благо ребенка, но и во благо всех участников воспитательного процесса. Родители, взаимодействуя с педагогами, школой, со своими детьми учатся отказываться от устаревших стереотипов, анализировать свою жизнь и заново строить отношения в семье. Педагоги, кроме профессионального достигают и личностного роста, по-новому, бесконфликтно учатся решать проблемы со своими детьми, в своих семьях. Учащиеся учатся партнерству, начинают ценить доверительные отношения, так как при таком взаимодействии отношения становятся более искренними и естественными.

   Сгодня, в праздничный День учителя, я хочу сказать, что в каждом из нас живет учитель и ученик, в какой бы социальной роли мы ни выступали. Адекватное состояние учителя может проявляться только в состоянии любви. Известный педагог Ян Корчек выделил три великолепные формулы воспитания:

   1. Любовь ставит воспитание на автомат.

   2. Не можешь помочь — не мешай.

   3. Образ моего мышления и поведения — это есть воспитание.

   ВДень учителя хочу рассказать о тех людях нашей школы, которые именно своим умением любить очень высоко подняли авторитет педагога-воспитателя и этим внесли заметный вклад в развитие нашей школы.

   Седи них Вера Павловна Токарева — учитель физкультуры, педагог от Бога, любая неординарная педагогическая ситуация для нее — возможность профессионального и личностного роста. Умеет прекрасно говорить на языке чувств. Наталья Владимировна Сысоева — учитель истории и общественных наук, многогранный, образованный, интеллигентный человек. Улыбка на лице — естественное ее состояние. Общение строит только на конвенциальных началах. Георгий Николаевич Кусков — директор школы, учитель физики и труда. Его трудовой пример — другим наука. Трудолюбивый, ответственный, с развитым чувством долга и собственного достоинства.

   Икак педагог не могу не похвалить в этот день наших воспитанников. Лия Мулюкова — выпускница школы, теперь студентка ЧелГУ факультета регионоведения (восточные языки). Очень тонкая натура, умеющая остро чувствовать боль других, прощать, любить, понимать. Владимир Бородин сегодня десятиклассник, обучается у нас со дня основания школы. Он не только очень активен в школьных делах, преуспевающий ученик, театрал, актер, но главное — удивительно обаятельный, добрый человек. Сейчас баллотируется в числе трех кандидатов в президенты школы. Такими учениками долго гордятся учителя.

   Ио родителях. Светлана Борисовна Титова — мама двоих дочерей Оли и Жени, также обучающихся в нашей школе. Мудрая, любящая, понимающая возможности своих дочерей, человек с гибким представлением о мире. Общение с ней для нас, педагогов, всегда интересно и полезно. Марина Сергеевна Маргвелашвили — мама Тинатин — «золотой» выпускницы нашей школы, ныне студентки Челябинского филиала МГИМО, факультета международных отношений и Иорама — ученика девятого класса. Она со дня основания школы сотрудничает с нами. Надежный партнер всех наших педагогов.

   Ве эти люди очень разные и тем еще более ценны для нас. Всех их объединяет умение любить, терпение, желание понимать и выполнять принятые обязательства. А к их образу жизни, ее восприятию, чувствам и действиям вполне подходят такие вот стихи:

   Ели нет в душе покоя,

   Иотчаянье до слез —

   Эо лечится Любовью,

   Срдцем, дарящим сад роз.

   Ели изморозь на сердце,

   Идуша улита кровью,

   А на раны сыпят перцем —

   Эо лечится Любовью.

   Ели были вы беспечны,

   А теперь живете с болью,

   Эа боль недолговечна —

   Лчится она Любовью.

   Ели солнышко не светит,

   слезы по щекам коровьи,

   Пмните! Вы — божьи дети!

   Эо лечится любовью.

   


С. ЛЯЛИНА, научный руководитель школы «Экология и диалектика».



назад


Яндекс.Метрика