свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
28 | ||||
Четверг, 16 февраля 2006 года | ||||
Подводные камни реформы ЖКХ Похоже, только муниципальная управляющая компания готова бороться за интересы собственников жилья «Миасский рабочий» начинает цикл статей о приходе на рынок ЖКХ управляющих компаний (УК). Нужно сказать, что тема эта как-то исподволь обросла огромным количеством слухов и домыслов – вошедшие в администрацию представители частных компаний ЖКХ принялись беззастенчиво лоббировать интересы собственных фирм и выдавать свою позицию чуть ли не за конечное решение администрации города. В том числе и через нашу газету. В частности, утверждалось, что все УК будут «завязаны» с теплоисточниками и станут формироваться на их базе. Мжду тем есть абсолютно другая точка зрения – формирование управляющих компаний при помощи производителей энергоресурсов и фирм-подрядчиков не совсем правильно. Мы даем слово муниципальной управляющей компании, представители которой утверждают: УК должны быть полностью независимы от подрядных и ресурсоснабжающих организаций и защищать интересы собственников жилья и только их. Сгодня мы попробуем посмотреть, какие опасности нас ждут в случае прихода на рынок зависимых от фирм-подрядчиков и производителей энергоресурсов управляющих компаний. Почему производители энергоресурсов создают управляющие компании? Нкто не будет спорить с тем, что за все бессмысленные потери тепловой и электрической энергии сегодня платит потребитель. Этот тупиковый вариант будет существовать до тех пор, пока управление домами не возьмет на себя юридическое или физическое лицо, материально заинтересованное в снижении расходов. Пока же энергетиков вполне устраивает такая ситуация. Но следует сказать, что они поняли — скоро, с приходом управляющих компаний, положение изменится. Сопротивляться этому практически невозможно, так как это единственный путь, который может привести реформы в ЖКХ к положительному результату. Поэтому энергетики начинают прорабатывать проекты управления жилым фондом через свои дочерние предприятия. Внашем городе крупные производители тепловой энергии также решили создать свои управляющие компании и взять на обслуживание тот жилищный фонд, который они обогревают. Чм это грозит жильцам? Ощеизвестно, что стопроцентно квартирная плата не собирается и каждое увеличение тарифов приводит к увеличению числа неплательщиков. Кварт-плата состоит из нескольких потоков платежей, среди которых есть и оплата тепловой энергии. Понятно, что, не- добирая денег из-за неплательщиков, производители тепловой энергии будут через подконтрольную им управляющую компанию забирать себе все 100% стоимости услуги. Значит, другие статьи расходов окажутся незащищенными и обслуживание жилищного фонда ухудшится. Нвыгодна производителям тепловой энергии и установка счетчиков. Им куда сподручнее выставлять жителям счет за ту энергию, что зафиксирована на выходе котельной, нежели за реально полученную потребителями, проживающими в домах с теплосчетчиками. Ведь в сетях неизбежны потери, которые сегодня оплачиваются жителями. И потери эти колоссальны — по некоторым расчетам, они достигают 20 и более процентов. То, что мы с вами бессловесно оплачиваем чужие потери, приводит к тому, что владельцы сетей не вкладывают деньги в их обновление, не проводятся и даже не планируются мероприятия, способствующие снижению потерь. Тким образом, управляющая компания должна быть независима от энергетиков и взять курс на поэтапную установку счетчиков во всем жилом фонде, что позволит значительно экономить средства в отопительный период. Каждый житель должен оплачивать лишь ту услугу, которую он получил. Для чего подрядчики создают управляющие компании? Кгда в Миассе началась самостийная реформа ЖКХ и город практически отказался от своего присутствия в этой сфере (муниципальные ЖКХ были обанкрочены и канули в Лету), это выдавалось за прорыв: вот мол, у нас коммуналкой занимается частник, а это наиболее эффективный путь. Ксожалению, прорыва не получилось, и вот почему. Если в других городах частные структуры, пришедшие к управлению ЖКХ, действительно подошли к этому как к бизнесу, то в Миассе ничего, по сути, не изменилось. Частные подрядчики заняли место муниципальных — и все. Не было конкуренции прежде всего потому, что жителю не обеспечили право выбрать другого подрядчика. Доволен ты «Альтернативой», «Коммунальщиком», «Северным» или нет, пользуйся услугами того, кто есть. Жилец был приговорен переводить свои деньги на счета этих фирм. Все мы как были, так и остались «крепостными», то есть приписанными к тому или иному предприятию ЖКХ. Нвый жилищный кодекс изменил эту ситуацию. Теперь выбирать подрядчика будут не муниципальные власти, а нанятые жильцами управляющие компании (если, конечно, на общем собрании жильцов дома будет выбран именно такой способ управления домом). Подотчетные только людям, управляющие компании вправе по своему усмотрению обращаться в те или иные подрядные организации, добиваясь лучшего соотношения цены и качества. Эо может привести к краху большинства частных фирм ЖКХ, которые так и не научились работать по-новому. Их структуры по-прежнему невнятны, отсутствуют четко прописанные бизнес-планы, на нуле работа с жильцами, ни о какой прозрачности расходования денежных средств не приходится и говорить. Пнятно, что предприятия ЖКХ не хотят умирать. Не хотят они и конкурировать друг с другом, потому как уже привыкли, что жильцы достаются им без боя, словно крепостные. И практически все они пошли на вполне прогнозируемый шаг — объявили себя управляющими компаниями. Ясно, что, получив договоры на управление домами, они сами себя наймут для производства работ и будут сами себя контролировать. Согласитесь, что это абсурдно. Ведь житель вправе требовать тот объем качественных услуг, за который он заплатил деньги. И ситуация, когда управляющая компания вместо выбора подрядчика и контроля его работы в интересах жителя сама начинает что-то ремонтировать и себя же контролировать, очень настораживает. Коме того, хотелось бы, чтобы жители имели возможность выходить на управляющую компанию с предложением о смене нерадивого подрядчика, что опять-таки невозможно при управляющих компаниях, являющихся одновременно подрядчиками. Не могут же они сами от себя отказаться. Пресс-служба МУП «Управляющая компания ЖКХ». Через неделю, в следующий четверг, муниципальная управляющая компания расскажет о том, каким образом можно добиться более эффективного расходования собираемых с собственников жилья средств. |
назад |