Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 22 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Среда, 8 февраля 2006 года

Тормознули!

   Реформа местного самоуправления отложена из-за неопределенности

   О двух вечных проблемах дотационных городов (каким в настоящее время и является наш Миасс): где взять деньги и как их потратить так, чтобы хватило на всех, мы беседуем с Сергеем КАСЬЯНОВЫМ, начальником отдела по развитию местного самоуправления администрации Миасса.

   — Отложено вступление в силу закона об организации местного самоуправления — базового закона для всех городов и сел нашей страны. С чем это связано? «Наверху» пока не договорились, как встроить местное самоуправление в вертикаль власти, или реформы на местном уровне перестали быть в числе приоритетов?

   – Срок вступления в силу нового закона о местном самоуправлении перенесен с 1 января 2006 года на 1 января 2009 года. В установленный переходный период органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право «досрочно вводить закон в действие». Ситуация парадоксальная. С одной стороны, жизнь требует внесения изменений в законодательство. С другой — государство не спешит четко и в достаточном количестве определить финансовые источники, которыми необходимо подкрепить обязательства, переданные на городской уровень. Вместо того чтобы установить четкие правила игры, сегодня предлагают: «Давайте начнем играть, а в ходе игры разработаем правила, по которым будем играть».

   П существу, это и было основной причиной, по которой Госдума решила отсрочить действие закона. Муниципалитеты просто не готовы выполнить тот объем полномочий, который на них возложили: учить, лечить, обеспечивать жильем, вести жилищно-коммунальное хозяйство и делать еще много чего. И не готовы не по собственному нежеланию, а потому, что на законодательном уровне никто не просчитал, каковы должны быть качество и объем этих услуг и какого размера должны быть доходы бюджета, чтобы эти услуги выполнить.

   Оыт Ставропольского края и Новосибирской области, уже работающих по новому закону, об этом красноречиво свидетельствует. У созданных там органов власти нет средств даже на то, чтобы убрать мусор с улиц, нет денег на зарплату муниципальным чиновникам. Оказалось, что даже налоги собирать некому, потому что налоговые инспекции укрупнены и находятся за сто километров от поселения. О каком содержании социальной сферы может идти речь? При этом надо учитывать, что школы, больницы, большая часть жилищного фонда переданы городу не сегодня и все это время хронически недофинансировались.

   — Можно ли ожидать, что от переноса сроков вступления что-то изменится?

   — Вопрос непростой, учитывая предстоящую реализацию заявленных приоритетных национальных проектов. Мне видится два основных сценария развития событий. Первый, наиболее вероятный: коренных изменений в межбюджетных отношениях в предстоящие три года не произойдет. В этом случае продолжится развал социальной сферы. Региональные власти и органы местного самоуправления как не имели, так и не будут иметь собственных ресурсов, чтобы эффективно заниматься решением местных проблем. И, конечно, ни о каком повышении роли и самостоятельности субъектов РФ речь просто не сможет идти. Вместо четкого разграничения полномочий между уровнями власти с наделением их достаточными средствами получим застой и попытки точечного решения проблем с федерального уровня. В итоге потеряем региональные и муниципальные ресурсы, ничего не получив взамен.

   Н сгущая красок, можно предположить, что в такой ситуации в самое ближайшее время население потребует упразднить местное самоуправление как неэффективную и не отвечающую их жизненным потребностям власть. Либо такое решение может быть принято «сверху». И это второй возможный сценарий.

   Пи этом, однако, нужно помнить, что в ситуации системного кризиса только развитие местного самоуправления может быть двигателем социально-экономического роста территорий, способным решать большинство накопившихся социальных и экономических проблем, объединяя возможности власти и населения.

   — Как найти выход из этого тупика?

   — Найти выход и просто, и сложно одновременно. Просто — потому что путь очевиден. Сложно — потому что это требует политической воли. На федеральном уровне необходимо принять минимальные государственные стандарты, которые зафиксируют качество и объем услуг, оказываемых органами государственной власти населению в сфере образования, здравоохранения, обеспечения правопорядка. С такой основой станет возможно точно просчитать бюджеты, обозначить, сколько тому или иному городу необходимо иметь средств и определить доходные источники для наполнения бюджетов. А все, что получится сверх стандартов, — простор для инициативы городских властей. За ними надо лишь закрепить ряд налогов, в том числе переведя имущественные налоги, налоги с предприятий малого бизнеса в разряд местных, и обязать иметь программы социально-экономического развития. Если законопроект «О минимальных социальных государственных стандартах» будет когда-нибудь принят Государственной думой, то государственные органы смогут реально участвовать в решении социальных проблем на местах, направлять средства в муниципальные образования, контролировать их целевое использование. Это реальный и единственный механизм, который не позволит произвольно распределять ресурсы. А значит, не позволит обмануть ожидания населения.



назад


Яндекс.Метрика