Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 13 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Четверг, 26 января 2006 года

Больше любви, меньше арифметики!

   Еще вчера маленький человечек, только что появившийся на свет, казался нам несмышленым, беспомощным существом. А сегодня уже появились сотни статей на тему воспитания и образования ребенка еще в утробе матери. Вот почему мы свято верим в то, что на свет рождается существо разумное, со своим характером, большим потенциалом. В угоду собственным амбициям, руководствуясь сухим расчетом, мы, родители, с первых дней появления ребенка на свет начинаем развивать все его способности, и в первую очередь интеллект как необходимое условие будущего жизненного успеха взрослого человека. И только родительская интуиция, что сидит глубоко внутри, пытаясь уберечься от губительных ударов прогресса, сеет сомнения. Неужели основная задача пап и мам в том и состоит, чтобы растить гениев?

   Впомним: уже на вторые сутки после рождения ребенок начинает узнавать свою маму визуально и через запах. Спустя некоторое время он способен различать слоги, близкие по звучанию к «ба» и «па». Еще через несколько недель ребенка можно знакомить с различными геометрическими формами, учить арифметике...

   Оыт так называемого опережающего развития. Давайте попробуем разобраться, куда и зачем мы бежим, и, быть может, для освоения жизненно важных пространств лучше выбирать не бег трусцой, а обычный прогулочный шаг?..

   Сществует множество причин, более или менее обоснованных, которые заставляют родителей ставить своего ребенка на путь опережающего развития. Страх поражения, жизненные неурядицы, тревоги, вызванные нестабильной экономической ситуацией... А нам так хочется, чтобы нашим детям сопутствовал только успех! «Сегодня мы должны дать ребенку все, чтобы завтра он чувствовал себя уверенно в мире, где ему предстоит жить», — делится со мной одна из родительниц. Однако «все» — понятие достаточно пространное, и его границы зависят от индивидуальных особенностей самих родителей. Порой папы и мамы стремятся дать ребенку то, чего они сами были лишены в детстве. Из практики специалистов: полуторагодовалая девочка страдала бессонницей — мама просто пичкала ее информацией. Любой вопрошающий взгляд малыша, вызванный, например, солнечным соцветием ромашки, заставлял маму углубляться в недра ботаники, анализируя и сравнивая всевозможные пестики и тычинки, перекрестное опыление и магическое гадание из серии «любит-не любит». Так подсознательно мама пыталась компенсировать недостаток общения, который она сама испытывала в детстве.

   Вэтом мире, где все так быстро меняется, мы хотели бы, чтобы и наши дети жили в одном ритме с ним, быстрее становились самостоятельными и тем самым вселяли в нас мнимую уверенность в том, что все наши родительские усилия не пропали даром. Немалую пищу для размышлений может дать книга П. В. Тюленева «Читать раньше, чем ходить». Автор рассказывает о простых и доступных всем родителям способах, дающих ребенку возможность максимально быстро освоить окружающий мир и стать вундеркиндом. Автор уверен, что по этому методу ребенок уже в один год способен читать. «Зачем ждать? Так, играючи, в колыбели можно стать музыкальным гением, полиглотом, бизнесменом и т. д. и т. п. Зачем попусту тратить время, лежа в люльке?» — задается вопросом сам автор. «Зачем спешить?» — недоуменно возразим мы. Когда со дня рождения ребенка прошло больше года, он в состоянии имитировать определенные звуки, даже запоминать формы некоторых букв, но это никак не поможет ему понять текст, его содержание и то, что за ним стоит. У такого ребенка никогда не появится интереса к чтению как к таковому!

   МОгих родителей настолько захватывает процесс опережения, что они днем и ночью только и бредят о том, чтобы их ребенок вырос самым умным. И уже с первых месяцев вместо веселых погремушек над детскими кроватками висят картонные флаги с изображением букв или геометрических форм. Нежную колыбельную заменила фуга Баха или клавесин Моцарта. «Необходимо, чтобы ребенок чувствовал разницу», — скажут умудренные новаторским опытом, «продвинутые» родители. В жизни некоторых малышей занятия по развитию умственных способностей могут вполне мирно соседствовать и с физическими упражнениями. «Мишеньке всего два года, — рассказывает его мама Лена, — а он уже раз в неделю ходит на занятия «бэби-йоги», а по субботам плавает. А еще английский на видео и пробежка по утрам». Да, распорядок дня этого маленького человечка не менее насыщенный, чем рабочий день премьер-министра. В доме или за его пределами родители ищут, чем бы занять ребенка, чтобы он ничего не упустил. Другие, менее активные, сидят дома, сожалея, что у них на это нет сил, времени или средств.

   Сециалисты не одобряют подобных активных методов воспитания. Первым, кто стал бить тревогу по этому поводу, был американский врач-педиатр Тьери Бразельтон. Опережающее интеллектуальное развитие ребенка идет в ущерб его социальному и эмоциональному развитию, которое, по его мнению, и закладывает основу его дальнейшего жизненного благополучия. И почему дети с пеленок должны стать всезнайками? Психологи убеждены в том, что в действительности основой для успеха служат не информативные знания, а созидание. Создавать — это не значит делать что-то, чему тебя научили, а придумывать! Построить из трех кубиков замок для принцессы или суперсовременный гараж для автомобильчика, видеть в облаке жирафа, а в цветочке — домик для Дюймовочки — в этом проявляются способности ребенка и родителей, которые могут настроить малыша на восприятие мира определенным образом. Конечно, ребенок — это личность, и с первых часов своей жизни он начинает понимать и чувствовать многие вещи, которые, как казалось нам раньше, он не способен воспринимать.

   М не призываем к тому, чтобы ваш ребенок рос как сорная трава: мол, со временем все сам узнает и поймет. Плохи любые крайности. «Заброшенный» ребенок, к которому не проявляют достаточного внимания, живет в замкнутом мирке, боясь выйти в открытое пространство жизни, и лишь заблудившийся ветер может вынести его оттуда, но в этом случае никто не будет застрахован от плачевных результатов «стихийного» путешествия. Такой ребенок не имеет стимулов к развитию своих умственных способностей, он не в достаточной степени социализирован, его воображение застыло на мертвой точке, не найдя каких-либо интересов для приложения своих способностей. Однако для того, чтобы настроить ребенка на активное восприятие мира, не все средства хороши. Усиленное насаждение опережающего развития может вызвать состояние тревоги: у него сложится впечатление, будто он недостаточно хорош для своих родителей и не заслуживает их любви. И это в тот момент, когда ребенок все время находится в процессе все новых и новых открытий, постигает самые важные вещи: о мире, о жизни, о языке, о себе самом. Дается ему это не так-то легко: сколько ему требуется внутреннего напряжения, чтобы переработать всю полученную информацию!

   Сстематическое и чрезмерное стимулирование интереса ребенка, его любопытства, тяги к знаниям может значительно навредить развитию его воображения. В худшем случае это приведет к тому, что у него пропадет всякое стремление что-то придумывать, и ему вообще уже ничего больше не захочется. Любая чрезмерность притупляет любопытство ребенка и затормаживает его развитие. Только в ситуации, когда существует относительный «голод», желание ребенка способно полностью оформиться, а воображение — начать свою работу.

   Взможно, родители Лизы не учли этого факта. Лиза — очаровательная девочка четырнадцати лет. Сегодня это посредственная ученица, мало к чему проявляющая интерес. Перед любыми трудностями она опускает руки. В раннем детстве она была очень умненькой девочкой: в 12 месяцев с легкостью собирала пазл, в три года играла на скрипке. «Мне так хотелось, чтобы она была совершенна во всем, — рассказывает ее папа. — Мы все время с ней занимались, чтобы она знала и умела больше, чем все ее сверстники. Я был безжалостен и требовал от нее все больших успехов, а она была такой покорной. Но чувствовалось во всем этом что-то бесполезное: Лиза не получала удовольствия от своих занятий, хотя она так старалась».

   Иак, мы пришли к выводу, что не всегда ребенку с опережающим развитием могут принести пользу его сверхъестественные способности. Много вопросов возникает по поводу целесообразности опережающего развития и его будущих последствиях. Какие дети вырастут из таких малышей? А какие взрослые люди из них получатся? На сегодняшний момент немногочисленные исследования в этой области говорят о том, что опережающее развитие не способствует какому-то небывалому успеху ни в детскую пору, ни во взрослой жизни. Доподлинно известно другое: маленький человечек нуждается в родительском тепле, любви, ласке и заботе. Ну, еще немного игрушек. Дело в том, что только 10% знаний мы получаем сознательным путем. Остальные — 90%! — приходят из окружающего пространства от близких людей и в первую очередь от родителей. При этом такое приобретение знаний зависит от способностей, заложенных ребенку природой, его генетическим кодом. Вот почему так важно предоставить малышу свободу, едва он начинает ходить. Свобода — единственное условие, при котором малыш может проявить свои способности.

   Чо ж, оставим наши грандиозные родительские мечтания, отвлечемся от тревог и начнем доверять нашим малышам. Давайте попробуем посмотреть на этот мир их глазами, и нам откроется его первозданная красота. Ожидая взросления ребенка, будем взрослеть вместе с ним и заново открывать для себя тайны мироздания. Возьмем на себя ответственность за наши возможные неудачи и вероятные победы. Позволим себе ничего не делать с ребенком, ничего «специального». Не будем слишком часто задумываться над тем, чему бы еще такому научить ребенка, — будем просто радоваться от того, что мы вместе. Вместе играть просто ради игры, дурачиться, ласкать друг друга и целовать. Мы посадим нашего очаровательного малыша на колени, откроем альбом со старыми семейными фотографиями, будем слушать музыку, пробежимся наперегонки по лесной тропинке... Мы никогда не забудем слов, сказанных друг другу, мелодий, что напевали вместе, потому что в них живет любовь...

   


А. Евстигнеева, психолог.



назад


Яндекс.Метрика