Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 8 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Четверг, 19 января 2006 года

Как вырастить счастливого ребенка

   Здоровый счастливый ребенок должен испытывать всю гамму эмоций, разделять все мысли и отношения, существующие среди его возрастной группы. Древние китайцы говорили: «Восприми печаль как предвестницу удачи, а благополучие как залог будущих напастей — тогда твоя жизнь станет гармоничной».

   Черно-белый марафон

   Квашему сведению, ребенок не может быть счастлив все 24 часа в сутки: иногда ему бывает грустно или он неважно себя чувствует, но не считайте его при этом несчастным. Ведь в действительности обратной стороной счастья является не просто печаль, а серьезная депрессия.

   Псть вас также не вводит в заблуждение темперамент вашего малыша. Кроме жизнерадостных шалунов, на Земле существуют более тихие, осторожные и чувствительные дети, и, поверьте, они могут быть так же счастливы, как и их сверстники. Тем не менее, счастливые дети имеют кое-что общее. Они доверчивы, оптимистичны, во всем идут до конца и знают, как и где найти развлечение на протяжении всего дня. Они чувствуют себя любимыми и понятыми и знают, что это чувство будет сопровождать их в течение всего марафона по черно-белым полосам жизни.

   В нужное время в нужном месте

   Ели вы окажетесь в нужное время в нужном месте, ваш ребенок может стать счастливее не только теперь, но и на протяжении всей его жизни. Даже если все мы хотим счастья для своего ребенка, оно не является целью само по себе. Наоборот, это, если хотите, побочный продукт развития, во всяком случае так считает Мартин Селигман, президент Американской психологической ассоциации. «Дети чувствуют себя удовлетворенно из-за того, что они способны что-то сделать сами. Счастье — это только барометр, веха, определяющая способность ребенка справиться с этими задачами. И совсем лишнее — отнимать у вашего чада свежеподаренный самосвал, даже если оно радостно отвинчивает колеса. Как только дети с успехом научатся справляться с препятствиями, они будут воодушевлены своими победами и постараются сделать все от них зависящее на пути к достижению более серьезных целей».

   «Наилучший способ научить ваших малышей быть тружениками, благополучно достигающими конечной цели, — это быть их партнерами», — говорит Сильвия Римм, практикующий профессор психологии из Кливленда, автор книги «Находчивые родители: как вырастить счастливого, благополучного ребенка». «Малыши любят такое сотрудничество, потому что они обладают вашим вниманием. Будь то наведение порядка в доме, выпечка шоколадного печенья или приготовление уроков — учите малыша добиваться поставленных целей, осуществлять задуманное. Помогайте ему словом и делом, но не делайте ничего вместо него, потеряв терпение, и часто глядя на часы».

   Любите его таким, какой он есть

   Ипочему все самые мудрые советы выглядят так банально? «Счастливый ребенок принимается таким, каков он есть... со всеми его чувствами», — говорит Гринспен, автор книги «Развитие мышления». Более того, если вы принимаете его мысли и эмоции, он вырастет с ощущением глубокого внутреннего согласия, гармонии. Начните проводить эту идею в жизнь с самого раннего возраста малыша. Когда ваш птенец плачет, выкажите ему свое сопереживание, взяв его на руки, прижав к себе, утешая. Когда ваш начинающий ходить медвежонок в ярости бросит на пол провинившуюся куклу, последуйте его примеру. Кукла вас поймет. Скажите ему: «Давай, злись!» Когда ваше пятилетнее сокровище слоняется по дому в плохом настроении, расслабьтесь — так тому и быть. Но при этом не забывайте очертить рамки. Примерно так: «Ты сегодня ну просто медведь вылитый. Сердись и раздражайся сколько влезет, но это совсем не повод толкать твоего брата». А когда ваш восьмилетний цветок начнет жаловаться, что в жизни нет справедливости, выслушайте его. Вы не можете поддерживать откровенную беседу только в том случае, если ее причина — счастливое возбуждение.

   Позвольте жизни плыть по течению

   Псмотрите на себя в зеркало и подумайте, как вы себя чувствуете, когда вы по уши погружены в свое любимое занятие: вы спокойны, уравновешены, бодряще напряжены. Это состояние, определяющееся как «течение, поток», глубоко благотворно. Маленькие дети сливаются с «потоком» вполне естественно. Хитрость состоит в том, чтобы помогать детям упорствовать в этой естественной способности, когда они станут старше, а их жизнь будет более планируемой и строгой.

   Лчший способ этого достичь — это обрекать вашего ребенка на бездействие в течение некоторого времени каждый божий день. Он будет предоставлен себе, чтобы исследовать свои собственные интересы и пристрастия. Насколько вы предоставите своему ребенку общение с подвижной и богатой в проявлениях окружающей средой, настолько он будет находить для себя веселые и интересные занятия. Свобода и безответственность — разные вещи. Когда все кругом по расписанию и нет возможности выбрать самому («Ты не забыл про сольфеджио? И учти, потом — коньки!»), ребенок вынужден все время подстраиваться под внешние требования распланированного дня. Скоро он перестанет получать радость от этих занятий раз и навсегда.

   Рдители обязаны поддерживать естественные наклонности и таланты ребенка. Если пятилетний ангелочек обожает смотреть по вечерам на звезды, купите ему телескоп (старый театральный бинокль тоже подойдет) и глазейте на ночное небо вдвоем. В США были проведены исследования среди 91 человека — Нобелевских лауреатов и людей подобного ранга. Почти все признались, что их путь к успеху начинался со свободного времени, когда они в безделье болтались по дому вне всякого расписания или порядка. Возможно, ваш юный звездочет и не станет известным астрономом, но он может открыть для себя источник наслаждения на всю жизнь и уж, в конце концов, проведет несколько приятных, запоминающихся часов с мамой.

   Риск — благородное дело

   «Дети, которые относительно бесстрашны, рискуют вполне естественно. Вначале они забираются на ограду, затем на дерево, потом глядишь — а он уже, сорванец, на крыше гаража. Более робкие пугливо избегают новых ситуаций. Такое решение проблемы может мешать ощущению счастья робкого малыша, потому что это вырывает из его жизни важный кусок личного опыта, доставляющего удовольствие сверстникам», — утверждает профессор психологии из университета Миннесоты Дэвид Ликкен. Самое могущественное средство помочь застенчивому ребенку — это никогда не использовать слово «робкий». Лучше расскажите о тех новых вещах, которые ему предстоит изведать, о новых друзьях, с которыми предстоит подружиться. Учите их выдерживать напасти.

   Дворовые задиры. Сломанные игрушки. Болезнь. Развод. И другие напасти...

   В можете защитить детей гораздо больше, чем сами себе представляете. Другое дело, что это за защита. Если вы «вызываете огонь на себя», пытаясь все уладить так быстро, как это возможно, не исключено что ваш ребенок почувствует себя менее счастливым, так как у него останется ощущение своей собственной неспособности совладать с трудной ситуацией.

   Нобходимо дать ребенку понять: что бы ни случилось, это не конец жизни. Вы понимаете его чувства, но оставайтесь при этом спокойными, даже слегка отдаленными. Это поможет вашему ребенку разобраться, что его негативные чувства вполне естественны и нормальны, а проблема — решаема. Если же вы подхватите настроение ребенка, ему будет казаться, что напасти разрослись до невообразимых размеров. Душевное потрясение вашего ребенка по поводу того, каким образом он сможет справиться с проблемой сам, даст ему возможность почувствовать свою силу совладать с бедой. Некоторые проблемы — развод, смерть, серьезная болезнь — разрушительны, по крайней мере на короткое время. Развод всегда временно травмирует, но есть родители, которые приходят вместе, даже после сложного развода, к общей цели хорошо воспитать своего ребенка. И их дети прекрасно себя чувствуют. Они счастливы, потому что могут любить каждого из родителей, не отвлекаясь на ссоры. На самом деле, «сражаясь» за детей, разведенные родители пытаются сражаться с их помощью. У американцев самое страшное обвинение звучит так: «Ты меня используешь!», почему мы же позволяем себе использовать своих детей?

   Длее, болезнь. Даже хронически больные дети могут быть благотворно и позитивно настроенными. Родители должны избегать сверхзащиты своих чад, давая им столько независимости, сколько возможно.

   Поощряйте детский оптимизм

   Ели ваш малыш не родился оптимистом, вы можете научить его менять свое отношение к жизни. «Оптимистично настроенный ребенок не расценивает плохие времена как вечные, — утверждает Селигман в книге «Оптимистичный ребенок». — Он верит, что у него есть сила поворачивать ход событий к лучшему. («Ура! Я получил «пятерку», потому что много занимался»). А еще у него есть родители, которые помогают ему усвоить привычку хорошо потрудиться, чтобы достичь успехов. Научить воспринимать мир под девизом «я могу это сделать» можно даже тех малышей, которые едва научились ходить». Действительно, вы всегда можете попросить ваше сокровище помочь замесить печенье, даже если впоследствии оно само, кухня, кошка и вы будут в тесте. Горячо поддерживайте те особенности натуры, которые делают детей счастливыми.

   Чо же это за такие «особенности»? Все очень просто: психологи обнаружили, что счастливые люди стремятся развивать определенные черты характера. «Наши исследования показали, что счастливые люди сильно обгоняют остальных по таким характеристикам, как расположенность натуры и добросовестность», — говорит Роберт Мак-Край, автор ряда основопологающих трудов по счастью. Атрибутами расположенности являются любовь и забота ближних и к ближним. Добросовестность же включает в себя достижение целей, способность прилагать усилия, аккуратность и дисциплину.

   Ппробуйте научить ваших детей развивать эти качества. Конечно, вы не сможете принести вашим чадам счастье на блюдечке с голубой каемочкой. Но в ваших силах поступить гораздо мудрее, научив их получать всю радость и полноту жизни самостоятельно.

   Какие знания давать ребенку и в каком возрасте? — типичные проблемы современных родителей. Предлагая детям все самое лучшее и передовое, так легко перейти грань, за которой умный ребенок превращается в «ученую обезьяну», обладающую определенными знаниями, но не умеющую применять их в жизни...» — об этом читайте в следующий четверг.

   


Н. Бондарева, психолог.



назад


Яндекс.Метрика