Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 5 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Суббота, 14 января 2006 года

Выживут — не выживут?

   Дотации на транспортные перевозки сократятся на 9 млн. рублей

   Хроническая зависимость от бюджетных вливаний становится преградой на пути выживания общественного транспорта. Денег не хватает, следовательно, перевозки надо сокращать, но понятно, что сокращать их нельзя. Выход из тупика видится один: искать дополнительные источники.

   Чм это закончится — клинической смертью или возрождением на новых, более эффективных условиях, выяснится уже в марте.

   Чго только не происходило с общественным транспортом в нашем городе за последние годы! Вводили безбилетный проезд и отменяли его, сливали предприятия в одно и вновь делили на несколько, создавали странные конторы с уставным капиталом в десять тысяч рублей и пытались навести порядок в запутанных финансовых потоках... Все это сопровождалось скандалами, забастовками, силовыми захватами предприятий, судебными заседаниями, вялотекущей борьбой с конкурентами – «маршрутниками», проведением конкурсов с последующей отменой результатов.

   Низменными оставались последствия этих решений: катастрофическое ветшание подвижного состава (особенно автобусного, который практически «убит»), по-прежнему ощутимая нехватка бюджетных средств «на реализацию транспортных полномочий», угроза банкротства многих перевозчиков. Равно как негативным остается отношение населения к любым нововведениям: транспорт – это как раз та сфера, где все может быть только хуже.

   Именения, причем существенные, будут происходить и в этом году. От того, насколько они пройдут всеобъемлюще, выверенно и последовательно, зависит перспектива выживания общественного транспорта на ближайшие годы. Что это будет: тяжелый выход из вечного кризиса, бюджетная капельница («лишь бы больной не умер») или «клиническая смерть и вечная память» — зависит от эффективных и согласованных действий администрации, депутатов, руководства и кредиторов транспортных предприятий.

   Чо может принести этот год? Во-первых, должны определиться взаимоотношения города с «МиассЭлектроТрансом» (троллейбусные перевозки) и «МиассАвто-Трансом» (две трети муниципального заказа перевозки пассажиров автотранспортом). Проще всего с «МЭТ», чьи основные средства признали федеральной собственностью, которая рано или поздно должна перейти в муниципальную собственность. Осталось определить технологию возвращения этого предприятия в город. А вот будущее «МАТ» гораздо туманнее: 17 января заканчивается срок конкурсного управления, и что будет с предприятием дальше, пока никто точно сказать не берется.

   В-вторых, определенные плюсы должна принести монетизация льгот: предполагается, что проезд льготников федерального и регионального уровней будет оплачиваться звонкой монетой, в то время как в прошлые годы государство про эти долги предпочитало забывать.

   Н настоящую революцию подготовила местная власть: дотации на транспортные перевозки сократятся на 9 миллионов рублей. Если раньше из бюджета старались возмещать все убытки, то теперь компенсация будет выплачиваться только за перевозку льготных категорий пассажиров. Транспортным компаниям предложено всерьез заняться поиском дополнительных доходов.

   Кк считает начальник транспортного отдела администрации Михаил Белых, поставленная задача выжить при минимуме дотаций – предельно сложна. «Раньше мы пытались на примерно таких же условиях организовать конкурс. Тогда ряд предпринимателей сначала согласились работать, но впоследствии, уже после того, как были распределены маршруты, от своих намерений отказались. Сегодня так перевозит только один предприниматель, но и он сейчас просит увеличить дотацию, поскольку растут цены на топливо, увеличивается стоимость ремонта и обслуживания машин, – говорит Михаил Игнатьевич. — А на новый конкурс, который, как надеемся, состоится в феврале, мы выходим с более жесткими требованиями, чем сегодня. Необходимо еще найти предпринимателей, которые смогут работать на таких условиях».

   Нвость о снижении финансирования резко негативно восприняли работники автотранспортного предприятия, принесшие в нашу редакцию открытое письмо с полусотней подписей к руководителям города с «говорящим» заголовком «SOS!!!» Их беспокоит, что такое решение «пересадит всех жителей пригородных поселков и южной части города с автобусов на маршрутные такси, лишив население права выбора проезда на безопасном виде транспорта, а также права льготников на бесплатный проезд в автобусах». Кроме того, это скажется на регулярности выполнения рейсов на городских маршрутах, а в недалекой перспективе – и на садовых перевозках.

   Кк заверяет Михаил Белых, этого не случится и объем муниципального заказа будет выполнен полностью. По садовым перевозкам администрация планирует выйти к депутатам с предложением сохранить уровень льгот, но какие-то конкретные решения будут приняты не раньше весны. «Мы сделаем все возможное, — пообещал начальник транспортного отдела, — чтобы найти дополнительные доходы, но если новые источники не появятся, то через три-четыре месяца мы будем вынуждены выйти к депутатам с просьбой увеличить дотацию».

   Ктому, что городу придется искать дополнительные средства на возмещение убытков, готовы и сами народные избранники. Как заметил председатель комиссии по городскому хозяйству Сергей Понамарев, они согласны в марте-апреле обсудить предложения администрации по увеличению дотации, одновременно вернувшись к ранее отложенному вопросу о повышении стоимости проезда. Благосклонность депутатов будет зависеть и от того, что смогут сделать за эти месяцы сами транспортники, а также от того, насколько проработанную концепцию развития транспорта на ближайшие годы представит администрация. Ее бы они хотели рассмотреть в числе первоочередных вопросов уже в феврале.

   В многом от реализации этих трех предпосылок и будет зависеть, смогут ли транспортные предприятия выйти из коматозного состояния и подстроиться под новые требования бюджетного финансирования, заодно повысив эффективность от использования имеющейся у них собственности. Существующее неустойчивое равновесие, созданное общественным транспортом и объединением перевозчиков маршрутных такси, которые не смогут в случае аварии или банкротства одного из предприятий заменить друг друга, не устраивает уже всех. Сейчас сделаны первые шаги, которые могут помочь преодолеть кризис Единственное, чего хотелось бы жителям: не оказаться однажды вновь на переполненной остановке с перспективой топать до места назначения пешком и того, чтобы транспортная реформа шла не только за их счет. А это уже зависит от твердости тех, на кого возложена ответственность за поиск выхода из тупика.

   


Константин НЕДОПЕКИН.



назад


Яндекс.Метрика