свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
116 | ||||
Суббота, 29 сентября 2001 года | ||||
ОБЛАСТЬ РИФМ - МОЯ СТИХИЯ... В почте редакции нет-нет да и мелькнет письмо, написанное в рифму. Ведь мы все без исключения в душе поэты, только один в этой стихии чувствует себя свободно, другой — не очень. Интересное наблюдение: охотнее всего пишут стихи или очень молодые, или совсем пожилые люди. Почему — не так уж трудно понять: юность — пора романтического осмысления мира, а старость — время размышлений, оценки опыта — своего и тех, кто вокруг. Н вот хочется излить мысли и чувства в рифму! И пусть: занятие это благородное, хотя не всякий стих настолько хорош, чтобы его обязательно можно и нужно было напечатать. Сажу сразу: среди накопившихся в редакции стихов преобладают «домашние», не особо совершенные творения. Многим авторам недостает не только дарования, но и знания правил стихосложения, не хватает слуха на ритм и рифму. Ну и залеживаются подобные послания в ожидании вот такого обзора. Нчну с письма Лены Акульшиной. Ей 16 лет. Она — учащаяся Миасского училища культуры и искусства, и ее причастность к искусству как-то ощущается в написанных ею строчках. Когда погибла подводная лодка «Курск», редакция получила несколько стихотворений, полных боли и сострадания к оставшимся под водой морякам. Об этом написала и Лена, и есть смысл привести ее строчки: Мтерям, отцам, их детям, женам, Боже, силы дай и сохрани. Иза здравие свечи зажженной Инадежды в сердце не гаси! Эо было сочинено тогда, когда все надеялись на спасение кого-нибудь с «Курска», но увы — не сбылось. А вот попытка создать лирическую картинку: Япомню брошенный костер Встепи у дальнего села, Ион то гас, то разгорался О дуновенья ветерка. Т рвался в небо, словно споря, Т побежденно угасал И угасая, будто с горя, Кму-то тихо возражал...
...А Млечный путь мне показался Дмком от этого костра, Кстра, который не боялся Н царства тьмы, ни царства зла...
Пи некоторых технических погрешностях стихи Лены симпатичны тем, что тут есть интересные образы, строки полны неподдельного чувства. И еще есть у нее грустное стихотворение об улетающих журавлях, для юного автора вполне удачное. Еена Дуденкова чуточку постарше, ей 18, и она тоже пишет стихи, но не лирические, а, так сказать, философские. Елену занимают глобальные проблемы жизни, и она назвала свое стихотворение прямо так: «Жизнь». Понятно — молодое существо, перешагнув грань между детством и взрослостью, старается понять, что его ждет: Сгодня смех, а завтра слезы, А послезавтра сущий ад. Сдьба — сплошные повороты, Уром — солнце, вечером — мрак... ...Друзья, враги — всего лишь люди, Кторым нужно есть и пить. Кго любить? Кто нас рассудит? Кго нам нужно позабыть? ...И сколько в жизни есть вещей, Кторых мы еще не знаем, Хроших и плохих людей. Ккими мы себя покажем? Нкто не знает наперед Овета на такой вопрос. Н нужно лишь идти вперед Свозь смех и завесу слез. Волне оптимистический финал. Думается, что Лена не обязательно станет поэтом, но она молодец, что старается размышлять о смысле жизни. Сихи шестнадцатилетней Ольги К. — о разном, но очень важном для нее. И о маме, которой нельзя солгать, потому что она все понимает и страдает за дочь. И о любви, нежности — так светло, романтично... И даже — «Я открыла окно, я хочу вниз, туда...» — о страшном, о смерти, о жестокости жизни... Стихи трогают, за ними — добрый, ранимый, чувствительный человек. Двятиклассник Павел Чемеринский часто приносит в редакцию свои стихи, они у него обычно публицистические, откликаются на события в мире. Вот и в этот раз Павел написал о террористическом акте в США. Вряд ли стоит стихотворцу так настойчиво следовать за событиями — за новостями просто не поспеть. Ведь о том, что случилось, яснее всего рассказывают сообщения в газетах, по радио и телевидению. Конечно, беда вызывает желание откликнуться, отозваться. Но нужно делать это умело. Паше можно посоветовать старательно работать над русским языком, побольше читать — это ведь тоже школа творчества. Пжилые люди не менее склонны «говорить стихами», чем их юные потомки. Виденное-перевиденное! Так хочется о нем поведать... Сколько в нем, оказывается, милого и доброго было. Вот х отя бы картинка «Моя деревня», присланная Марией Балыковой с улицы Ключевой (к сожалению, автор не указала своего отечества): Лблю свою деревню, З деревней бор. Топки-переметки, Пичий разговор. Пдойдешь, послушаешь, Газом обведешь, Мого интересного Зесь, в бору, найдешь. Еть и ель могучая, Исосна колючая, Итрава пахучая — Д разве все сочтешь! Мрия Балыкова пишет, что сочиняет стихи «не для гонорара, а для себя»... А вот опять публицистика. Эти стихи оказались без подписи, но сразу понятно, что писала женщина, прошедшая огневую школу войны. Артиллеристика, зенитчица вспоминает: ... Как сверкало крошево звездное, Кгда я на посту стояла, Нчь январская и морозная — Ясвои двадцать лет встречала. А потом рассвет пламенел, Овещая снежное поле и пушки, Днь на звездное небо глядел, Ячитала себе стихи Пушкина... Эо из стихотворения «Звездное крошево». А еще — горькое: «Мы уходим!» — безнадежное и отчаянное: М уйдем, растворяясь в закатах, Пзади оставляя страну, З которую дрались когда-то Вту Отечественную войну. А страна наша, милая Родина, Чо казалась тогда прекрасной, Оазалась теперь уродиной — Вевали-то мы напрасно. Еть там и другие строчки, с которыми можно и соглашаться, и спорить, строчки злые и горькие, порой несправедливые, а порой абсолютно точные — но, главное, совершенно искренние. А еще одно стихотворение — Л. А. Чернышевой — мы решили поместить отдельно полностью — кажется, оно того заслуживает. Вт такая наша поэтическая почта — думаю, ей стоило уделить столько места. Ведь в каждом слове — голос сердца.
С. ЭПШТЕЙН.
|
назад |