Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 239 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Четверг, 15 декабря 2005 года

Геннадий КОРОТКОВ: Работа с детьми — постоянная радость

   Можно сказать, что Геннадия Михайловича Короткова знает половина города, а другая половина у него еще и училась. Кто-то — в музыкальном училище, кто-то — в ДШИ № 1, а самые счастливые — воспитанники детского сада № 84 — знакомы с ним лет с полутора. На счету этого замечательного работника искусства — музыкальные сборники и сказки для младшего возраста, методические разработки, лирические песни, пьесы для ансамбля русских народных инструментов, произведения для учащихся музыкальных школ и училища по классу баяна. С 2002 года он бессменно руководит вокальным трио «Элегия», состоящим из энтузиастов — музыкальных работников народного образования. В феврале состоится презентация авторского сборника — подарка родному городу «Миасс, тебе задушевную песню поем».

   Вэтом году учитель ДШИ № 1 отмечает

   40-летие своей педагогической и творческой деятельности. За большой вклад в развитие музыкального искусства Геннадий Коротков удостоен звания «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».

   Сгодня «МР» предоставляет Геннадию Михайловичу слово: ему есть что рассказать о времени и о себе.

   Первый выпускник Ивана Рослого

   — Отец мой, сколько себя помню, играл на русской гармони. Когда мне исполнилось пять лет, я тоже взял инструмент в руки и сразу заиграл: все, что пели взрослые вокруг, что звучало по радио. Чаще всего играл репертуар Нины Руслановой, до сих пор очень ее люблю. Детских песен я в то время не слышал, тем не менее, сам дошкольник, аккомпанировал на всех школьных елках. Играть меня никто не учил — отец считал, что я владею инструментом не хуже него.

   Мма очень хотела отдать меня в музыкальную школу. Было послевоенное время, мы жили в поселке Мелентьевка, а единственная школа была в старом городе. Добраться туда можно было только на заводском мотовозе. Так что пришлось мне ждать, когда школу откроют поближе, до начала пятидесятых. Времени даром не терял — играл в футбол, был капитаном школьной команды. Мои ожидания оправдались в полной мере — я стал учеником легенды нашего города, Ивана Андреевича Рослого.

   Кк сейчас помню: я сидел на лавочке на улице своей родной Мелентьевки и играл на отцовской гармони для столпившихся вокруг мальчишек. Подошел какой-то взрослый дяденька, стоит и слушает. Тогда Ивану Андреевичу было лет 18-19, он только что закончил магнитогорское музучилище. Спросил меня, у кого я учился и хочу ли заниматься баяном, а потом показал новую школу: с нашей мелентьевской горки видно было дом напротив дворца культуры автомобиле-строителей. Позже мы часто смеялись, вспоминая, как он проверял наличие у меня слуха по всем правилам. В самом начале учебы Рослый сказал мне: «Дневник обязательно сохрани». До сих пор его берегу — каждый урок я тогда осваивал новую пьесу. Закончил музыкальную школу с отличием за три года.

   Вте годы в Миассе открылся филиал Челябинского политеха. Все, кто прилично учился, хотели поступить только туда. Но музыка не отпускала — уговорили меня поступить в Магнитогорское музыкальное училище после восьмого класса. Со второго курса, с 16 лет, я сам себя содержал — подрабатывал где мог. Тогда убедился: баян в руках — верный кусок хлеба. Сам платил за квартиру, не позволял родителям присылать ни копейки. Через 4 года хотел вернуться в Миасс — помогать моему учителю Рослому, все же я его первый выпускник. Но и тут меня на родину не отпустили — сагитировали поступить в Уральскую консерваторию. Следующие пять лет не только учился — мы создали дуэт баянистов и в каникулы концертировали по всей стране. В то время в консерватории имени Мусоргского ковались кадры для Урала, Башкирии и еще нескольких областей страны. После окончания учебы я уехал работать в город Салават заведующим отделением народных инструментов только что открывшегося музыкального училища. Под моим началом враз оказались 60 студентов и 12 преподавателей. Именно там я получил ценный опыт не только исполнителя, но администратора и педагога.

   Домой, в Миасс

   В1969 году благодаря энтузиазму Ивана Рослого и единомышленников открылось Миасское музыкальное училище — нашему городу удалось выиграть конкурс у Златоуста, более крупного города. Я постоянно общался со своим первым учителем. В 1974 году я наконец вернулся на родину и проработал в должности заместителя директора училища почти двадцать лет.

   Ве эти годы я работал на пределе сил: организовывал учебный процесс, подбирал кадры, вел научную работу. Кроме административной работы, я в те годы вел оркестр баянов. Когда мы приезжали на областные конкурсы оркестров народных инструментов, на сцену концертного зала выходили пятьдесят человек с баянами в руках. Ни один город таким не мог похвастаться. Директор челябинского музучилища Борис Белицкий как-то сказал: «Ты привозишь в Челябинск всех баянистов Миасса!»

   Унашего училища было больше пяти десятков подшефных музыкальных школ, а значит, сотни учеников всей горнозаводской зоны. Я изучал опыт работы и новые технологии в республиках Прибалтики, Украине, Белоруссии. Все собранное по крупицам внедрялось в учебный процесс нашего миасского училища — оно и сейчас славится своей высокой профессиональной подготовкой и талантливыми педагогическими кадрами, среди которых несколько заслуженных работников культуры РФ.

   Рбота была интересной, но за 19 лет я устал неописуемо. Как только появился закон о выслуге лет, тут же ушел в никуда. Заниматься музыкой мне теперь было нельзя: нужно было найти профессию, не входящую в перечень педагогических. И вот тогда по настоянию знакомых я устроился музыкальным руководителем в детский сад № 84, где до сих пор работаю.

   Крохи заставили

   Ндо сказать, опыт к тому времени у меня был солидный: консерватория, десятки лет на административном посту, всю страну объехал. В голове — глобальные проблемы образования и воспитания. И со всем этим я попал в совершенно другую реальность: меня обступили крохи, толком еще не умевшие говорить.

   Сазу скажу — начинал я с нуля, и из того, что знал, мне пригодилось только владение инструментом. Целый год, как первоклассник, вслепую, на одной интуиции учился работать. В гороно как узнали, с каким опытом и образованием я пришел в детсад, стали бегать, смотреть и проверять. К музыкальному руководителю детского сада предъявляются огромные требования: мне пришлось танцы с ними разучивать, а ведь этим я никогда не занимался. Морально было тяжело перестраиваться. Конечно, были книги, рекомендации и методики. Но как же устарел репертуар! Если трехлетки недопонимают слова песни, они ведь и поют без удовольствия. Пришлось самому писать слова и музыку для раннего возраста, для голосового диапазона в две-три нотки. Официально в консерватории меня этому не учили, но я брал уроки композиции у своего педагога по дирижированию. Так с 1993 года я стал сочинять музыку. Крохи заставили!

   Моя концепция преподавания

   Вкоре вышло новое распоряжение — разрешили работать и после выслуги лет. Кроме садика, я начал преподавать в музыкальной школе № 1. Тут я утвердился в своей мысли: процесс музыкального образования должен быть непрерывным и музыкально-эстетическое воспитание должно идти параллельно со школьным. Музыка, танцы или рисование — неотъемлемый элемент развития личности. Конечно, постигать все это трудно: всегда легче бросить, чем напрягаться. Именно поэтому любовь к искусству следует прививать с раннего возраста: человек, научившийся многому, начатое уже не бросит. Я убедился: в 8-9 лет начинать заниматься музыкой уже поздно, только единицы не бросят и добьются успеха. У меня сейчас непрерывное обучение-триада: детский сад, школа искусств, колледж культуры и искусства. И эта система идет на пользу не только детям — я как педагог очень многому научился у малышей.

   Сйчас работаю по своей программе «Музыкально-эстетическое воспитание детей в детском саду с выявлением одаренных детей для дальнейшего профессионального обучения музыке». Те, кто не станут профессиональными музыкантами, получат общие навыки домашнего музицирования. В эту программу входит владение инструментом, игра по слуху, сочинение музыки, навыки пения, игры в ансамбле — весь комплекс, необходимый развитому, гармоничному, а значит, счастливому человеку. Мы следим за судьбой выпускников нашей детской школы искусств: они легко поступают в высшие и средние учебные заведения и там ведут интересную, насыщенную жизнь.

   Н вопрос, что держит меня на работе в моем возрасте, я отвечаю: «Я не работаю, я общаюсь с детьми, играю с ними и учу получать наслаждение от музыки». Хочу в заключение привести слова Н. Юрковой, к песне которой я написал музыку:

   Дша ребенка —

    чистая слеза,

   Вней и тепло, и свет,

    и откровение.

   А искренность,

    доверчивость — в глазах,

   Иожиданье доброго

    общения.

   Пофессия моя!

    Тебе мое признанье

   Влюбви большой, бессмертной,

    бескорыстной.

   Ихоть трудна

    дорога воспитанья,

   Н это путь прямой,

    святой и чистый.

   


Юлия СЕВАСТЬЯНОВА.



назад


Яндекс.Метрика