![]() | ||||
![]() |
свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
|||
![]() |
225 | ![]() |
![]() |
|
![]() |
Четверг, 24 ноября 2005 года | |||
![]() |
Азат ТЕРЕГУЛОВ: Мы созданы, чтобы защищать интересы жильцов
Дугими словами, жилищно-коммунальная сфера стала по-настоящему рыночной — а на рынке, как известно, можно преуспеть, а можно и наоборот. К примеру, в нашем городе не все однозначно восприняли преобразования частных коммунальных предприятий в управляющие компании. И уже сегодня некоторые наблюдатели замечают противоречия между интересами таких вот управляющих компаний и интересами жителей. Н так давно администрация нашего города заявила о создании муниципальной управляющей компании. О том, зачем это было сделано и что ждет всех нас, мы попросили рассказать директора муниципальной управляющей компании Азата ТЕРЕГУЛОВА. — Азат Камильевич, начнем с начала — что нам, жителям, ждать от нового жилищного кодекса? — Новый кодекс предусматривает три способа управления многоквартирным домом. Во-первых, непосредственно собственниками помещений. Во-вторых, с помощью товарищества собственников жилья (ТСЖ), либо жилищного кооператива. И, наконец, третий путь — заключить договор с управляющей компанией. Сособ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений (жильцов). Решение принимается большинством голосов от общего числа присутствующих на данном собрании. Кк показывает практика, к первым двум формам собственники еще не готовы, процесс создания ТСЖ идет чрезвычайно вяло и в основном в новом жилье. А вот в «хрущевке», где ремонт кровли не проводился ни разу, создание ТСЖ вряд ли облегчит жизнь обитателям дома. Дмаю, что большинству горожан придется выбирать управляющую компанию. — А что такое управляющая компания? Та же служба заказчика, просто по-другому названная? — Я бы так не сказал. Принципиальное отличие состоит в том, что управляющая компания защищает интересы непосредственно жителей (собственников помещений) и представляет их в отношениях с поставщиками коммунальных услуг. Ели жители заключили с управляющей компанией договор на управление их домом, то она выбирает поставщиков и подрядчиков жилищно-коммунальных услуг для обслуживания этого дома. Она же осуществляет контроль их работы. И подотчетна управляющая компания только жителям этого дома. — Но мы привыкли, что за все происходящее в сфере ЖКХ отвечает администрация города. А что, теперь власти не могут вмешиваться в ситуацию? — Конечно, город не вправе запретить кому-либо создавать управляющие компании, да и не нужно этого делать. Когда-нибудь все ЖКХ будет управляться при помощи таких вот частных управляющих компаний. Но мы говорим о том, что сегодня, когда не до конца понятны правила игры, городские власти не могут совсем отстраниться от этой сферы. Поэтому и создана муниципальная управляющая компания, которая должна обезопасить жителей от возможных нечистоплотных игроков на рынке ЖКХ. Зконодатель исходит из того, что люди способны распорядиться своей собственностью разумно и с максимальной выгодой для себя. Горожане, безусловно, разумны, вот только собственность их далеко не идеальна. То, что предлагается сегодня, сродни шоковой терапии начала 90-х годов. Нт ничего проще, чем устраниться от всех процессов, — закон это позволяет. Но администрация исходит из того, что люди доверились ей, а значит, становиться сторонним наблюдателем нельзя. Тперь давайте вспомним, что около двадцати лет сфера ЖКХ недофинансируется. Трубы гниют, проводка ветшает, кровля худится, по блокам идут трещины. Люди зачастую живут в аварийном жилье. Все последние годы деньги в капитальные ремонты практически не вкладывались. Ичто нам предлагается сегодня? Довериться частнику, который якобы будет управлять жилищно-коммунальной сферой более эффективно. Запретить мы его не можем, но вот выйти на этот рынок и предложить людям такую альтернативу, как муниципальная управляющая компания, — в наших силах. — А все-таки, чем так страшен частник? — Здесь несколько моментов. Во-первых, одной из основных задач управляющей компании является выбор подрядчика для всех необходимых работ и контроль за этим подрядчиком. И что мы наблюдаем сегодня? Частные структуры ЖКХ, по сути, те самые подрядчики, начали называть себя управляющими компаниями. Понятно, что, получив договоры на управление домами, они сами себя наймут для производства работ и будут сами себя контролировать. Согласитесь, что это абсурдно. Ведь житель вправе требовать тот объем качественных услуг, за который он заплатил деньги. И ситуация, когда управляющая компания вместо выбора подрядчика и контроля его работы в интересах жителя сама начинает что-то ремонтировать и себя же контролировать, очень нас настораживает. Коме того, нам хотелось бы, чтобы жители имели возможность выходить на управляющую компанию с предложением о смене нерадивого подрядчика, что опять-таки невозможно при нынешних частных управляющих компаниях. Не могут же они сами от себя отказаться. В-вторых, смущает очень скромный уставный капитал этих фирм. Согласитесь, не совсем логично, когда несколько людей собирают уставный фонд в десять тысяч рублей и получают доступ к миллионам рублей собственников жилья. Чем они будут отвечать в случае банкротства? Десятью тысячами? Слабое утешение для горожан. — Давайте поподробнее поговорим о ветхо-аварийном жилье. Долгие годы люди платили за будущий капитальный ремонт. Потом эта статья из квитков об оплате коммунальных услуг пропала. И теперь мы слышим, что должны сами оплачивать прохудившуюся кровлю, к примеру. Но собрать такие деньги с жильцов дома сегодня нереально, дай бог, чтобы текущие платежи вовремя оплачивали. Что предлагается сделать? — Думаю, что сегодня следует зафиксировать по акту техническое состояние дома — оно у всех разное, требует разных вложений, и люди изначально находятся в неравных условиях. Нобходимо создать программу по капитальному ремонту и определиться с источниками финансирования. Иного выхода, кроме как привлекать для этих целей бюджетные деньги, я не вижу. И городские, и областные власти понимают эту проблему, и, скорее всего, такая программа будет принята. Так что одна из задач муниципальной управляющей компании — не «проспать» этот момент и привести в Миасс как можно большую сумму. Думаю, что вместе с администрацией города у нас это получится. Управляющая компания выбирает поставщиков и подрядчиков жилищно-коммунальных услуг для обслуживания дома, осуществляет контроль за их работой и подотчетна только жителям этого дома
Сергей ЛИХАЧЕВ.
|
назад |