Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 223 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Вторник, 22 ноября 2005 года

Всеядность вместо единомыслия?

   Открыта художественная выставка, посвященная 40-летию Дворца культуры автомобилестроителей. Не буду подробно анализировать экспозицию, выскажу только некоторые общие суждения об искусстве, нравственности, бытии.

   Н афише указано: «Выставка художников города». Необходимо отметить, что не все художники приглашались к участию; не все участники — художники. По моему мнению, художник должен быть прежде всего Гражданином, философом, социологом и только потом Мастером.

   Уастники: группа Фэ (так они себя иногда называли) под руководством С. Федосеева и приглашенные Л. Оленев и

   Ю Сиротин. В экспозиции представлены реалистическая живопись, авангард (?) и даже фотография. Жанры: пейзаж, портрет, бытовой (юмор), натюрморт и — я бы назвал — «ребусы».

   Нчну с трудного и не совсем понятного, вернее, неприемлемого мной. Похоже, главное желание членов группы Фэ — быть не похожими друг на друга. В. Матвеев со своими ангелами намного реалистичнее С. Осокина с его орнаментами из частиц человеческого тела. По-своему уникален И. Гудков (хотя и набил уже оскомину): его мир моря и гор в сферах таинственности безжизненный, покрыт блеском лакировки. Узнаваемы шутливые гномы В. Шишлова. С. Федосеев многолик, плодовит, умудряется успеть во всех жанрах и течениях.

   Н этом фоне Л. Оленев с лирическими пейзажами в свои 80 лет выглядит как ягненок — ясным и понятным. На открытии задали вопрос: «Какую мысль, идею несет пейзаж?» Пейзаж на уровне искусства передает причастность к Родине, ощущение родного пепелища, семейного очага. Но надо уметь чувствовать и изображать. Оленев умеет.

   Торчество С. Федосеева я не могу отнести к разряду искусства. В пейзажах — условном, в коричневой тональности, и реалистическом, с козами, — нет настроения природы, волнующего душу. Красив, наряден «Портрет в старом костюме». Глаза дамы выразительны, взгляд надменно равнодушен — есть характер! Но завершению художественного образа (а это цель искусства) мешает несоответствие современной женщины ее дорогому старинному наряду. Шутка, маскарад, мечта? Стоило ли труда?! Бутафорская праздность «Осенней тройки» удручает: неужели еще мало игры, развлечений, праздности в искусстве, в СМИ и... горя в жизни?! Федосеев (как и его товарищи по группе Фэ) — способный творческий человек, но, считаю, он до сих пор не нашел себя. Допускаю, он знает, что путь художника труден, и идет по более легкому.

   Оганизаторы выставки, похоже, случайно, по дружбе, включили в экспозицию фотографии С. Малкова. Не буду их оценивать, замечу лишь, что фотография все более вытесняет живопись из общественной жизни, а живопись все более уходит в область антиквариата, роскоши, украшения.

   Вдно, что в группе есть свои идеологи, они призывают: «Важен, интересен сам процесс творчества — радуйтесь, наслаждайтесь!» Верно, творчество — великая радость! Но она хиреет, умирает, если творец забывает, ради чего он творит, — наступает «пир во время чумы». Искусство, как ни изощряйся, — явление общественное, ради народа, человечества. Те же идеологи утверждают: нужен новый взгляд на старый мир. Мир, к счастью, мало изменился по сути. Люди, их просвещенная часть, уже тысячи лет назад знали верные принципы бытия, создавали прекрасные архитектуру и произведения искусства. И взгляды были разные, с избытком.

   Н кто знает истину?! Зачем напрягаться, когда можно жить весело, дурачиться и дурачить? Что есть подлинное искусство? Во всяком случае, это поиск истины, а не изобретение ребусов, загадок. Мир полон тайн. Истинный смысл жизни, похоже, недоступен человеку, но познание мира, особенно мира человека, — достойный вариант смысла жизни и искусства.

   


А. УШКОВ, фотохудожник.



назад


Яндекс.Метрика