свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
223 | ||||
Вторник, 22 ноября 2005 года | ||||
Всеядность вместо единомыслия? Открыта художественная выставка, посвященная 40-летию Дворца культуры автомобилестроителей. Не буду подробно анализировать экспозицию, выскажу только некоторые общие суждения об искусстве, нравственности, бытии. Н афише указано: «Выставка художников города». Необходимо отметить, что не все художники приглашались к участию; не все участники — художники. По моему мнению, художник должен быть прежде всего Гражданином, философом, социологом и только потом Мастером. Уастники: группа Фэ (так они себя иногда называли) под руководством С. Федосеева и приглашенные Л. Оленев и Ю Сиротин. В экспозиции представлены реалистическая живопись, авангард (?) и даже фотография. Жанры: пейзаж, портрет, бытовой (юмор), натюрморт и — я бы назвал — «ребусы». Нчну с трудного и не совсем понятного, вернее, неприемлемого мной. Похоже, главное желание членов группы Фэ — быть не похожими друг на друга. В. Матвеев со своими ангелами намного реалистичнее С. Осокина с его орнаментами из частиц человеческого тела. По-своему уникален И. Гудков (хотя и набил уже оскомину): его мир моря и гор в сферах таинственности безжизненный, покрыт блеском лакировки. Узнаваемы шутливые гномы В. Шишлова. С. Федосеев многолик, плодовит, умудряется успеть во всех жанрах и течениях. Н этом фоне Л. Оленев с лирическими пейзажами в свои 80 лет выглядит как ягненок — ясным и понятным. На открытии задали вопрос: «Какую мысль, идею несет пейзаж?» Пейзаж на уровне искусства передает причастность к Родине, ощущение родного пепелища, семейного очага. Но надо уметь чувствовать и изображать. Оленев умеет. Торчество С. Федосеева я не могу отнести к разряду искусства. В пейзажах — условном, в коричневой тональности, и реалистическом, с козами, — нет настроения природы, волнующего душу. Красив, наряден «Портрет в старом костюме». Глаза дамы выразительны, взгляд надменно равнодушен — есть характер! Но завершению художественного образа (а это цель искусства) мешает несоответствие современной женщины ее дорогому старинному наряду. Шутка, маскарад, мечта? Стоило ли труда?! Бутафорская праздность «Осенней тройки» удручает: неужели еще мало игры, развлечений, праздности в искусстве, в СМИ и... горя в жизни?! Федосеев (как и его товарищи по группе Фэ) — способный творческий человек, но, считаю, он до сих пор не нашел себя. Допускаю, он знает, что путь художника труден, и идет по более легкому. Оганизаторы выставки, похоже, случайно, по дружбе, включили в экспозицию фотографии С. Малкова. Не буду их оценивать, замечу лишь, что фотография все более вытесняет живопись из общественной жизни, а живопись все более уходит в область антиквариата, роскоши, украшения. Вдно, что в группе есть свои идеологи, они призывают: «Важен, интересен сам процесс творчества — радуйтесь, наслаждайтесь!» Верно, творчество — великая радость! Но она хиреет, умирает, если творец забывает, ради чего он творит, — наступает «пир во время чумы». Искусство, как ни изощряйся, — явление общественное, ради народа, человечества. Те же идеологи утверждают: нужен новый взгляд на старый мир. Мир, к счастью, мало изменился по сути. Люди, их просвещенная часть, уже тысячи лет назад знали верные принципы бытия, создавали прекрасные архитектуру и произведения искусства. И взгляды были разные, с избытком. Н кто знает истину?! Зачем напрягаться, когда можно жить весело, дурачиться и дурачить? Что есть подлинное искусство? Во всяком случае, это поиск истины, а не изобретение ребусов, загадок. Мир полон тайн. Истинный смысл жизни, похоже, недоступен человеку, но познание мира, особенно мира человека, — достойный вариант смысла жизни и искусства.
А. УШКОВ, фотохудожник.
|
назад |