свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
221 | ||||
Пятница, 18 ноября 2005 года | ||||
Нескучная история Миасса 24 ноября Миасский городской краеведческий музей празднует свое 85-летие. Все торжества работники этого культурного учреждения, как правило, приурочивают ко дню рождения города, вместе с которым музей пережил все катаклизмы, войны и революции. — Создание музея мы связываем с притоком интеллигенции в наш город, — говорит главный хранитель фондов Наталья Асташова. — У истоков стояли ученые Москвы и Санкт-Петербурга, организовавшие в 1918 году Общество изучения местного края. З прошедшие десятилетия здесь собрана не только история города, но и всей миасской земли, начиная со времен мамонтов и шерстистых носорогов. Все интересное из других краев тоже появляется здесь: кроме шести залов своих экспозиций, музей регулярно принимает гостей — частные коллекции энтузиастов. — Мы не устаем удивляться, — продолжает рассказ Наталья Леонидовна, — как один человек скрупулезно собирает тысячи предметов. Сейчас у нас выставлена экспозиция Рауля Саматова, педагога из сельской школы под Уфой. В ней две тысячи экспонатов морской тематики — первые попали к нему, когда он в юности служил матросом на Кубе. Миасцы до сих пор вспоминают уникальную коллекцию музыкальных инструментов со всего мира, гостившую у нас год назад. Псетителям запоминаются не только сами экспонаты, но и то, как их подают и обыгрывают работники музея: показ коллекций превращается в театрализованный праздник с участием самих посетителей. На выставке работ художника Никольского детям раздали кисти и акварель и провели мастер-класс; на Дне птиц школьники постигали мастерство оригами; на празднике Пасхи освоили технологию славянской писанки. Каеведческий музей давно стал центром не только культурной, но просто интересной и насыщенной жизни. Правда, чаще всего на музейные праздники попадают ребята из трех старгородских школ: из-за протяженности нашего города проезд с пересадками обходится дороже входного билета. — Сейчас много говорится о воспитании патриотизма, порядком пошатнувшегося в период «капиталистической революции», — говорит научный сотрудник Алла Овчинникова. — Ни растить патриотов, ни изучать историю не получится без эмоциональной основы — любви и интереса к родному краю. Наш музей более чем полезен и интересен всем миасцам и гостям города, и посещаемость музея была бы выше, если бы не его расположение. Сами работники музея на дорогу тратят как минимум четвертую часть заработка. Этот вопрос поднимался с застойных времен: музею нужен филиал — выставочный зал на автозаводе или в машгородке. Строительство здания для музея в районе вокзала было запланировано на 12-ю пятилетку. Конечно, выходим из положения: «идем в народ», организуем передвижные выставки в школах, библиотеках. В последнее время остро чувствуем невнимание «свыше». Позапрошлый мэр совершал объезды культурных учреждений города ежемесячно, был в курсе наших проблем, и они в какой-то мере решались. Нынешние отцы города и управление культуры появляются у нас редко — только в сопровождении высоких гостей. Да и методисты предпочитают руководить нами по телефону. Кк и любое учреждение культуры, музей постоянно сталкивается с нехваткой средств. Уникальные экспонаты теряются на фоне вышарканных полов и линялых штор. Есть проблемы и похуже: хранилищам положен особый температурный режим и кондиционеры. О самоокупаемости музея говорить сложно: все же у учреждения не развлекательная, а научно-познавательная специфика. Сйчас музею очень не хватает художника, чтобы при оформлении не пропадали атмосфера, эмоции — без этой основы информация не усваивается. В других городах с местными краеведческими музеями сотрудничают именитые мастера. Иногда на резном столике конца позапрошлого века стоит старинный телефонный аппарат — настроение создано, основа для изучения эпохи заложена, экспонаты уже не просто вещицы в пыльных витринах, а свидетели и участники прошлой жизни. — С приобретением экспонатов сейчас тоже много сложностей, — рассказывает Алла Овчинникова. — Еще не так давно люди сами дарили нам предметы старины, теперь же все поставлено на коммерческую основу. Между тем мы часто выбрасываем вещи, которые лишь на первый взгляд не представляют никакой ценности. Детям уже в диковинку медные «пятаки» и «двушки» доперестроечных времен, с которыми выросло поколение старшего и среднего возраста; уже становится раритетом ненужная бабушкина мебель. А с каким любопытством мы рассматриваем на фотографиях наряды пятидесятых, шестидесятых годов! Сотрудники нашего музея сейчас собирают бытовую технику, мебель, образцы документов середины двадцатого века. Пройдет лет пятьдесят, и все эти вещи будут поистине бесценны. Хочу обратиться к горожанам: не жалейте для музея, для ваших будущих детей и внуков того, что, на ваш взгляд, безнадежно устарело. Приходите к нам — будем делать историю вместе.
Юлия СЕВАСТЬЯНОВА.
|
назад |