свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
196 | ||||
Среда, 12 октября 2005 года | ||||
«Бюджетная каша» Как сделать так, чтобы ее хватило всем В комитетах администрации и депутатских комиссиях идет незаметный для большинства горожан анализ исполнения бюджета за последние месяцы и планирование финансовой жизни города на следующий год. Между тем, «незаметная» работа над бюджетом во властных коридорах имеет вполне явное воплощение в освещенности улиц, в количестве благоустроенных дворов, в качестве питания в детских садах и больницах. Т, что финансовое здоровье города не в лучшей форме, лишний раз продемонстрировал недавний случай, когда для сбора необходимой суммы на выплату долгов газовикам пришлось «зачистить» (обещают, что временно) большинство расходных статей: от ремонта дорог до программы энергосбережения. Кк показывает анализ исполнения бюджета за первое полугодие, на территории Миасса было собрано доходов на 158 миллионов рублей больше, чем в первом полугодии прошлого года. Но только 23 процента от полученных более чем 800 миллионов поступили в бюджет округа. Все остальное ушло в областной и федеральный бюджеты. По статистике, за последние три года сумма отчислений, остающаяся в нашем городе, ежегодно уменьшается в среднем на десять процентов (см. график 1). Из 820 миллионов рублей, заработанных трудом миасцев, городу оставили только 190. Еще 217 миллионов были добавлены из областного бюджета. Как видно из графика 2, сегодня город обеспечивает свои потребности собственными силами меньше чем наполовину, и без областного финансирования нам пришлось бы совсем туго. Квозрастающей зависимости от областного бюджета добавьте «гири» от долгов на сумму почти в 200 миллионов рублей, накопленных муниципальными предприятиями. А еще растет недоимка по налогам, превысившая 30 миллионов рублей (значительную часть ее составляют долги по земельному налогу и арендной плате за пользование муниципальным имуществом). Витоге получается, что чаще всего мы не то что объемные вопросы, например, по водоснабжению, не способны решить, но даже не можем в полном объеме профинансировать питание в детских садах, социальном приюте, больницах. Рзрыв между желаемым и возможным город до сих пор пытается покрыть прежде всего за счет роста тарифов и различных платных услуг. Так, тарифы на горячее и холодное водоснабжение, отопление увеличились более чем на треть; тарифы на обслуживание лифтов, содержание жилья, вывоз твердых бытовых отходов — на четверть. Стоимость льготных проездных — на 60-100 процентов. Родительская плата в дошкольных образовательных учреждениях выросла на 11-25 процентов, а тарифы на помывку в городских банях — на 25-80 процентов. Пи этом доходы горожан все чаще не успевают угнаться за ростом коммунальных тарифов и расценок на услуги социальной сферы. К вечной задолженности по ЖКХ добавляется задолженность по родительской плате, превысившая 300 тысяч рублей. И все чаще встает вопрос о предоставлении льгот по ее уплате. Н спасает ситуацию и приватизация части муниципального имущества. За первое полугодие от продажи десяти объектов в бюджет поступили 15 миллионов рублей, что в общей сумме не так уж и много. Но здесь, по крайней мере, администрации уже не придется нести затраты на содержание этих помещений, и сэкономленные средства можно направить на закрытие других «прорех». Плучается, что срочно необходим новый инструмент, новая «ложка» для пополнения бюджетного «горшка», из которого каши хватит на всех горожан. К повышению тарифов и росту цен на услуги необходимо добавить стратегическое планирование. К вопросу «На сколько поднять стоимость помывки в бане?» должен добавиться вопрос «А что сделать в целом с банным комплексом, да так, чтобы и бани работали, и стоимость их услуг была не заоблачной?» Вопрос с составлением очередного списка на продажу имущества в следующем году должен соседствовать с программой повышения эффективности от использования муниципальной собственности. Социальная сфера должна научиться не только тратить, но и зарабатывать средства (опять же расценки на свои услуги здесь надо устанавливать с умом, с учетом платежеспособности населения). Ели власть сумеет справиться с этим вызовом времени, состыковав между собой текущее финансовое и долгосрочное планирование, то у Миасса появится шанс начать выползать из долговой ямы к финансовой самостоятельности. Но основу необходимо закладывать уже сейчас. Тогда и каши хватит на всех, и будет она не только на воде, но и на молоке. Сответственно, как «потопаем» сейчас над бюджетом, так и «полопаем» в следующем году.
Константин НЕДОПЕКИН.
|
назад |