свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
189 | ||||
Суббота, 1 октября 2005 года | ||||
Иван РУДАКОВ: Школа не терпит брака! В эти дни школа № 10 отмечает свой 30-летний юбилей. И почти 20 лет руководит ею отличник народного образования России Иван РУДАКОВ. Сегодня он отвечает на наши вопросы. — Иван Анатольевич, уже 4 года школы живут под знаком ЕГЭ, и каждый год по его итогам ваше учебное заведение одно из лучших в городе. В чем секрет качественного образования? — У нас действительно хорошие результаты: в этом году, к примеру, 60 процентов выпускников поступили в вузы на бюджетной основе. Больше половины ребят учатся на 4 и 5, а по итогам ЕГЭ школа заняла второе место в городе. Думаю, основа этих успехов — стабильный профессиональный коллектив. Средний возраст учителей — 42 года — это, кстати, самый расцвет творчества. Все они подвижники, работают по призванию, ведь школа не терпит брака! Главный наш постулат — любить детей. Вавгусте мы по традиции согласовываем учебные планы по параллелям и предметам. Горячо их обсуждаем, бывает, ссоримся, но именно в споре и рождается истина. Вы посмотрите, наши школы дожили до того, что зачастую каждый класс занимается по разным программам и учебникам. А должны быть единое планирование, взаимозаменяемость — демократия демократией, но не нужно забывать, что госстандарт никто не отменял. — Вы сказали, что у вас нет кадровой проблемы. Как удается сохранить такую стабильность? — Мы уже лет восемь не набираем новых педагогов. И, думаю, немаловажную роль в отсутствии текучки кадров играют социальные гарантии, условия труда и, наконец, здоровый микроклимат. Я ценю людей за их отношение к делу, никогда не унижу учителя, потому что прежде всего уважаю его, хотя и спрашиваю жестко. Уверен, что авторитарный метод руководства плодов не дает и с людьми обязательно нужно советоваться. Да и не одной работой жив учитель, поэтому мы стараемся больше времени проводить вместе, одной семьей переживая удачи и неудачи. — Ваше отношение к ЕГЭ? — По-моему, мы уже привыкли к нему. Это объективная оценка знаний. Только я бы хотел, чтобы учителя распределялись по пунктам сдачи ЕГЭ, а не дети — им лучше сдавать экзамен в родных стенах. И вообще я считаю, что ЕГЭ нужен не как единственная, а как альтернативная форма аттестации. — Сейчас в современном образовании взят ориентир на профильное обучение. Вы в первых рядах? — Я убежден, что в наш век новых технологий должна быть узкая специализация — это основа будущего образования. Невозможно все предметы знать в полном объеме, поэтому и нужны профили. Но к ним надо подходить осторожно. В нашей школе организован профильный класс по математике и информатике. Все ринулись туда записываться, а когда позанимались, поняли, что многим такая специализация ни к чему и стали просить перевести в обычный общеобразовательный класс. Важно понять, что времена колхозов прошли даже в школе. Коме того, обязательно планирование востребованности профессий, знание рейтинга специальностей по России, ведь, по статистике, 70 процентов выпускников уезжают из Миасса. У нас хорошие связи с вузами — ЧелГУ, ЮУрГУ, институтом культуры и даже с МГУ (в этом году пятеро ребят поступили на бюджет в центральный вуз страны). Поэтому бесспорно нужно уметь направлять детей, объединять их по интересам. — Школа № 10 одной из первых, еще более 10 лет назад, перешла на самостоятельный баланс. Решение было правильным? — Несомненно. Самостоятельный баланс — это оснащенность на порядок выше. Мы чувствуем себя хозяевами, знаем свой бюджет, каждую заработанную копеечку тратим на то, что нужно. Сдаем свободные площади в аренду, продаем продукцию, которую делают ученики 5-11 классов на уроках труда, — стульчики, лопатки; вроде бы мелочь, а нигде не купишь. С родителей денег практически не собираем благодаря умению зарабатывать — только на охрану школы. Все кабинеты оборудованы новой мебелью (кстати, ремонтируем ее сами, с ребятами, чтобы исключить потребительское отношение), с помощью города оснащены новым методическим материалом (до недавних пор занимались по картам еще с границами СССР!). — Иван Анатольевич, вы учитель физкультуры, и, наверное, отношение к здоровьесбережению у вас особенное? — Я бы сказал, нормальное отношение. Привычку быть здоровым надо вырабатывать с детства. Учащиеся начального звена обязательно занимаются в бассейне — а то мы совсем забыли, что плавание есть в школьной программе. Живем в краю озер, а плавать не умеем! Чтобы сформировать в ребятах умение отдыхать интересно и с пользой, мы довольно часто проводим Дни здоровья, организовываем турслеты. Немаловажным считаю в вопросе сбережения здоровья и качество школьного питания — обеды должны быть сытными и вкусными. Пришлось сменить три бригады поваров, чтобы добиться желаемого результата. Теперь у нас только выпечки 10-12 видов, не говоря уже об остальном. — Как вы относитесь к тому, что в первом классе сейчас не ставят оценки? — Положительно. Детям противопоказана резкая смена режима, им нужна комфортная обстановка. Год без оценок дает им время привыкнуть к новым условиям, адаптироваться. Не надо забывать, что обучение должно быть радостью, и эту радость должен создать учитель.
Людмила ЗАНЬКО.
|
назад |