Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 179 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Пятница, 16 сентября 2005 года

«Золотой юбилей» морского ракетостроения

   16 сентября 1955 года в Советском Союзе впервые в мире был произведен пуск баллистической ракеты с подводной лодки. Этот день навсегда вошел в историю нашей страны как день рождения стратегического оружия Военно-Морского Флота — баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ).

   В1945 году в СССР была принята первая послевоенная кораблестроительная программа 1946-1955 гг., которая наряду с большим количеством надводных кораблей предусматривала строительство и сдачу Военно-Морскому флоту 367 подводных лодок. Первой послевоенной дизель-электрической подводной лодкой стала лодка проекта 613, а в 1953 году вошла в строй и большая океанская дизель-электрическая лодка проекта 611, при создании которой отечественные конструкторы использовали опыт германских кораблестроителей.

   Вэти же годы в нашей стране получило развитие принципиально новое мощное оружие — баллистические ракеты. Естественно, встал вопрос о возможности использования их на флоте. Наиболее целесообразным было признано вооружить ими подводные лодки. И вот почему. Внедрение нового оружия открывало новое направление и в подводном кораблестроении, придавая подводным лодкам новое назначение при сохранении их основного свойства — незаметности и неуязвимости. Ранее основным назначением подводных лодок являлось нанесение торпедных ударов по вражеским кораблям и транспортным судам (вспомним хотя бы подвиги легендарного подводника второй мировой войны Героя Советского Союза Александра Ивановича Маринеско), а также прикрытие своих конвоев на океанских путях. При вооружении баллистическими ракетами основной задачей подводных лодок становилось нанесение (или угроза нанесения) ударов по военно-морским базам, портам, крупным промышленным и административным центрам противника, расположенным как на побережье, так и в глубине материка.

   Светское правительство для реализации этого нового, совсем не изведанного направления в кораблестроении утвердило ЦКБ-16 (ныне санкт-петербургское предприятие «Малахит») головным предприятием. Было принято решение применить первую наземную оперативно-тактическую ракету

   Р11М на долгохранимом жидком топливе, созданную в подмосковном ОКБ-1 НИИ-88 (ныне ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени академика

   С П. Королева), но в морском исполнении — Р-11ФМ.

   Ркета Р-11М предназначалась для стрельбы с наземных, фиксированных стартовых установок (площадок). Условия стрельбы с корабля принципиально отличны от наземных, не говоря уже об условиях хранения и обслуживания ракет на подводной лодке. Особо следует подчеркнуть, что стрельба с «подвижного» и «качающегося» основания являлась очень сложной инженерной задачей как для конструкторов-кораблестроителей, так и для ракетчиков.

   Вчисле первоочередных стояли также вопросы исследования влияния газовой струи стартующей ракеты на элементы конструкции и жизненно важные устройства подводной лодки (антенны, перископы), расположенные в непосредственной близости от места старта.

   В1954 году (официальное начало работ — январь) были проведены пуски с качающегося стенда, который имитировал бортовую качку и рыскание подводной лодки. Испытания проводились на полигоне «Капустин Яр» (Астраханская область) и завершились положительными результатами.

   Она из дизель-электрических подводных лодок проекта 611, заложенная на ленинградском заводе «Судомех», была достроена на заводе № 402 (ныне Северное машиностроительное предприятие — г. Северодвинск, Архангельской области) по проекту В611. В рубке лодки были оборудованы две диаметрально расположенные пусковые шахты для ракет, стрельба которыми должна осуществляться с верхнего среза шахты.

   Вначале сентября 1955 года переоборудование, швартовные и ходовые испытания лодки были завершены. Подводная лодка Северного Флота с оперативно-тактическим номером Б-67, которой командовал капитан второго ранга Ф. И. Козлов, была полностью готова к первому ракетному пуску.

   Рнним утром 16 сентября подводная лодка вышла в море. Несмотря на свою огромную занятость решением ракетно-космических проблем тех лет, Сергей Павлович Королев лично руководил испытаниями с борта субмарины. Рядом с ним находился главный конструктор лодки Николай Никитич Исанин. Вскоре лодка пришла на стартовую позицию полигона в Белом море. И вот после королевской команды «Пуск!» в 17 часов 32 минуты состоялся первый в мире старт баллистической ракеты с подводной лодки. Успешный пуск доказал, что морской вариант сухопутной ракеты Р-11ФМ оказался удачным.

   Тк был завершен огромный новаторский труд ракетчиков, кораблестроителей и военных моряков-североморцев по созданию первой морской баллистической ракеты и первой, в то время экспериментальной, подводной лодки-ракетоносца. Два великих конструктора — академики

   С П. Королев и Н. Н. Исанин — блестяще выполнили сложнейшую техническую задачу, совершили настоящий научный подвиг, заложив основы создания ракетно-ядерного щита нашей Родины.

   Звершение разработки ракеты Р-11ФМ, организация ее серийного производства и, как следствие, морское направление ракетостроения были переданы С. П. Королевым своему ученику Виктору Петровичу Макееву, назначенному в том же году в тридцатилетнем возрасте главным конструктором Уральского Специального конструкторского бюро (СКБ-385, впоследствии — Конструкторское бюро машиностроения, ныне Государственный ракетный центр «КБ им. академика В. П. Макеева»). Все последующие морские баллистические ракеты и стратегические ракетные комплексы, а также их модификации, принятые на вооружение по 1986 год, созданы под руководством главного (генерального) конструктора академика В. П. Макеева.

   Првая морская баллистическая ракета Р-11ФМ была принята на вооружение в феврале 1959 года (ракетный комплекс Д-1) и размещена на дизель-электрических подводных лодках проекта АВ611 и проекта 629.

   Кллективу Конструкторского бюро машиностроения предстояло решить следующую первоочередную задачу морского ракетостроения: реализовать пуск баллистической ракеты из подводного положения ракетоносца, которая была поставлена в опытно-конструкторской разработке ракетного комплекса Д-4 с ракетой Р-21.

   Были предусмотрены и успешно проведены этапы летно-конструкторских испытаний с плавстенда и экспериментальной подводной лодки, являющиеся следствием главной особенности морского ракетостроения — реализации подводного старта. Основная задача этапов — убедительно доказать безопасность пуска ракет для обитаемого объекта, которым является подводная лодка.

   Ипытания проводились пусками экспериментальных ракет, при этом на плавстенде и экспериментальной подводной лодке воспроизводились натурные условия по ракетной шахте и пусковой установке. Экспериментальная ракета соответствовала штатной по массогабаритным характеристикам, стыкам с пусковой установкой и системами лодки, но отличалась уменьшенным временем работы штатного маршевого двигателя. Время работы определялось из условия воспроизведения и отработки участков движения ракеты в шахте, в воде, на переходном участке «вода-атмосфера» и на начальном воздушном участке полета. Уменьшенное время работы реализовывалось командой от системы управления и дублировалось малым количеством одного из компонентов топлива (окислителя).

   Оновную нагрузку в отработке несли испытания с плавстенда (8 пусков), на котором воспроизводились практически все стартовые условия. Испытания с экспериментальной (проекта 613 — 3 пуска) и штатной (проекта 629А — 1 пуск) подводных лодок продемонстрировали безопасность при старте с движущейся подводной лодки и сделали доказательным допустимость перехода к испытаниям ракетного комплекса Д-4 пусками ракет Р-21 с головной подводной лодки проекта 629А. Стрельба производилась из затопленной шахты подводной лодки. Четырехкамерный маршевый двигатель запускался в воздушный объем, образованный кормовой частью ракеты и пусковым столом. В ракете была применена специальная герметизация отсеков, электроразъемов, кабелей и арматуры для исключения попадания морской воды.

   Пложительные результаты летно-конструкторских испытаний с плавстенда и подводных лодок во многом способствовали успешному завершению опытно-конструкторской разработки и принятию на вооружение ВМФ ракетного комплекса Д-4 с баллистическими ракетами Р-21, стартующими из подводного положения дизель-электрических и атомных ракетоносцев.

   Н это было уже в мае 1963 года.

   Ранним утром 16 сентября в 17 часов 32 минуты состоялся первый в мире старт баллистической ракеты с подводной лодки. Успешный пуск доказал, что морской вариант сухопутной ракеты Р-11ФМ оказался удачным

   Первая морская баллистическая ракета Р-11ФМ была принята на вооружение в феврале 1959 года (ракетный комплекс Д-1) и размещена на дизель-электрических подводных лодках проекта АВ611 и проекта 629

   Стрельба производилась из затопленной шахты подводной лодки. Четырехкамерный маршевый двигатель запускался в воздушный объем, образованный кормовой частью ракеты и пусковым столом. В ракете была применена специальная герметизация отсеков, электроразъемов, кабелей и арматуры для исключения попадания морской воды

   * * *

   Вэти дни в Санкт-Петербурге на предприятии «Малахит» проходит научно-техническая конференция «ХII Макеевские чтения», посвященная 50-летию первого пуска баллистической ракеты с подводной лодки, в которой принимают участие специалисты Государственного ракетного центра «КБ им. академика В. П. Макеева» во главе с генеральным конструктором В. Г. Дегтярем.

   


Юрий Каверин, главный конструктор, доктор технических наук.



назад


Яндекс.Метрика