![]() | ||||
![]() |
свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
|||
![]() |
179 | ![]() |
![]() |
|
![]() |
Пятница, 16 сентября 2005 года | |||
![]() |
«Золотой юбилей» морского ракетостроения
В1945 году в СССР была принята первая послевоенная кораблестроительная программа 1946-1955 гг., которая наряду с большим количеством надводных кораблей предусматривала строительство и сдачу Военно-Морскому флоту 367 подводных лодок. Первой послевоенной дизель-электрической подводной лодкой стала лодка проекта 613, а в 1953 году вошла в строй и большая океанская дизель-электрическая лодка проекта 611, при создании которой отечественные конструкторы использовали опыт германских кораблестроителей. Вэти же годы в нашей стране получило развитие принципиально новое мощное оружие — баллистические ракеты. Естественно, встал вопрос о возможности использования их на флоте. Наиболее целесообразным было признано вооружить ими подводные лодки. И вот почему. Внедрение нового оружия открывало новое направление и в подводном кораблестроении, придавая подводным лодкам новое назначение при сохранении их основного свойства — незаметности и неуязвимости. Ранее основным назначением подводных лодок являлось нанесение торпедных ударов по вражеским кораблям и транспортным судам (вспомним хотя бы подвиги легендарного подводника второй мировой войны Героя Советского Союза Александра Ивановича Маринеско), а также прикрытие своих конвоев на океанских путях. При вооружении баллистическими ракетами основной задачей подводных лодок становилось нанесение (или угроза нанесения) ударов по военно-морским базам, портам, крупным промышленным и административным центрам противника, расположенным как на побережье, так и в глубине материка. Светское правительство для реализации этого нового, совсем не изведанного направления в кораблестроении утвердило ЦКБ-16 (ныне санкт-петербургское предприятие «Малахит») головным предприятием. Было принято решение применить первую наземную оперативно-тактическую ракету Р11М на долгохранимом жидком топливе, созданную в подмосковном ОКБ-1 НИИ-88 (ныне ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени академика С П. Королева), но в морском исполнении — Р-11ФМ. Ркета Р-11М предназначалась для стрельбы с наземных, фиксированных стартовых установок (площадок). Условия стрельбы с корабля принципиально отличны от наземных, не говоря уже об условиях хранения и обслуживания ракет на подводной лодке. Особо следует подчеркнуть, что стрельба с «подвижного» и «качающегося» основания являлась очень сложной инженерной задачей как для конструкторов-кораблестроителей, так и для ракетчиков. Вчисле первоочередных стояли также вопросы исследования влияния газовой струи стартующей ракеты на элементы конструкции и жизненно важные устройства подводной лодки (антенны, перископы), расположенные в непосредственной близости от места старта. В1954 году (официальное начало работ — январь) были проведены пуски с качающегося стенда, который имитировал бортовую качку и рыскание подводной лодки. Испытания проводились на полигоне «Капустин Яр» (Астраханская область) и завершились положительными результатами. Она из дизель-электрических подводных лодок проекта 611, заложенная на ленинградском заводе «Судомех», была достроена на заводе № 402 (ныне Северное машиностроительное предприятие — г. Северодвинск, Архангельской области) по проекту В611. В рубке лодки были оборудованы две диаметрально расположенные пусковые шахты для ракет, стрельба которыми должна осуществляться с верхнего среза шахты. Вначале сентября 1955 года переоборудование, швартовные и ходовые испытания лодки были завершены. Подводная лодка Северного Флота с оперативно-тактическим номером Б-67, которой командовал капитан второго ранга Ф. И. Козлов, была полностью готова к первому ракетному пуску. Рнним утром 16 сентября подводная лодка вышла в море. Несмотря на свою огромную занятость решением ракетно-космических проблем тех лет, Сергей Павлович Королев лично руководил испытаниями с борта субмарины. Рядом с ним находился главный конструктор лодки Николай Никитич Исанин. Вскоре лодка пришла на стартовую позицию полигона в Белом море. И вот после королевской команды «Пуск!» в 17 часов 32 минуты состоялся первый в мире старт баллистической ракеты с подводной лодки. Успешный пуск доказал, что морской вариант сухопутной ракеты Р-11ФМ оказался удачным. Тк был завершен огромный новаторский труд ракетчиков, кораблестроителей и военных моряков-североморцев по созданию первой морской баллистической ракеты и первой, в то время экспериментальной, подводной лодки-ракетоносца. Два великих конструктора — академики С П. Королев и Н. Н. Исанин — блестяще выполнили сложнейшую техническую задачу, совершили настоящий научный подвиг, заложив основы создания ракетно-ядерного щита нашей Родины. Звершение разработки ракеты Р-11ФМ, организация ее серийного производства и, как следствие, морское направление ракетостроения были переданы С. П. Королевым своему ученику Виктору Петровичу Макееву, назначенному в том же году в тридцатилетнем возрасте главным конструктором Уральского Специального конструкторского бюро (СКБ-385, впоследствии — Конструкторское бюро машиностроения, ныне Государственный ракетный центр «КБ им. академика В. П. Макеева»). Все последующие морские баллистические ракеты и стратегические ракетные комплексы, а также их модификации, принятые на вооружение по 1986 год, созданы под руководством главного (генерального) конструктора академика В. П. Макеева. Првая морская баллистическая ракета Р-11ФМ была принята на вооружение в феврале 1959 года (ракетный комплекс Д-1) и размещена на дизель-электрических подводных лодках проекта АВ611 и проекта 629. Кллективу Конструкторского бюро машиностроения предстояло решить следующую первоочередную задачу морского ракетостроения: реализовать пуск баллистической ракеты из подводного положения ракетоносца, которая была поставлена в опытно-конструкторской разработке ракетного комплекса Д-4 с ракетой Р-21. Были предусмотрены и успешно проведены этапы летно-конструкторских испытаний с плавстенда и экспериментальной подводной лодки, являющиеся следствием главной особенности морского ракетостроения — реализации подводного старта. Основная задача этапов — убедительно доказать безопасность пуска ракет для обитаемого объекта, которым является подводная лодка. Ипытания проводились пусками экспериментальных ракет, при этом на плавстенде и экспериментальной подводной лодке воспроизводились натурные условия по ракетной шахте и пусковой установке. Экспериментальная ракета соответствовала штатной по массогабаритным характеристикам, стыкам с пусковой установкой и системами лодки, но отличалась уменьшенным временем работы штатного маршевого двигателя. Время работы определялось из условия воспроизведения и отработки участков движения ракеты в шахте, в воде, на переходном участке «вода-атмосфера» и на начальном воздушном участке полета. Уменьшенное время работы реализовывалось командой от системы управления и дублировалось малым количеством одного из компонентов топлива (окислителя). Оновную нагрузку в отработке несли испытания с плавстенда (8 пусков), на котором воспроизводились практически все стартовые условия. Испытания с экспериментальной (проекта 613 — 3 пуска) и штатной (проекта 629А — 1 пуск) подводных лодок продемонстрировали безопасность при старте с движущейся подводной лодки и сделали доказательным допустимость перехода к испытаниям ракетного комплекса Д-4 пусками ракет Р-21 с головной подводной лодки проекта 629А. Стрельба производилась из затопленной шахты подводной лодки. Четырехкамерный маршевый двигатель запускался в воздушный объем, образованный кормовой частью ракеты и пусковым столом. В ракете была применена специальная герметизация отсеков, электроразъемов, кабелей и арматуры для исключения попадания морской воды. Пложительные результаты летно-конструкторских испытаний с плавстенда и подводных лодок во многом способствовали успешному завершению опытно-конструкторской разработки и принятию на вооружение ВМФ ракетного комплекса Д-4 с баллистическими ракетами Р-21, стартующими из подводного положения дизель-электрических и атомных ракетоносцев. Н это было уже в мае 1963 года. Ранним утром 16 сентября в 17 часов 32 минуты состоялся первый в мире старт баллистической ракеты с подводной лодки. Успешный пуск доказал, что морской вариант сухопутной ракеты Р-11ФМ оказался удачным Первая морская баллистическая ракета Р-11ФМ была принята на вооружение в феврале 1959 года (ракетный комплекс Д-1) и размещена на дизель-электрических подводных лодках проекта АВ611 и проекта 629 Стрельба производилась из затопленной шахты подводной лодки. Четырехкамерный маршевый двигатель запускался в воздушный объем, образованный кормовой частью ракеты и пусковым столом. В ракете была применена специальная герметизация отсеков, электроразъемов, кабелей и арматуры для исключения попадания морской воды * * * Вэти дни в Санкт-Петербурге на предприятии «Малахит» проходит научно-техническая конференция «ХII Макеевские чтения», посвященная 50-летию первого пуска баллистической ракеты с подводной лодки, в которой принимают участие специалисты Государственного ракетного центра «КБ им. академика В. П. Макеева» во главе с генеральным конструктором В. Г. Дегтярем.
Юрий Каверин, главный конструктор, доктор технических наук.
|
назад |