свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
172 | ||||
Среда, 7 сентября 2005 года | ||||
Выборы в ЗСО: что почем? Менее чем через пару-тройку недель стартует избирательная кампания по выборам депутатов Законодательного собрания Челябинской области. И хотя пока определен только день финиша (25 декабря), а дата начала избирательной кампании будет названа на ближайшей сессии, неофициально выборы уже стартовали. Осталось только понять правила игры. Кк мы уже сообщали ранее, под влиянием Москвы региональное выборное законодательство было существенно перекроено. Результаты перестройки выражаются в следующем: теперь половина мест в областном парламенте будет формироваться по партийным спискам, вторая половина — выбираться жителями конкретных городов и сел. Сегодня в Законодательном собрании 45 депутатов, избранных от территорий, но парламентарии решили, что 90 депутатов (поскольку «одномандатников» и «списочников» должно быть равное количество) областной бюджет не потянет, поэтому в результате закрытых консультаций решено было уменьшить их количество на треть — до 60. Соответственно, от разных уголков региона жителями будет выбрано 30 человек, и столько же мандатов будет предоставлено выдвиженцам партий, преодолевшим 5-процентный барьер. Гавная интрига на этом этапе заключалась в том, как будет «перенарезана» карта округов. Проще говоря, кто те пятнадцать «неудачников», которым не хватит округов, и какие из территорий области пострадают больше других. Как и прогнозировалось аналитиками, в выигрыше остались оба крупнейших города (прежде всего Челябинск, на который по новой схеме приходится аж треть одномандатных округов) и относительно небольшие территории, которые трудно было куда-то присоединить. Сильнее других проиграли средние города, такие как Миасс и Златоуст. От Златоуста существенный кусок был отрезан в пользу Кусы, от Миасса — в пользу Чебаркуля. Н если раньше Миасс мог твердо рассчитывать, что наши интересы в областном парламенте будут представлять два депутата, то сегодня территориальный передел произведен таким образом, что от города, скорее всего, будет избран только один представитель. Несмотря на то, что Чебаркуль значительно меньше по количеству избирателей, чем Миасс, «отрезанный ломоть» (а это старгород, южные села, половина автозавода — вплоть до администрации) недостаточно велик, чтобы гарантировать стопроцентное прохождение кандидата-миасца. В составе новоиспеченного Чебаркульского округа соотношение миасских и чебаркульских избирателей (включая села Чебаркульского района) — 1 : 2. Учитывая, что мы обычно голосуем за своих, шансы на победу даже «просто чебаркульца» значительно выше, чем «просто миасца». Кроме того, в Чебаркуле есть серьезные финансово-промышленные силы, связанные с крупным челябинским бизнесом (например, группами «Мечела» и «молочного короля» Дмитрия Еремина), у которых сложились собственные интересы и накоплены необходимые ресурсы. Уеньшение количества округов неизбежно привело к увеличению их территорий и количества избирателей. В каждом округе число избирателей увеличилось на треть и теперь составляет в среднем около 90 тысяч человек. Соответственно возрастут и финансовые затраты. Озаботившиеся этим законодатели разрешили поднять планку избирательного фонда в два раза — с двух до четырех миллионов рублей (примерно 135 тысяч долларов), при этом выразив мнение, что снизится использование «черных» фондов. Учитывая, что уже сейчас некоторые эксперты называют минимальную сумму, необходимую для победы (есть еще бизнес-выражение «для вхождения в рынок»), в 300 тысяч долларов, использование финансовых схем «на грани фола» не уменьшится. Более того, в значительной части округов и эта сумма будет превышена в полтора-два, а то и более раз (поскольку основные претенденты будут более чем финансово обеспечены). А в ряде территорий, например в Магнитогорске и Сатке, даже очень большие деньги ситуацию не спасут — для победы необходимо обеспечить поддержку владельцев здешних металлургических предприятий. Вводы из этого можно сделать следующие. Первое: избирательная кампания станет значительно затратнее (как из-за увеличения территории округов и числа избирателей, так и за счет ужесточения конкуренции между соперниками: округов стало меньше, а число желающих вряд ли снизится). Второе: учитывая финансово-административную величину потенциальных участников, за победу в каждом округе придется выложить по 150-200 тысяч долларов. Третье: и в следующем созыве основу Законодательного собрания будут составлять финансово более чем обеспеченные граждане. Соответственно, спрогнозируйте сами, чьи интересы они будут защищать в первую очередь. Если этот состав депутатского корпуса называют директорским, то следующий будет директорско-олигархическим. Потому что основную силу будут составлять не директора отдельных, пусть и больших предприятий, а группы представителей крупных финансово-промышленных групп, прежде всего связанных с металлургией и металлообработкой (таких как «Мечел», ММК, ЧТПЗ). Четвертое: учитывая, какие суммы будут вложены и насколько ожесточенной предстоит конкуренция, можно представить объемы и «белизну» агитационных материалов. Приготовьтесь к тому, что ваши почтовые ящики будут до отказа забиты разнообразной, чаще всего даже полноцветной макулатурой, а подъезды уклеены большими и маленькими плакатами. Правды в них будет, естественно, слово через десять. Пятое: нас ждет не только «селевой поток» разнообразных агитматериалов, но и «девятый вал» специфических технологий, опробованных, в частности, на мартовских выборах и в нашем городе: принудительное досрочное голосование, срыв агитационных мероприятий конкурентов, подкуп избирателей, а иногда и угрозы (от намека на возможное увольнение в случае «неправильного» голосования до поджога дома). Коме того, учитывая, как сейчас проходят избирательные кампании в других регионах, можно прогнозировать увеличение количества попыток повлиять на исход голосования, используя такие органы, как суды и милиция, а также избирательные, преимущественно участковые, комиссии. В политическую моду входит использование для «разборок» с конкурентами разнообразных молодежных группировок: от «Наших» и «скинхедов» до футбольных фанатов. Высока вероятность применения такого вида «агитации» как в крупных городах, где ситуация в целом более благоприятна, так и на тех территориях, где есть множество социальных проблем, прежде всего в шахтерских городах. Мжно предположить, что избиратель, находясь под впечатлением от такого к себе отношения, совсем не пойдет в день голосования на избирательные участки, но наш законодатель и здесь соломку себе подстелил: минимальный порог явки, при котором выборы считаются состоявшимися, определен всего в 25 процентов. Не пойдут голосовать избиратели среднего возраста с высшим или средним специальным образованием — приведут тех, кто отдаст свой голос за бутылку. Соответственно, таких «специфичных» и выберем депутатов. Нсколько подправить ситуацию могут выборы по партийным спискам, поскольку выдвиженцы от партий составят ровно половину депутатов Законодательного собрания. Как показывают текущие социологические опросы, сегодня на попадание в Собрание могут рассчитывать «Единая Россия», партия пенсионеров, КПРФ, ЛДПР. Определенные шансы есть у «Родины», которая пока не дотягивает до проходного пятипроцентного барьера. Сохраняются шансы и у «Яблока» с СПС, за которые всегда активно голосуют южноуральские избиратели. Но они не очень высоки, поскольку действующие депутаты, являясь членами «Едра», и здесь предохранились, запретив создавать предвыборные блоки. Видимо, решили учесть опыт выборов в регионах, у избирателей которых близкий к нам менталитет, например, Камчатки, где предвыборный блок, созданный на основе «Яблока» и СПС, обставил тамошних «медведей». Ценность каждого партийного списка для конкретного избирателя и для всей области определится после их регистрации. Пка же можно предположить, что партии пойдут с более внятными и более четко идеологически выраженными программами, чем кандидаты по одномандатным округам (которые в основной массе предпочитают «маскировать» свои политические убеждения), кандидаты по партийным спискам смогут «разбавить» социальный состав следующего Законодательного собрания и в нем будут присутствовать не одни директора. Также очевидно, что основные места в проходных частях партийных списков займут опять же челябинцы, поэтому нам есть смысл голосовать за списки тех партий, где будет больше наших земляков.
Константин НЕДОПЕКИН.
|
назад |