Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 162 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Вторник, 23 августа 2005 года

Что год учебный нам готовит?

   Демократию плюс информатизацию всей системы образования

   На прошлой неделе Троицк и Чесменский район принимали участников традиционного областного педсовета. О том, какие приоритеты поставили губернатор и министерство образования области перед участниками педагогического процесса, мы беседуем с начальником миасского управления образования Валерием Карпуниным.

   — Валерий Иванович, год на год, особенно учебный, наверняка не приходится. Чем ознаменуется этот, 2005-2006?

   — Я бы выделил две основные задачи: информатизация образования и переход учебной системы на демократическую форму управления.

   — Слова знакомые. Что нового в компьютерах и демократии?

   — По этим двум направлениям нам предстоит сделать качественные скачки. Первое: действительно, мы можем сказать, что первый шаг в оснащении учебных заведений техникой сделан — на сегодня компьютерным классом оснащена практически каждая школа области. Следующий этап: мы должны в соответствии с «продвинутостью» наших детей поставить на новый уровень школьное преподавание, научить всех учителей новым информационным технологиям. Сейчас с компьютерами в основном общаются учителя информатики, а потенциал техники огромен: от документооборота до электронных учебников и мультимедийных мастерских по любому школьному предмету. Первоочередная задача для нашего города — открыть в октябре межшкольный учебный центр на базе гимназии № 19, это учебное заведение предоставит центру целый блок помещений. Финансируется программа из федерального и областного бюджетов (Минобразования Челябинской области планирует выделить на эти цели порядка 50 млн. рублей).

   — Учить учителей — большая ответственность. Где город возьмет кадры для такого проекта?

   — Схема простая: они будут выбираться из числа миасских педагогов, которые пройдут переобучение в Московском институте повышения квалификации по своим профилям, а затем будут преподавать коллегам новые технологии.

   — А что нового ожидается в школьном управлении?

   — Концепция общественно-демократической формы российского образования прописана в новой редакции Закона «Об образовании» (2004 год). Наряду с директором — главным менеджером — всеми делами школы будет руководить Общественный совет. В него могут войти самые разные группы населения: родители и родственники учащихся, ветераны, представители религиозных и общественных организаций, политических партий. В общем, все заинтересованные лица.

   — Какой смысл вкладывается в эту редакцию?

   — Прозрачность образовательных процессов в самом широком смысле слова, ответственность и активность всех участников. Как вы думаете, почему в Швейцарии при населении в 5 миллионов человек зарегистрированы 150 миллионов участников различных общественных организаций? Каждый швейцарец участвует в среднем в 30 комитетах, советах и прочих формах общественного самоуправления. Просто люди строят для себя хорошую жизнь, выявляя и консолидируя свои пожелания. В этом, наверное, смысл демократии.

   — Удастся ли при новой форме управления как-то цивилизовать «школьные поборы»?

   — И «школьные», и «детсадовские». Правила — в «Положении о порядке привлечения внебюджетных средств», включающем три механизма: образовательные платные услуги, добровольные пожертвования и финансирование целевых программ. Вот по третьему пункту, как правило, возникают проблемы. Идеальная схема: родительский комитет выходит на администрацию с наболевшей проблемой: к примеру, в классе мало наглядных пособий, развалились школьные двери. Все в курсе, что учебное заведение существует в скудных рамках городского бюджета, поэтому принимается решение о сборе средств с родителей на конкретную проблему (при этом любой родитель имеет право сказать «нет»). Все собранные деньги должны оприходоваться через кассу учебного заведения или МГУ «Образование». Я не против поборов, но они должны быть открытыми, прозрачными и добровольными.

   К мне как к начальнику управления образования часто обращаются родители: «Мы скидывались на игрушки — ну и где они?» или «С нас собрали деньги на школьные нужды. И куда они делись?» Вот это наша главная беда: деньги на что-нибудь сдавали все родители, но многим ли дали отчет об их использовании? Многие ли проверяли чеки, договоры подряда, сметы и так далее? Следить за целевым использованием средств и призвана общественность. В идеале школьная администрация должна не позднее сентября на общем родительском собрании оговорить затраты на год, проанализировав и просчитав ситуацию заранее. На деле, к сожалению, на каждом родительском собрании всплывает новая «нужда школы»… Без общественных, попечительских советов в сфере образования эту ситуацию не переломить.

   — Последний вопрос — «большой педсовет» по традиции уже много лет проводится в разных областных городах. До нас очередь дойдет?

   — Кандидатура Миасса, по моим сведениям, рассматривалась. Думаю, раз нам удалось стабилизировать политическую ситуацию — такая честь нашему городу непременно будет оказана.

   


Анна МОРОЗОВА.



назад


Яндекс.Метрика