свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
162 | ||||
Вторник, 23 августа 2005 года | ||||
Что год учебный нам готовит? Демократию плюс информатизацию всей системы образования На прошлой неделе Троицк и Чесменский район принимали участников традиционного областного педсовета. О том, какие приоритеты поставили губернатор и министерство образования области перед участниками педагогического процесса, мы беседуем с начальником миасского управления образования Валерием Карпуниным. — Валерий Иванович, год на год, особенно учебный, наверняка не приходится. Чем ознаменуется этот, 2005-2006? — Я бы выделил две основные задачи: информатизация образования и переход учебной системы на демократическую форму управления. — Слова знакомые. Что нового в компьютерах и демократии? — По этим двум направлениям нам предстоит сделать качественные скачки. Первое: действительно, мы можем сказать, что первый шаг в оснащении учебных заведений техникой сделан — на сегодня компьютерным классом оснащена практически каждая школа области. Следующий этап: мы должны в соответствии с «продвинутостью» наших детей поставить на новый уровень школьное преподавание, научить всех учителей новым информационным технологиям. Сейчас с компьютерами в основном общаются учителя информатики, а потенциал техники огромен: от документооборота до электронных учебников и мультимедийных мастерских по любому школьному предмету. Первоочередная задача для нашего города — открыть в октябре межшкольный учебный центр на базе гимназии № 19, это учебное заведение предоставит центру целый блок помещений. Финансируется программа из федерального и областного бюджетов (Минобразования Челябинской области планирует выделить на эти цели порядка 50 млн. рублей). — Учить учителей — большая ответственность. Где город возьмет кадры для такого проекта? — Схема простая: они будут выбираться из числа миасских педагогов, которые пройдут переобучение в Московском институте повышения квалификации по своим профилям, а затем будут преподавать коллегам новые технологии. — А что нового ожидается в школьном управлении? — Концепция общественно-демократической формы российского образования прописана в новой редакции Закона «Об образовании» (2004 год). Наряду с директором — главным менеджером — всеми делами школы будет руководить Общественный совет. В него могут войти самые разные группы населения: родители и родственники учащихся, ветераны, представители религиозных и общественных организаций, политических партий. В общем, все заинтересованные лица. — Какой смысл вкладывается в эту редакцию? — Прозрачность образовательных процессов в самом широком смысле слова, ответственность и активность всех участников. Как вы думаете, почему в Швейцарии при населении в 5 миллионов человек зарегистрированы 150 миллионов участников различных общественных организаций? Каждый швейцарец участвует в среднем в 30 комитетах, советах и прочих формах общественного самоуправления. Просто люди строят для себя хорошую жизнь, выявляя и консолидируя свои пожелания. В этом, наверное, смысл демократии. — Удастся ли при новой форме управления как-то цивилизовать «школьные поборы»? — И «школьные», и «детсадовские». Правила — в «Положении о порядке привлечения внебюджетных средств», включающем три механизма: образовательные платные услуги, добровольные пожертвования и финансирование целевых программ. Вот по третьему пункту, как правило, возникают проблемы. Идеальная схема: родительский комитет выходит на администрацию с наболевшей проблемой: к примеру, в классе мало наглядных пособий, развалились школьные двери. Все в курсе, что учебное заведение существует в скудных рамках городского бюджета, поэтому принимается решение о сборе средств с родителей на конкретную проблему (при этом любой родитель имеет право сказать «нет»). Все собранные деньги должны оприходоваться через кассу учебного заведения или МГУ «Образование». Я не против поборов, но они должны быть открытыми, прозрачными и добровольными. К мне как к начальнику управления образования часто обращаются родители: «Мы скидывались на игрушки — ну и где они?» или «С нас собрали деньги на школьные нужды. И куда они делись?» Вот это наша главная беда: деньги на что-нибудь сдавали все родители, но многим ли дали отчет об их использовании? Многие ли проверяли чеки, договоры подряда, сметы и так далее? Следить за целевым использованием средств и призвана общественность. В идеале школьная администрация должна не позднее сентября на общем родительском собрании оговорить затраты на год, проанализировав и просчитав ситуацию заранее. На деле, к сожалению, на каждом родительском собрании всплывает новая «нужда школы»… Без общественных, попечительских советов в сфере образования эту ситуацию не переломить. — Последний вопрос — «большой педсовет» по традиции уже много лет проводится в разных областных городах. До нас очередь дойдет? — Кандидатура Миасса, по моим сведениям, рассматривалась. Думаю, раз нам удалось стабилизировать политическую ситуацию — такая честь нашему городу непременно будет оказана.
Анна МОРОЗОВА.
|
назад |