Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 161 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Суббота, 20 августа 2005 года

Автобусные мистификации

   Никто не защитит интересы пассажиров лучше их самих

   Часто ли вам приходится слышать на остановках: а когда будет льготная маршрутка? Согласитесь, бывает. Стоят бабушки с пенсионными удостоверениями, ждут, а заветной «Газели» все нет, хотя по расписанию давно должна быть. Кто и как контролирует перевозки льготников на маршрутах?

   Оеспечение перевозок на льготных условиях было неотъемлемой частью «пакетных соглашений» между городской администрацией и частными компаниями, когда со второй попытки на основании постановления губернатора был проведен конкурс на пассажирские перевозки. И тогда это представлялось как необходимый компромисс между уменьшением бюджетных расходов на транспорт и защитой интересов льготников. Несколько компаний-перевозчиков разыграли около двадцати маршрутов, обязуясь выделить на перевозки автобусы. Так, по маршруту № 12 «Вокзал — ул. Парковая» должен был курсировать 18 раз в день «Лиаз», а по маршруту № 432 «Автозавод — п. Зеленая Роща» — «Паз».

   Н самом же деле на большинстве маршрутов автобусы так и не появились: их заменили «Газелями». Произошло это в основном в связи с односторонним отказом двух крупнейших перевозчиков — ООО «МиассАвтотранс» и ООО «Транспортная компания» — от выполнения условий договора. На момент проведения конкурса условия казались им приемлемыми, а как только маршруты оказались в руках — они предложили свои. Хотя другие, более мелкие перевозчики работают на основании условий, заключенных на конкурсе.

   Н надо думать, что перевозки льготников для частных компаний сильно убыточны — ведь город их все равно компенсирует согласно муниципальному заказу по простой формуле: «Затраты, понесенные перевозчиком, минус доходы, полученные им, равны сумме компенсации». Хотя делается это относительно автобусных перевозок. Усложненный пересмотр, включающий перерасчет затрат в связи с использованием другого вида транспорта, как признаются специалисты комитета по транспорту, сделать сейчас затруднительно. Возможный вариант — оплачивать расходы исходя из фактических затрат. И здесь главное — отследить реальное количество рейсов, сделанных компаниями по выполнению муниципального заказа на перевозку пассажиров-льготников.

   П информации руководителя комитета по транспорту Михаила Белых, сейчас выполняется 97-98 процентов плановых рейсов, в худшие месяцы выполнялось 92 процента от плана. Но в летние месяцы появляются рейсы в сады (кстати, именно на них чаще транспортники используют те автобусы, которые должны были обеспечивать городские перевозки). У некоторых из крупных перевозчиков зафиксированы маршрутные отклонения — вместо обычного рейса такие автобусы с табличкой «Без льгот» отправляются по какому-нибудь маршруту «Вокзал-Тургояк» (договор на который, естественно, с администрацией не заключался) на пополнение доходов предприятия. А пенсионеры меж тем ждут ставший родным автобус, которого почему-то все нет.

   Администрация с этим пытается бороться, но много ли она может сделать, если вместо штатных контролеров теперь на все маршруты осталось только два отвлеченных («для дела контроль полезен, да вот для бюджета — не выгоден»), а источником информации на 90 процентов служит население. А много ли людей знают, куда звонить в случае отмены планового рейса? Вот и получается: по статистике выполняется 92 процента рейсов (потому что звонков от населения нет), меж тем как в некоторые дни народ часами не мог уехать в старую часть (сейчас положение с движением автобусов по маршрутам №1 и № 2 значительно улучшилось, но, как говорят, это связано с сугубо политическими причинами — чтобы лишний раз не привлекать к себе пристальное внимание новой власти), или срывались утренние рейсы маршрута № 12 (потому что «здешней» маршруткой закрывали транспортную «дыру» в п. Зеленая роща). А пожилые люди и компактно проживающие здесь инвалиды по зрению не могли уехать на утренний прием в горбольницу № 2! В последнем случае помогла активность депутата, и сейчас срывы здесь редки. Где-то сработали политические причины, где-то (например, по маршрутам на Динамо и Заречье) — председатель комитета самолично контролировал льготные рейсы.

   Н это скорее исключение из правил. Чтобы общественный транспорт (а частные транспортные компании за выполнение муниципального заказа получают совсем не маленькие суммы) ходил по расписанию, нужна активность населения. Не пришел автобус по расписанию, позвоните диспетчерам по тел. 5-92-82 (по маршрутам, которые выполняет «Транспортная компания») или 5-30-71 (по рейсам, которые выполняет «МиассАвтотранс»), зафиксируйте этот факт. В этом случае, как обещает Михаил Белых, оплата рейса проводиться не будет, а если общее количество срывов превысит пять процентов, то компанию ждут существенные штрафные санкции. Только тогда рейсы будут выполняться в полном объеме, а компании займутся снижением расходов не за счет пассажиров, а за счет внутренней экономии.

   А на будущее стоит подумать, нужны ли городу и жителям такие компании, которые сначала выигрывают конкурсы, соглашаясь на любые условия, лишь бы получить привлекательный маршрут, а потом, используя разные механизмы давления, заставляют пересмотреть их итоги.

   Город оплачивает частным перевозчикам проезд «льготников» на автобусах, а на самом деле в большинстве случаев на маршруты выходят «Газели»

   


Константин НЕДОПЕКИН.



назад


Яндекс.Метрика