свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
155 | ||||
Пятница, 12 августа 2005 года | ||||
Этот плохой хороший малый бизнес Лет десять-пятнадцать назад о социальной ответственности бизнеса у нас, в России, и речи не могло быть — бизнес тесно соседствовал с криминалом. Да и сейчас, когда в развитых капиталистических странах понятие «социальная ответственность бизнеса» приобрело четкие правовые и этические формы, отечественные бизнесмены имеют о нем смутное представление. Одни считают, что достаточно вовремя и в полном объеме платить налоги, зарплату, создавать рабочие места — и бизнес уже социален. Другие трактуют это понятие намного шире. Н только крупный и средний, но и малый бизнес должен быть социально ориентирован — вот основная тема нашего сегодняшнего разговора с председателем Союза предпринимателей Миасса Игорем Степановым: — Да, сейчас не только актуально, но и модно говорить о социальной ответственности бизнеса. Я считаю, что в первую очередь государство должно выполнить свои обещания в отношении поддержки малого бизнеса, чтобы он мог развиваться. И только потом у малого бизнеса появится возможность нести социальную ответственность. Сейчас же каждый день нашего существования можно, как на войне, считать за три: ком проблем растет час от часу. Конкретные примеры? Ситуация с дорогостоящими дополнительными электронными блоками к кассовым аппаратам, которую, похоже, никто не собирается решать. Или запретительные меры по продаже определенных товаров в торговых павильонах, вследствие которых подорван бизнес многих предпринимателей. А рост цен на энергоносители? Мы не видим со стороны государства реальных шагов по поддержке малого бизнеса. — Социальная ответственность бизнеса в первую очередь предполагает выполнения того, что требует закон: перечисления налогов, выдачи «чистой» зарплаты, оплаты больничных листов, предоставления отпусков... — Не надо из предпринимателей делать злодеев. Если субъекты малого предпринимательства в массовом масштабе уходят от налогов, значит, в законодательстве что-то не так. Во всех государствах, прошедших капиталистический путь развития, малый бизнес активно поддерживается: первые два-три года предприниматель платит минимум налогов или вообще от них освобожден. А у нас? С рубля зарплаты надо заплатить 39 копеек налогов. Если предприниматель, у которого работают 3-5 человек, честно покажет всю зарплату, его фирма вряд ли выживет, так как у него минимальные оборотные средства. То же самое с больничными листами. Если у предпринимателя работает небольшое количество людей, то на деле получается, что он вынужден авансировать больничный лист своего сотрудника. Конечно, если на предприятии работают несколько десятков человек, то ситуация другая: налогов в соцстрах хватает на оплату больничного листа. Таким образом, особенно трудно приходится тем, у кого бизнес только начинает развиваться, и обороты совсем мизерные. Плучается замкнутый круг: для того, чтобы быть социально ориентированным, малому бизнесу необходимо развиваться, а для этого нужны условия, создать которые должно государство. — Судя по социологическому опросу, граждане ждут от малого бизнеса не только выполнения того, что положено по закону, но и участия в социальных программах и отдельных мероприятиях. — А мы в них и участвуем, только об этом средства массовой информации почему-то не пишут и говорят очень мало. Вот вы, например, знаете о том, что значительную часть призов на празднование Дня молодежи выделил Союз предпринимателей Миасса? Ассоциация игрового бизнеса регулярно помогает инвалидам машгородка, есть ее вклад и в другие социальные проекты. Без преувеличения могу сказать: большинство малых фирм в той или иной форме оказывают помощь нуждающимся, и хотелось бы, чтобы население об этом знало. Другое дело, что она не в том объеме, что у предприятий крупного и среднего бизнеса. Но у нас и доходы разные. Да и не всем просящим ее следует оказывать… Ме предложение: ситуацию со спонсорской помощью надо упорядочить. Этим должен кто-то заниматься централизованно — с участием депутатов и представителей администрации. Тогда граждане или организации, которым нужна помощь, будут знать, к кому обратиться, а мы, оказывая такую помощь, будем уверены в том, что она действительно нужна.
Тамара АРСЕНЬЕВА.
|
назад |