Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 145 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Пятница, 29 июля 2005 года

Не только японцы «горшки обжигают»

   Пследний раз на главном конвейере автозавода я была полтора-два года назад. Тогда, помню, с горечью отметила, что «революции» в цехах предприятия со времени моей работы в газете «Уральский автомобиль» (а это было достаточно давно) не произошло: те же заваленные заготовками проходы, грязь, отсутствие механизации.

   Впоследнее время на автогиганте начали внедрять новую производственную систему с многообещающим названием «бережливое производство», но, честно говоря, не особенно верилось в то, что японское изобретение приживется у нас, — очень уж разный менталитет у этих двух народов.

   Ивот нас, журналистов, пригласили на автозавод на презентацию нового участка, где должна была начаться стапельная сборка автомобилей дорожной гаммы. Традиционное разрезание ленты, речи и поздравления… А потом экскурсия по главному конвейеру — форпосту по внедрению системы «бережливое производство». Сказать, что я была удивлена, значит ничего не сказать. Я была поражена! Куда девались горы заготовок, которые то ли понадобятся сегодня, то ли нет, мусор, разбросанный инструмент? Мы попали в очень светлый, огромный цех, где каждый инструмент, винтик, деталь имели свое место. Стоящий рядом коллега изумленно пробормотал: «В таком цехе и плюнуть-то на пол стыдно».

   Кк же удалось за столь короткий срок добиться блестящих результатов? Что же это за система, с помощью которой в течение нескольких месяцев можно кардинально преобразовать производство?

   Нпомню, новая производственная система основана на японских принципах «Тойота Продакшн Системс». К целенаправленной работе по ее внедрению под непосредственным руководством генерального директора Виктора Кормана на автозаводе приступили в мае 2004 года. В феврале 2005 года АЗ «Урал» заключил договор со швейцарской фирмой «Кайзен-Институт», специалисты которой помогают в реализации принципов «бережливого производства». Главный из них — устранение «мУды». Это японское слово, и приблизительно оно означает то, что мешает высокопроизводительно работать: лишние перемещения и передвижения, хранение запасов, простои по различным причинам, дефекты, брак. Внедрение «бережливого производства» ведет к снижению себестоимости продукции и улучшению ее качества, что предполагает решение проблем продвижения ее на рынке. Вот коротко о том, что происходит сейчас на автозаводе.

   

   Есть последователи!

   Н слова словами, а давайте-ка пройдемся по главному конвейеру и поговорим с теми, кто занят на сборке автомобилей и является непосредственным участником внедрения новшеств.

   Пть к главному конвейеру лежит через механосборочный цех. Здесь новая система только-только начала внедряться, но первые результаты уже налицо: проведена сортировка деталей, разобраны завалы тары. Главный конвейер — стартовая площадка для внедрения новшеств, затем они как бы «растекаются» по другим производствам и цехам; идеи, реализованные на конвейере, внедряются далее. Идет постоянная, планомерная работа...

   Гавный конвейер полностью изменил свой облик — теперь это современное производство, где работать удобно и комфортно. Вывезена лишняя тара, убраны ненужные загородки, стеллажи. На рабочих местах все под рукой. Даже гайковерт нашел свое место — он подвешен рядом с рабочим местом, и сборщику не надо каждый раз нагибаться за ним. Запас деталей минимальный, все необходимое подвозят транспортировщики. Вся система освещения опущена ниже, и теперь каждое рабочее место прекрасно освещено. Но больше всего поразили цветы — они на каждом участке сборочного конвейера.

   Пдходим к сборщице Айгуль Хисамитдиновой. По ее мнению, нововведения здорово помогают в работе: не надо тратить время на доставку деталей, к началу рабочего дня все необходимое уже на месте, под рукой. Производительность труда возросла, и хотя нормативы были пересмотрены в сторону увеличения, удается сделать намного больше, чем раньше. Зарплата, по словам моей собеседницы, выросла на 50 процентов. В помещении очень чисто, условия труда просто отличные, поэтому работать легче.

   Подолжаем экскурсию дальше. Внимание привлекает стенд, на котором расписаны результаты работы в течение дня на одной операции. Она оценивается по таким показателям, как культура производства, качество, обучение, дисциплина и т. д. Обратила внимание: ни одно несоответствие, оперативно выявленное в течение дня, больше не повторилось.

   Мение о новой производственной системе бригадира Владимира Суздальцева:

   — Работать стало проще. Убрали все лишнее, появилось больше пространства. Раньше смена начиналась с пробега по кладовым в поисках нужной детали, сейчас все под рукой — только выполняй свою работу. Не все поначалу с энтузиазмом восприняли нововведения. Было немало тех, кто сомневался, особенно, среди людей старшего поколения. Впрочем, это понятно: проще внедрить техническую новинку, чем изменить сознание людей. Но сейчас, мне кажется, и молодые, и люди в возрасте поняли, в чем изюминка этой системы. Очень много с нами работали консультанты «Кайзен-Института». Они буквально заразили нас идеей «бережливого производства». Лично я стал ее преданным сторонником. Уходя с автосборочного в агрегатное производство, консультанты оставили здесь подготовленных людей, своих сподвижников, которые будут дальше внедрять принципы «бережливого производства».

    Изменилась роль бригадира: теперь он должен не заменять отсутствующего рабочего, а вплотную заниматься нововведениями. Он как бы руководитель в малой компании и обязан сам решать весь комплекс проблем.

   Сщественно увеличилась зарплата рабочих, и это также весомый довод в пользу новой системы.

   Ощались с рабочими на участке сборки раздаточных коробок, с водителями на завершающем участке сборки, контролером ОТК — все они говорили о том, что работать стало легче, а производительность труда выросла. Значит, «бережливое производство» — идея нужная и своевременная. Кстати, состоявшийся недавно промышленный аудит сделал весьма лестное для Уральского автозавода заключение: это предприятие на сегодняшний день является наиболее подготовленным в части внедрения принципов «бережливого производства» среди тех предприятий холдинга «РусПромАвто», которые были проверены. Процесс внедрения новой производственной системы здесь идет очень быстро.

   

   «Бриллианты» под ногами

   Входе промышленного аудита специалисты отметили и немало недостатков. Они назвали их «бриллиантами», которые нужно подобрать, то есть устранить, и в этом заключается большой потенциал предприятия. Собственно, и во время экскурсии по главному конвейеру недоработок никто не скрывал. Так, например, контролер ОТК рассказал нам о том, какой большой урон наносит сборке несвоевременная поставка деталей в масштабах завода. Есть недостатки и в качестве сборки. Одним словом, поле для деятельности широкое. А плоды… Надеемся, они не заставят себя ждать. Ведь не зря же руководство АЗ «Урал» поставило амбициозные цели уже в скором будущем превратить завод в одно из ведущих автомобильных предприятий страны.

   


Тамара КЛЕЩЕВА.



назад


Яндекс.Метрика