![]() | ||||
![]() |
свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
|||
![]() |
136 | ![]() |
![]() |
|
![]() |
Пятница, 15 июля 2005 года | |||
![]() |
Еще раз о ЕГЭ Позади единые государственные экзамены. В интернете можно найти предварительные итоги — по России, области и нашему городу. Прокомментировать их мы попросили заместителя руководителя учебного центра предвузовской подготовки «Школа вузов» Миасского филиала ЮУрГУ Ольгу Дмитриевну Краеву: — Если сейчас перед читателями нашей газеты положить лист с итогами сдачи ЕГЭ, они искренне порадуются нешуточным успехам школьников Миасса. Так, например, более 14 процентов из числа сдававших получили «5» по математике (один из семи выпускников). Это на два процента выше, чем по области и на семь, чем по стране. 18 процентов получили «5» по физике (на 7 процентов выше, чем по стране). Мньше в Миассе и двоек по этим предметам. Например, в сравнении с показателями по стране у нас двоек по математике меньше на 3,8 процента, по физике — на 3,4 процента. Процент качества (процент получивших «4» и «5») по математике по России — приблизительно 38, по области — 51, по Миассу — 50,7; по физике по России — 48,7, по области — 54,8, по Миассу — 58,5. Пичина успеха кроется в высоком престиже технического образования на Урале, возможности получить дополнительные знания по этим предметам на подготовительных курсах. Но, в первую очередь, в высоком интеллектуальном потенциале семьи, школьных учителях и, конечно, индивидуальном репетиторстве. — Как выглядят успехи наших выпускников по гуманитарным предметам? — Итоги сдачи экзамена по русскому языку особенно радуют. Больше половины миасских ребят получили «4» и «5» (65%), по области — 62%, по России — 47,8%. Семнадцать процентов — разница с данными по стране. Впечатляет? Видно, воздух в Миассе особенный. Грамматический! По истории, обществознанию, литературе, английскому языку результаты брать во внимание нельзя: они не дают представления о реальных знаниях молодого поколения в области гуманитарных дисциплин. Историю России сдавали в 15 раз меньше учащихся, чем математику, английский язык — в 100 раз меньше, обществознание — в 10 раз, литературу — менее чем в 100 раз. О чем же они все-таки говорят? ЕГЭ по этим предметам выбирают, как правило, «продвинутые» учащиеся. Но и у них бывают двойки, меньше всего — по английскому языку и обществознанию, больше по истории и литературе. Это по России. Миасских учащихся, переоценивших свои знания по этим предметам, в процентном исчислении тоже меньше, чем по стране. Нльзя делать выводы на основе этих данных и об истинных показателях работы школы по гуманитарным предметам. Возьмем, к примеру, литературу. Процент качества по итогам сдачи ЕГЭ — 46% (по Миассу — 60%). Но при более глубоком анализе картина рисуется ужасающей. Ведь вне экзамена остались не очень успешные по этим предметам учащиеся. Так вот, качество подготовки по гуманитарным предметам учащихся России вряд ли перевалит за 25%. И вот над этим надо серьезно задуматься. В стране всемирно известных классиков самыми нелюбимыми предметами являются языки и литература. Не радует и то, что процент качества оценок за ЕГЭ по гуманитарным дисциплинам за четыре года не изменился. — Многие критикуют тестовый материал по литературе. Может ли экзамен в такой форме дать объективное представление о знаниях учащегося по литературе? Что такое «знать литературу»? — В педагогике есть такие понятия: знания, умения, навыки (ЗУНы) и более современное — компетенция. Никакого толка не будет от человека, который кичится знаниями, годными для телевизионных игр. Говорят, мы впереди планеты всей по эрудированности. А если дети прикованы к монитору и говорят на специфическом сетевом сленге? Им мучение читать «Тихий Дон», а нам мучение требовать от них знание содержания. Но и это еще не владение литературой. Убеждена, что литература как предмет должна художественно воспроизвести картину мира и судьбу человека в любой период истории, а также помочь каждому примерить эту судьбу на себя. Это нужно для переживания и осмысления истории человечества и своего народа как своей, так как они породили каждого из нас. Мне нравится выражение: «Все во мне, и я во всем», хотя я и не советую его понимать буквально. Вот это-то невозможно измерить никакими баллами, потому что оно по определению безгранично. Ты любишь свой народ, свою страну, принимаешь ответственность за ее судьбу (пусть в малом), ты компетентен в такой степени, чтобы поставить цель и дойти до нее, не шагая по трупам — тогда не прошли уроки по «Евгению Онегину» бесследно. Как это измерить? Пока мы оцениваем только факты жизни и творчества, навыки литературоведческого анализа, память человека и другие психологические вещи, которые вполне можно проверить и без произведений искусства. Мня удручает, что в Миассе желающих изучать литературу в школе вузов становится все меньше. Она требует слишком много времени, а сдавать ее никуда не надо. Не потому ли и сочинение на литературную тему не способны написать, так как не могут чувствовать, изъясняться, мыслить. То ли дело тест! Так ведь и здесь половинчатое решение: в тестах по русскому языку есть задание С — прорецензировать текст. Ребенок не написал ни одного хорошего сочинения сам, а ему предлагают оценить, как это сочинение написал другой (как правило, мастер слова). — Вы действительно заинтересованный человек. Я поняла, что вы хотите сохранить сочинение как вид экзамена. Как вы относитесь к предлагаемым темам выпускных сочинений? — Педагогу хочется от них застрелиться, а ученик ищет шпаргалки. Темы появляются в апреле, подготовиться по ним все равно не хватит времени. Обычно самые добросовестные делают упор на одной теме из каждого блока (а их 80!) У меня есть маленькие советы и хитрости, но их я передам тем, кто поступит в школу вузов. Для выпускников 2006 года хочу сказать: хорошенько готовьтесь к темам по творчеству Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Остальное, то есть литературу XIX и XX века — изучайте в соответствии с вашими пристрастиями, возможностями и временем. Случиться может всякое: или отменят сочинение вообще, или оставят сочинение на свободную тему, или в школе отменят, а в вузы оставят, или наоборот. Но литературу за 9 класс стоит повторить. Без знания произведения сочинения не напишешь. Если же ты боишься за свои ЗУНы, лучше пиши изложение. На «5» написать сочинение очень трудно. Честно признаюсь, что я в школе за сочинение получила «4». — Где у нас в городе могут помочь подготовиться к ЕГЭ? — Я бы покривила душой, если бы первой не назвала школу вузов. Вклад ее в профильное обучение очень весом. Талантливые учителя, суровые кураторы, прекрасные условия для учебы, приемлемая плата за обучение (350 руб. за 8 часов в месяц), неформальные отношения (не путать с дедовщиной!), возможность посетить интересные вузы страны, в марте-мае проверить свои силы в межвузовских олимпиадах — и пахать, пахать и пахать! Вот что такое УЦПП «Школа вузов». Еть очень неплохие подготовительные курсы при филиалах вузов в Миассе, есть курсы для подготовки к ЕГЭ в школах, заочные подкурсы в крупных вузах и заочной физико-технической школе МФТИ. Можно, конечно, ездить по субботам и воскресеньям в Челябинск, если не будет занятий в школе. Но это время и — увы! — деньги. И усталость. И полное отсутствие досуга. — Перефразируя выражение булгаковского Иешуа, можно сказать, что об успехах говорить легко и приятно. Но вы, наверное, видите и негативные стороны ЕГЭ? — Не наверное, а, конечно, вижу и всей душой сочувствую всем жертвам этого эксперимента в образовании. О ЕГЭ хочется услышать мнение всех заинтересованных лиц: учащихся, учителей, психологов, врачей, чиновников, родителей. Потому предлагаю в «Миасском рабочем» развернуть дискуссию на эту тему, чтобы затем подвести ее итоги и ознакомить с ними специалистов.
Беседовала Тамара АРСЕНЬЕВА.
|
назад |