Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 104 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Суббота, 1 сентября 2001 года

НУЖНЫ ЛИ ШКОЛЕ ТАКИЕ РЕФОРМЫ?

   С1991 года в России отсутствует государственный стандарт школьного образования, и Госдума за десять лет так и не приняла его. В переводе на понятный язык это значит, что в нашей стране до сих пор не определено, чему же следует учить в школе.

   Сандарт ведет к устойчивости системы образования, регламенту учебного процесса, позволяет легче контролировать всю систему образования, т. е. определяет государственный подход. «Реформаторы» образования как раз это и ставят в вину советской системе образования, ссылаясь на то, что в каждой школе невозможно учитывать потребности и интересы конкретного ученика. Отсутствие ясной концепции и четких законов об образовании погрузили отечественную общеобразовательную и высшую школы в пучину хаоса.

   Кждая школа пустилась в свободное плавание и начала его с написания своего Устава. Общее во всех уставах, — под влиянием демократов, — отход от проверенной, признанной во всем мире лучшей советской системы образования и одновременное копирование устаревшей западной, преимущественно американской. Не школа, а образовательное учреждение; не учитель по призванию, а педработник, т. е. чиновник и наемный работник; не приобщение к знаниям и воспитанию («сеять разумное, доброе, вечное»), а оказание образовательных услуг (желательно платных); не помощь и взаимовыручка, а мена и тарифы. Но самое страшное по своим последствиям для общества — практика деления всех учеников изначально, с первого класса, на вундеркиндов, серую массу и дебилов. Тестированию на «коэффициент интеллектуальности» подвергаются еще неподготовленные дети, с их неразвитым сознанием. По сути на ребенке ставится изначально клеймо на все время обучения. Если бы в российской школе в XIX веке было такое деление, то всемирно известный математик Лобачевский попал бы в отряд дебилов, и писатель Стефан Цвейг, вероятней всего, угодил бы туда же.

   «Элитарных» и «общеобразовательных» учат по-разному. «Элитарным» — максимум педресурсов (часов, предметов), «общеобразовательным» — минимум, т. е. их просто плохо учат. К выпускному классу различия в уровне знаний и подготовке «простых» и «элитарных» детей становятся очень существенными. Тогда «элитарных» детей принимают в 10 класс, а «простые» «не проходят по конкурсу». При таком делении шансов попасть в престижную группу, естественно, больше у тех, чьи родители обладают высоким положением или большими деньгами. В результате закрывается путь в большую жизнь действительно талантливым и способным детям. История знает много примеров, к чему это приводит, и ничего нового «реформаторы» от образования здесь не придумали. Это способ угробить действительную проверенную систему образования.

   Светская школа была рассчитана на среднего ученика. Ее программа была очень рациональна: она соответствовала уровню развития среднего ребенка, планомерно переходила от простого к сложному. Время одиночек в науке и технике прошло. Научно-технический прогресс — дело коллективное, т. к. он связан с задействованием больших технических и материальных ресурсов. Советская школа давала народному хозяйству армию мастеров: конструкторов, технологов, рабочих, без которых в современной науке и технике не может быть реализована ни одна, даже самая гениальная идея. На практике же лучшими и выдающимися руководителями производств и научно-технических коллективов становятся, как правило, обычные ученики, а не отличники-медалисты. Поэтому «средний уровень» советского школьного образования был очень высоким и давал великолепные результаты. А вся система образования была признана лучшей в мире и заимствована многими ведущими странами Запада и Востока.

   Сгодня школа ориентирована на вундеркинда, т. е. на ученика с гиперинтеллектом. Эта принудительная «вундеркиндизация» пагубно сказывается как на качестве обучения, так и на здоровье ребенка. Согласно Конституции РФ в школах запрещены любые учебные эксперименты над детьми без согласия родителей. Думается для реализации этого требования можно придать родительским комитетам при школах права нравственной цензуры школьных программ. Надо ли говорить, что без нравственной цензуры не может быть нравственного общества.

   Гркомом КПРФ проведен анализ типового Устава школы на предмет состояния школьного образования и тенденций его развития. Разработана обстоятельная анкета для выявления мнения родителей и заинтересованных лиц о том, каким должно быть современное школьное образование. Горком КПРФ обращается с просьбой к родителям и всем заинтересованным лицам о том, чтобы высказали свое мнение по вопросам школьного образования на страницах печати.

   


С. РАКИТИН. Машгородок.



назад


Яндекс.Метрика