Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 118 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Вторник, 21 июня 2005 года

«Старая новая» родина, «новые старые» русские

   20 июня мир отмечает Международный день беженцев и вынужденных переселенцев. О проблемах граждан бывшего Союза, вернувшихся в Россию с территории иностранных государств, рассказывает непосредственная участница этого процесса врач-психотерапевт Елена Сизова.

   Предыстория

   — Историю моей жизни в Казахстане, в городе Целинограде (он же Астана, он же Акмола), нужно начинать издалека. Мой прадед по материнской линии, казак из Черниговской губернии, отправился в крепость Акмолу по жребию — охранять караванный путь, защищать российские торговые интересы. Другой мой прадед — историческая личность, очень образованный человек, его фамилия прослеживается с 18 века — был послан специалистом на Корсакпаевский медеплавильный завод. По линии деда — несколько поколений военных инженеров, ученых. Бабушка, выпускница ленинградского института, поднимала библиотечное дело целинного края. Сам Целиноград — традиционно город ссыльных и репрессированных. Здесь был акмолинский лагерь жен «врагов народа», рядом — печально знаменитый Карлаг. В конце 30-х годов сюда ссылали поляков и корейцев, с 41-го — немцев, в 43-м — чеченцев и ингушей. Эвакуация заводов в военные годы тоже добавила народов и языков — более многонационального сообщества, чем в Целинограде времен Союза, я не знаю.

   Как рухнул мой мир

   Мя семья — именно вынужденные переселенцы. Уезжать совсем не хотелось: там была наша родина, в эту землю вкладывали свои усилия поколения наших родных. Если вспомнить недавнее прошлое — Казахстан не хотел отделяться от России, наши народы слишком многое связывает. Но — правители не нашли общего языка, а в любой борьбе за власть национальная карта разыгрывается в первую очередь. Мы 5 лет прожили с российским гражданством на территории государства, в одночасье ставшего иностранным. Все начиналось с языковой, бытовой дискриминации — это была не государственная политика, но с «издержками» патриотизма мы сталкивались на каждом шагу. Например, плакаты «Не уезжайте, русские, — нам нужны рабы и проститутки»; неравенство при приеме на работу. Моему высокопоставленному пациенту — министру — неофициально, но в ультимативной форме было предложено перейти к врачу казахской национальности. Мир изменился: нас поставили перед фактом, что столица нашей родины вовсе не Москва, Новый год велено было отмечать в марте без боя кремлевских курантов, и даже мои любимые конфеты «Красная шапочка» превратились в «Кызыл телпек» в национальном костюме. Порой мелочи, но ведь из них складывалась наша жизнь.

   Смая серьезная проблема — полный информационный вакуум: исчезли издания на русском языке, российские телепередачи. Конечно, мы, русскоязычное население, чувствовали себя брошенными и преданными своей страной.

   Казахи потеряли не меньше

   Большие проблемы для всех начались с переводом делопроизводства на казахский язык, совершенно для него не приспособленный. Культурные традиции формируются не одно столетье. Казахский литературный язык — и сейчас очень многие казахи им не владеют — складывался вместе с нацией в 30-е годы, во времена Союза. Что до профессиональной лексики — трудно представить, во что превратились амбулаторные карточки моих пациентов. Скажу только, что особенно недоумевали урологи и гинекологи. Работать в таких условиях было крайне тяжело. И сейчас, я знаю, Казахстан испытывает настоящее бедствие с кадрами: вынуждены были уехать сотни высококлассных специалистов в области образования, медицины, строительства. Очень многое разрушено до такой степени, что восстановлению не подлежит.

   Кзахский народ очень близок русскому: то же добродушие и гостеприимство, нет внутренней замкнутости. Родственники рассказывали мне множество историй, как казахские семьи не давали погибнуть политзаключенным многих национальностей. В общем, всех бы устроило двойное гражданство и два государственных языка, и нации продолжали бы развиваться вместе, обогащая друг друга. Но в нужное время власть имущим было не до того…

   Что я приобрела,

   Яживу в Миассе 6 лет, и до сих пор у всей моей семьи эйфория от возможности читать газеты, выписывать специальную литературу, покупать книги на русском языке, слушать русскую музыку. Исчез страх оказаться в вакууме. В Миассе родилась моя вторая дочка (в Казахстане мы на этот шаг не решались — там разрушена система родовспоможения), пошла в школу старшая. Здесь дети могут поехать в оздоровительный лагерь, свободно общаться. Мне странно, что на избирательные участки приходит не больше трети миасцев — мы ездили голосовать в дальнюю воинскую часть, и это было счастье — почувствовать себя россиянами. То, что многим привычно как воздух, нас радует и вдохновляет.

   …чего лишилась,

   ВЦелинограде за десятилетия создалось сообщество удивительной национальной терпимости: по-другому в экстремальных условиях ссылок и репрессий было не выжить. Там никто не жаловался на свои несчастья — было принято демонстрировать свой успех, что я и делаю здесь по привычке, и это совсем не вяжется с моим статусом вынужденного переселенца. Сейчас пытаюсь найти по интернету своих старых друзей, однокурсников — пока не преуспела. Нелегко, когда вырывают с корнем из родной почвы — а корням моим не одно столетье.

   ...с чем столкнулась

   Схамством, разгильдяйством, невнимательностью при оформлении элементарных документов — это все не новость. Ежегодно мы собираем справки, доказываем, что у нас по-прежнему нет никакого имущества и жилья: мы с мужем медики-бюджетники, живем на съемной квартире. Прекрасные миграционные программы на деле не работают — мы очень мало информированы о своих правах. Странно, что России не нужны переселенцы — молодые высококвалифицированные специалисты. С нами почти одновременно приехали пять семей друзей и родственников: врачи, педагоги, предприниматели, менеджеры, программисты. Все очень много работают, надеются только на себя. Статус вынужденных переселенцев из пяти семей получила только наша.

   О городе

   КМиассу я привыкла, мне здесь интересно, появились новые знакомые и друзья. Само собой, очень повлиял мой положительный настрой: я ехала сюда с желанием быть полезной, общаться и строить жизнь на новом месте — глупо было ожидать, что приедешь на готовое. Конечно, в городе чувствуется недоверие к «чужакам», клановость, и это обосновано исторически: потомки золотопромышленников и староверов и не могут быть настежь открыты новой информации, новому укладу. Однако не умеющий доверять погибнет, как и слишком открытый и доверчивый: от этого баланса зависит адаптация и успешность каждого человека и города в целом. Миасс пока «золотой середины» не нашел, но очень хочет. Значит — найдет.

   


Записала Юлия СЕВАСТЬЯНОВА.



назад


Яндекс.Метрика