Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 112 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Пятница, 10 июня 2005 года

Его большое сердце

   Поколение, родившееся в 20-е годы прошлого века… Именно на его долю выпала основная тяжесть в войне советского народа с фашизмом. Данные статистики: из 100 ушедших на фронт вчерашних школьников домой вернулись 15. Это от имени многих и многих безусых мальчишек, таких как «Сережка с Малой Бронной и Витька с Моховой», попавших в беспощадную мясорубку войны, поэт написал леденящие душу строчки «Я убит подо Ржевом»…

   Жвет и в нашем городе представитель этого героического поколения — ветеран Великой Отечественной, обладатель 21-й государственной награды (9 из них — боевые), в прошлом году отметивший свое 80-летие. Знакомьтесь: Николай Иванович ЗАВРАЖНОВ.

   Нбольшая деревня Грачевка в Оренбуржье — это малая родина Николая Завражнова, где он появился на свет 23 июня 1924 года. В семье Ивана Пахомовича и Марии Тимофеевны Завражновых из шести детей Коля был старшим. Может быть, именно поэтому — на правах старшего в семье — он через всю свою жизнь пронес чувство ответственности за других: работал ли после окончания школы три дня до начала войны секретарем сельсовета, ушел ли после извещения об отце — «Пропал без вести» — добровольцем на фронт, учил ли в Краснохолмском военно-пехотном училище пулеметной стрельбе бывших зэков, командовал ли взводом пулеметчиков в сражении на Днепре 8 октября 1943 года… И после войны Завражнов отвечал за вверенные ему коллективы, работая заместителем начальника узла связи в Миассе, а после — в отделе снабжения и сбыта напилочного завода. По сей день он терпеть не может расхлябанности, несобранности, а в делах — беспорядка. Такой уж это человек по жизни — цельный и прямой.

   Мого крупных сражений было на боевом пути у Николая Ивановича. Но свой самый первый бой он вовек не забудет. Это было великое сражение на Днепре — 8 октября 1943 года. Я записала рассказ о первом боевом крещении дословно.

   — Прибыл я в распоряжение 37-й армии 10-й Гвардейской воздушно-десантной дивизии, доложил как положено. Начальник штаба направил меня в 24-й воздушно-десантный полк командиром пулеметного взвода. 24-й полк уже форсировал Днепр и находился на правом берегу реки. до меня взводом командовал старшина Твердохлебов (командира убили).

   Оицер связи посадил вновь прибывших в плоскодонку. Плывем под перекрестным огнем. Рядом — плот с минометом и боевым расчетом. Вдруг — бац, прямое попадание (стрелял с берега немецкий «Тигр»), и от плота ничего не осталось… Страшно было, я ведь в первый раз все это видел, да еще и воды ужас как боялся, судорогой ногу тут же свело. В общем, три дня из окопа, как приплыли, не выходил, не пил, не ел, почти не спал. Из шока меня вывел Твердохлебов, мы с ним обошли позиции, познакомился я с людьми, сделал указания кое-какие, побывали на фланге. Завтра — в бой. И понеслось!.. Окружили нас танки, пять дней бились мы с ними. От батальона осталось 17 человек. По приказу заместителя комполка устроили бой местного значения в разведывательных целях. Мы выскочили и — вперед, хотя не ели, не пили. В результате прошли и 19-й, и 30-й воздушно-десантные полки, а

   5-й — обстреливал с другого берега. Подошли к Кривому Рогу. На подступах к городу была высота, называлась Могила-баба. Ее нужно было взять во что бы то ни стало, а людей — ни у нас, ни у немцев нет. Утром вышли умываться, а немцы нам кричат: «Эй, рус, давай «Катюшу!» И пока умывались, один из наших ребят играл на гармони «Катюшу». Есть было нечего. Полковник Петрушин матерится: «Так вашу и перетак. Могилу-бабу брать надо, там склады есть!..»

   Всоту заняли штрафники, потом их убрали, а после и мы закрепились на этой самой высоте. Пировали все — давали бойцам консервы, галеты, ну и святое дело — 100 граммов.

   Кгда перешли Днепр, из 32 человек нас осталось четверо…

   Пмолчал фронтовик немного, справился с нахлынувшим волнением и продолжил свое повествование:

   — Ну, а нашу Победу, пройдя почти через всю Европу, как в песне поется, пришлось добывать и в Венгрии, и в Белграде, преодолеть Балканский хребет (Завражнов был награжден медалью «За освобождение Болгарии»), помочь братской Чехословакии. День Победы встретил на территории Австрии, в местечке Пеггау, под городком Грац. Наша дивизия окружила группировку немцев, поэтому война для нас закончилась 12 мая 1945 года. Слышали — шум, гам, крики, стрельба. Ну, сели мы на свежем воздухе на фоне живописных Альп да и выпили за нашу великую Победу, за тех, кого потеряли, когда так долго и трудно шли к ней целых четыре года.

   Змолчал ветеран, а рассказчик он удивительный, талантливый, невольно чувствуешь сопричастность ко всему, о чем говорит. Его часто приглашают в школы и училища; молодежная аудитория, как правило, внимает каждому слову, ведь это — голос самой Истории, и, увы, с каждым годом голосов этих все меньше и меньше…

   Вйна, жестокая и кровавая, памятна Николаю Ивановичу и тем, что свела его с настоящей и светлой любовью на всю жизнь. Медсестричка Машенька Бобина, красивый и чистый человек, ставшая в 1946 году женой Завражнова, подарила ему двоих дочерей и безвременно ушла из жизни весной 1971 года. Причиной тому, как считают в семье, наш уральский «чернобыльский» дождь. Но жива Мария Павловна в его сердце и сердцах детей и внуков. Ее помнят и многие благодарные старогородцы за то, что когда-то медсестра Завражнова лечила и спасала от болезней их детей.

   А наш ветеран и в свои 80 все так же бодр, подтянут, энергичен. Его дом открыт для всех. Навещают его дочь Раиса Николаевна Морозова, директор библиотеки профкома автозавода с мужем Владимиром, кадровым работником завода. Радует деда и внучка Оля, она трудится главным бухгалтером на предприятии «Миассэлектротранс». Говорят, в него и пошла — активной жизненной позицией, целеустремленностью. Дети и внуки — естественное продолжение человека, ради этого стоило жить и победить в 45-м.

   Соит на территории бывшего напилочного, ныне инструментального завода памятник в честь погибших на войне работников предприятия, чем-то похожий на возрожденного сейчас в Болгарии Алешу. Этот памятник — заслуга Завражнова, в свое время закупившего для него медь. Николай Иванович и по сей день руководит жилищной комиссией при совете ветеранов Миасса (а недавно стал членом и областного совета ветеранов). Помогает участникам войны и труженикам тыла (на учете у него есть и одна блокадница) в улучшении жилищных условий и сетует, что на 1 февраля этого года из 154 человек, состоящих на учете, уже семерых нет в живых. А Николай Иванович по-прежнему спешит делать добро людям — это главное в его жизни.

   И окна квартиры Завражновых (а живет он вместе с младшей дочерью Тамарой) открывается прекрасный вид на уходящие вдаль старогородские улицы, множество домов. И в каждом из них — живые люди с их проблемами. И все это вмещает в себя большое сердце ветерана Великой Отечественной, очень человечного Человека из старого города Николая Ивановича Завражнова.

   


О. БАЛАНОВСКАЯ.

   P. S. Накануне нынешнего юбилея Победы Н. И. Завражному сделали бесплатный ремонт в квартире, за что ветеран очень благодарен городу.



назад


Яндекс.Метрика