![]() | ||||
![]() |
свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
|||
![]() |
103 | ![]() |
![]() |
|
![]() |
Суббота, 28 мая 2005 года | |||
![]() |
Размышления на Радоницу
Рдоница… Окрашенный в тона светлой печали и надежды русский день, когда принято было на бесчисленных кладбищах и погостах Святой Руси возглашать усопшим сродникам и всем «от века преставльшимся православным христианам» радостную пасхальную весть: «Христос Воскресе»! Радоница — это Пасха усопших, это вера в то, что смерть как последнее разделение, разлука не всевластна, что Сам Воскресший Господь дает нам упование на всеобщее воскресение и встречу в преображенном мире — мире без смерти и зла. Самое главное — встречи с Ним и с теми, кого мы любим и помним здесь, на земле, и будем любить и помнить в Вечности. Ннешние оргии, настоящие языческие тризны, устраиваемые в этот день на кладбищах, — как далеки они от его подлинного смысла! Так же, как нелепая американизированная калька День поминовения далека от наших стародавних родительских. Что говорить: иные сейчас и главу города предпочитают именовать сити-менеджером, и родильный дом — бэби-хаусом. Все это — приметы настоящей духовной оккупации, которая — самое страшное — захватывает не только пространства, но и души. Это и приметы нашего трагического духовного упадка, утраты целостного народного самосознания — именно того, с чего начинается гибель народов и государств. Н все равно, несмотря на времена и нравы, люди спешат к родным могилам. Напомним, что именно «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам» Пушкин, наш солнечный гений, считал залогом «самостоянья» человека, то есть как раз его духовной целостности, целостности его сознания. И по-настоящему радостно, когда люди заходят в такие дни в храм Божий, ставят свечи, молятся об упокоении душ своих сродников и знаемых. И это тоже — один из залогов того, что, как ни пытаются отравить сознание народа, как ни тщатся вытравить из него исконные традиции и идеалы, народ наш все-таки жив. И когда слышишь колокольный звон над кладбищем, видишь, как останавливаются люди, слушая этот звон, и десятки рук поднимаются, чтобы сотворить иногда еще и не очень умело, но искренне крестное знамение, понимаешь: действительно, пока звонят наши колокола, душа народа жива. Рдоница, родительский день, день памяти, молитвы и благодарности. Как сказал один из современных православных богословов, «вера дается лишь благодарным сердцам». Так не потому ли мы порой говорим об оскуднении веры в людях, что в нас оскудело чувство благодарности — близким, нашим родителям, дедушкам и бабушкам, нашим прадедам, Богу? Откуда же взяться благодарности, когда все больше и больше усиливается трагический разрыв между поколениями — трагический еще и потому, что слишком умелые и поднаторевшие во зле руки ниточку за ниточкой рвут и рвут некогда прочные скрепы традиции, освящающей род, родителей, Родину, подменяя исконное почитание старших дерзкой, крикливой и самоуверенной свободой, суверенитетом на западный манер. Ивот уже дети в школах изучают права ребенка, рассуждают о том, как избавиться от «родительского произвола» и т. п. И наши учителя — тоже чьи-то родители — безропотно объясняют ученикам, каковы же их права как независимых личностей, где же должен быть положен предел родительской опеке и т. д. А те, кто готовил, составлял, внедрял эти программы, радостно потирают руки: это ничего, что у них, у русских, яйца курицу не учат, еще как учат, еще как! Тким образом, родители, вообще старшие становятся для молодых глубокой архаикой, «предками», «черепами», «совками». Формируется тип сознания, основанный на высокомерном презрении к старшему поколению и вообще к прошлому, когда якобы «не умели жить». Скромность, самоотверженность, целомудрие, подвижничество — словом, все те качества, которые искони формировали душу русского человека, объявляются пережитками; взамен этого как своего рода программа действий моделируются и навязчиво внедряются в сознание незатейливые на первый взгляд рекламные слоганы: «Возьми от жизни все!», «Ведь я этого достойна!», «Имидж — ничто, жажда — все!» и как апофеоз этой безудержной гордыни и безумия — «Вливайся!» Вливайся в ядовитые мутные потоки поистине сатанинской антидуховности, становись не помнящим родства Иваном, которому никакого дела нет ни до родных святынь, ни до родных устоев, ни до родных могил — ни до чего, кроме как собственного гипертрофированно-раздутого «Я» и удовлетворения его непомерных потребностей. Именно эти «индивиды» и должны, по мысли архитекторов так называемого нового мирового порядка, стать кирпичиками в строящемся царстве беззакония, которое, с точки зрения православных христиан, и есть царство антихриста. Нивно полагать, что эти процессы объективны, что они связаны с общим развитием человечества, и противостоять им невозможно и безрассудно. Если бы не наша пассивность, теплохладность, наше равнодушие — многое можно было бы изменить. Если бы все мы, родители, педагоги, более вдумчиво относились к окружающей нас действительности, если бы мы не отдавали так безропотно и свои души, и души своих детей в сети тех, для кого православие и Россия — враг № 1, если бы мы действительно боролись за наши души — многое бы изменилось. Весто того, чтобы ужасаться невиданному растлению молодых, нужно дать им альтернативу — самих себя, свой образ жизни, свое отношением к церкви и Родине. Уровень давления на нас огромен, но и мы не бессильны, потому что за нами — бесчисленный сонм наших предков, Святая Русь и — «с нами Бог!»
Юрий ПОПОВ.
|
назад |