Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 94 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Суббота, 14 мая 2005 года

Слово не воробей, и след оставляет весомый

   сельская страница «Околица» в «Миасском рабочем» за 29 апреля была посвящена деревне Новотагилка. В ней прозвучала обеспокоенность жителей тем, что по окончании срока полномочий существующих сельских Советов они прекращают свое существование. Глава Новоандреевского сельского Совета Петр Летягин считает, что это — начало развала села. Что вызвало столь резкое заявление? Это стало темой разговора, состоявшегося в кабинете исполняющей обязанности главы администрации Ирины Серко, к участию в котором были приглашены, кроме П. Летягина, депутат сельсовета, главврач сельской амбулатории Юрий Шкерин, руководитель управления здравоохранения Наталья Сорокина и журналисты «МР».

   Эмоции — отдельно, факты — отдельно

   Входе беседы выяснилось, что во время встречи с журналистом «МР», готовившим публикацию, как это нередко случается, эмоции собеседников временами брали верх над фактами. С какой-то стороны это понятно: село всегда традиционно жило труднее, чем город, и любые перемены там воспринимают болезненнее. С другой стороны, когда речь идет о серьезных вещах, вряд ли можно давать волю эмоциям.

   Тк, из высказываний официальных лиц Новоандреевки можно сделать вывод, что здравоохранение и образование в селах перестали финансировать, и целый год село жило за счет кандидатов в депутаты. Это, конечно же, не так. С нового года изменился порядок финансирования учреждений бюджетной сферы, и теперь деньги поступают в сельские школы и амбулатории без посредников, напрямую, согласно их заявкам. Так требует новый Бюджетный кодекс. Кроме того, ужесточается и контроль за использованием этих денег. Так что возможность маневра, о котором говорил П. Летягин, действительно утрачивается. Зато это устраняет роль человеческого фактора, неизбежного при такого рода маневрах. Работать по новым правилам учится вся страна, и это никак не связано с преобразованием нашего города в округ, с наличием или отсутствием сельских Советов.

   Вяд ли можно согласиться и с тем, что село год прожило за счет кандидатов в депутаты. как выяснилось, П. Летягин имел в виду, что ими была оказана помощь в грейдировании дорог в период предвыборной кампании. Ну, а куда мог деваться уголь, которым котельные бюджетных учреждений были обеспечены согласно поданной заявке, видимо, придется разбираться. Только и эта проблема вряд ли связана с наличием или отсутствием сельсоветов. Как и то, что главврачу приходится заниматься хозяйственными вопросами. Впрочем, это прямая обязанность любого руководителя, на то он и главный, а не просто врач. Чтобы получить лицензию, сельская амбулатория стала самостоятельным юридическим лицом — отсюда и возросшее количество организационных вопросов. Но без этого амбулатория не сможет выдавать больничные листы. Разве не стоит потратить время главному врачу, чтобы жители села потом получали больничные, не выезжая в город?

   А вот за справками в ЗАГС все же придется ездить. И не потому, что так решили городские власти. В стране идет процесс перераспределения полномочий между разными уровнями власти, и ведение актов записи гражданского состояния передано государству. Оно делегирует свои функции на места, но город уже не имеет права поручить выполнять такую работу селам, это не в его власти. Кстати, в том случае, если бы села стали самостоятельными муниципальными образованиями, им пришлось бы объединиться в район, и справки бы выдавали в районном центре, а не в каждом селе, то есть все равно пришлось бы за ними ездить.

   Позвучали из уст сельчан, принимавших участие в разговоре, и другие утверждения, требующие комментария. Так, не совсем понятно, на чем основаны опасения, что за электроэнергию им придется платить по городским тарифам, что не будет льгот по налогу на землю. Это не соответствует действительности. Все льготы, в том числе и 25-процентная доплата работникам бюджетной сферы, сохраняются.

   В лабиринте неточной информации

   Эих примеров достаточно, чтобы убедиться, что зачастую выводы и оценки делаются на основе неточной, не вполне достоверной информации. К сожалению, такое не всегда происходит случайно. В последнее время обычной практикой стало манипулирование мнением жителей, использование их многочисленных жизненных проблем для создания политических капиталов. Сделать это очень легко, так как достаточным объемом информации не владеют даже депутаты сельских Советов. Так, Ю. Шкерин, как выяснилось, не был знаком с положением о комитетах территориального общественного самоуправления (КТОСах), которое было принято прошлым созывом городского Совета. А между тем оно дает широкие полномочия по решению вопросов местного значения комитетам, членов которых жители могут выбрать из своего числа. Для решения этих вопросов

   КОСам могут выделяться бюджетные средства. Значит, стоит прямо сейчас всерьез браться за реальное дело, вместо того чтобы митинговать по поводу возвращения сельских Советов.

   Врочем, такой вариант тоже возможен, только для этого придется не вернуться к старому, а начать выстраивать жизнь сельских территорий заново. Они ведь никогда не были, вопреки зазвучавшим с недавнего времени утверждениям, самостоятельными муниципальными образованиями. По уставу 2000 года, принятому городским Советом под руководством Михаила Жмаева, села входили в состав муниципального образования «Город Миасс».

   И Устава муниципального образования «Город Миасс», принятого Миасским городским Советом депутатов 20 января 2000 года

   И ст. 1: «Муниципальное образование «Город Миасс»… представляет собой… совокупность поселений, совместно осуществляющих местное самоуправление».

   И ст. 8: «Город образуют поселения: город Миасс, рабочие поселки Ленинск и Тургояк, поселки Архангельское, Верхний Атлян, Верхний Иремель, Горный, Зеленая Роща, Золотой Пляж, Михеевка, Новотагилка, Косачево, Наилы, Нижний Атлян, Новый, Красный, Октябрьский, Осьмушка, Северные Печи, Селянкино, Тыелга, Урал-Дача, села Новоандреевка, Смородинка, Сыростан, Устиново, Черновское, поселки (железнодорожные станции) Сыростан, Тургояк, Хребет».

   Н у одного из этих поселений не было отдельного бюджета (финансирование осуществлялось по смете), имущества и прочих атрибутов самостоятельности. Чтобы все это появилось, надо инициировать и провести референдум, в котором будут принимать участие все жители города. Если по итогам референдума будет принято решение об отделении сел, они образуют район.

   Пи этом надо отчетливо понимать, что бюджет района будет формироваться за счет подоходного налога (а те, кто работает в городе, платят его там), налога на имущество физических лиц и налога на землю — это все. При существующей системе межбюджетных отношений наш город не обеспечивает даже половины своих потребностей. При отделении сел городу станет легче, селам — вряд ли. Один пример: годовой бюджет сел составляет около 30 миллионов рублей, компенсации убытков транспортным предприятиям по обслуживанию пригородных маршрутов — 22 миллиона. Все остальные вопросы — медицинского и коммунального обслуживания, образования, пожарной охраны и многие другие — придется решать на оставшиеся деньги. Села, естественно, получат «приданое». Устроит ли оно жителей, если по числу населения получится одна машина «Скорой помощи» на весь район?

   Нзваны лишь две проблемы, а их будут — десятки, если не сотни. Есть ли сегодня в селе достаточно грамотных специалистов, чтобы их решать?

   Эксперимент на себе?

   Ели хорошенько подумать и посчитать, то окажется, что создание района не только не снимет существующих проблем — ни дороги в Тыелге не расширятся, ни денег не прибавится, — но, наоборот, может серьезно усугубить их.

   Встране идут большие перемены в системе управления, как всегда, небезболезненно. Кто в этой ситуации подливает масла в огонь и толкает жителей села на опрометчивые действия? Как правило, те, кто сам в селе не живет, кого не коснутся последствия экспериментов. Об этом не надо забывать. Не следует также упускать из виду того, что было сделано для села за последние годы. Если говорить конкретно о Новоандреевском сельском Совете, там, по словам того же П. Летягина, удалось отрегулировать график движения рейсового автобуса, отремонтировать 635 метров водопровода и четыре колонки, привести в порядок 900 метров дороги на въезде в Новотагилку, сделать новую выгребную яму в школе, решить вопрос об оплате электричества (раньше приходилось ездить в Карабаш), капитально отремонтировать два колодца. Из бюджета города выделено 400 тысяч рублей на оформление документов на сельские кладбища (без оформления по закону нельзя финансировать их содержание), сформирован муниципальный заказ на обслуживание дорог.

   Поблемы решаются не так быстро, как хотелось бы, и никто не обещает селянам легкой жизни (если, конечно, не врет). Но когда речь идет о принятии серьезных решений, обязательно нужно взвесить, чего будет больше в результате — плюсов или минусов. И все же быть поосторожнее в высказываниях, когда разговор ведется на страницах прессы, а не на лавочке.

   


Пресс-служба администрации г. Миасса.



назад


Яндекс.Метрика