Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 89-90 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Среда, 11 мая 2005 года

Цена великой победы

   «Мы залили своей кровью, завалили врагов своими трупами…

   Псать об этом тяжело. Лучше, конечно, когда под барабанный бой провозглашается, что мы победили. Но как победили?»

   Вктор АСТАФЬЕВ, писатель-фронтовик.

   Сколько людей полегли на той страшной войне? Каждое «начальство» страны обнародовало цифры сообразно своим интересам — идеологическим, пропагандистским и просто личным: 6 миллионов — у Сталина, 20 — у Хрущева… А сегодня и «официальные» 27 миллионов погибших в 1941-1945 годах никого не удивляют, говорят, даже и эта цифра не окончательная. И всякий раз кромешные советские утраты использовались для сведения счетов с исторической правдой, будто не о людях речь, а об инвентаризации имущества: списано — забудьте…

   Вйна не окончена, пока не сказана вся правда о ней. Эта публикация — попытка хотя бы частично наполнить содержанием ее ненаписанные, белые страницы.

   Правда о потерях

   Нши бравые генералы еще в 1993 году в книге «Гриф секретности снят» опубликовали устраивающую их, но совершенно фантастическую цифру безвозвратных потерь Красной армии — 8668400 погибших на поле боя, умерших от ран, болезней, в плену, расстрелянных по приговорам трибуналов и скончавшихся по иным причинам. С тех пор, выпуская второе издание книги в 2001 году под названием «Россия и СССР в войнах XX века», руководитель авторского коллектива генерал Г. Ф. Кривошеев со товарищи «согласились» добавить к этой цифре еще 500 тысяч пропавших без вести из числа призванных в первые дни войны, но не успевших прибыть в свои части (откуда столь круглая цифра — неизвестно).

   Нмецкие же потери погибшими на Восточном фронте российские генералы определяют в 3605000 человек. Еще 442 тыс. умерли в плену. Вместе с потерями союзников Германии получается всего 4273 тысячи погибших на поле боя и 580 тысяч умерших в плену.

   Пи таком подсчете общее соотношение числа погибших воинов Красной армии и гитлеровцев (с союзниками) оказывается вполне сносным — всего лишь 1,8:1. Или же 1,9:1, если добавить к советским потерям 500 тысяч тех, кого авторы «Грифа секретности...» так и не решили, куда отнести — к потерям армии или мирного населения.

   Ощие же безвозвратные потери советского народа официально оцениваются в 26,6-27 млн. человек, из которых около 18 млн. приходятся на гражданское население.

   Плучается, что Красная армия воевала совсем неплохо, учитывая внезапность немецкого нападения, а также то, что значительная часть красноармейцев умерла в плену. И Сталин, мол, был не такой уж плохой полководец.

   Благостная для Красной армии картина соотношения военных потерь является следствием откровенной фальсификации. В тех случаях, когда появляется возможность проверить данные книги «Гриф секретности снят», они не выдерживают никакой критики. В значительной степени причина в том, что учет безвозвратных у потерь Красной армии был поставлен из рук вон плохо.

   Отается считать советские потери посредством оценок, ибо недоучет их в сохранившихся документах в несколько раз превышает действительную величину.

   Ивестный историк Дмитрий Волкогонов опубликовал в свое время помесячную раскладку потерь Красной армии за 1942 год. Ряд соображений привел к выводу, что число погибших с июня 41-го по май 45-го можно оценить в 22,4 млн. человек. По мнению профессора Российского государственного социального университета Бориса Соколова, из 6,2 млн. советских военнослужащих, побывавших в немецком плену, погибли около 4 млн. Таким образом, общие потери советских Вооруженных сил можно оценить в 26,4 млн. человек погибшими.

   Ощие потери вермахта погибшими на поле боя и умершими от иных причин, по данным, содержащимся в книге генерала Б. Мюллера-Гиллебранда «Сухопутная армия Германии» (в годы войны он как раз ведал учетом личного состава), насчитываются около 3,2 млн. человек. Еще около 800 тысяч умерли в плену. Из них около полумиллиона не пережили плена на Востоке, где в общей сложности оказались почти 3,15 млн. германских военнослужащих.

   Днные Мюллера-Гиллебранда основаны на централизованном учете германских потерь вплоть до ноября 1944 года и на оценке потерь за последние полгода, сделанной германским генштабом.

   Иогда встречаются и более высокие цифры германских потерь (4,5-5 млн. человек), основанные на более высоком исчислении в последние полгода войны. Некоторым историкам они не кажутся достоверными. В последние полгода немецкие потери погибшими не могли быть выше, чем за предшествовавший год, поскольку в последние месяцы численность немецкой армии на фронте значительно сократилась, и основные потери она несла не убитыми, а пленными.

   Чо же касается общих советских потерь, то они значительно превышают официальные 27 млн. Дело в том, что население СССР к началу войны составляло не 194 млн. человек, как полагают многие демографы, а, согласно исчислению, проведенному ЦСУ в июне 41-го, должно было превышать 200 млн. человек. Но тогда успели провести лишь предварительное исчисление, а повторное сделали лишь по Молдавии и Хабаровскому краю. Оно дало цифры на 4,6% больше первоначальных. С учетом этого население СССР в июне 41-го можно оценить в 209,3 млн. человек. А общую убыль населения вследствие войны от избыточной смертности (с учетом того, что к началу 46-го его численность оценивалась в 167 млн. человек, а также показателей рождаемости последних военных лет) — в 43,3 млн. человек. (Напомним, что общие потери Рейха оцениваются в 7 млн. погибших.) Таким образом, потери гражданского населения составили 16,9 млн. человек.

   


Подготовил Андрей КУЗНЕЦОВ(по материалам «Новой газеты»).



назад


Яндекс.Метрика