Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 85 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Суббота, 30 апреля 2005 года

В День Победы все стали другими…

   Великая Отечественная война затронула каждую советскую семью. С самых первых дней уходили на фронт как мужчины, так и женщины. Жители Миасса не остались в стороне.

   Всемье Жаровых, проживавшей в старой части города, воевали трое — отец Василий Гурьянович, дочь Екатерина и сын Алексей.

   М сидим в уютной квартире Екатерины Васильевны Дурневой (Жаровой) и говорим о прошлом. Эта невысокая, скромная, интеллигентная женщина с проницательными добрыми глазами немногословна. Она рассказывает о своей довоенной жизни.

   Рдилась в многодетной крестьянской семье. Мать занималась воспитанием шестерых детей и не работала. Отец-фотограф по заданию издательства «Пролетарская мысль» (в городе Златоусте) ездил по деревням. В 1935 году Екатерина Васильевна окончила дошкольное отделение педтехникума и после двух лет отработки воспитателем детсада в Сатке вернулась в Миасс. Осенью 1938 года поступила воспитателем в детский дом № 5. В 1939 году окончила курсы при Челябинском институте на факультете истории. Институт закончить не успела. Помешала война. Сохранилась Почетная грамота областного отдела народного образования, выданная в 1943 году воспитателю детдома № 5 Е. В. Дурневой за отличную работу по коммунистическому воспитанию, за сохранение жизни и здоровья детей в условиях Великой Отечественной войны.

   22 июня 1941 года врезалось в память Екатерины Васильевны навсегда. Когда фашисты напали на нашу страну, ее брат Алексей, 1921 года рождения, проходил службу в армии в Белоруссии, недалеко от Минска. Необстрелянных 18- и 19-летних бойцов воинской части, где он служил, отправили на фронт (Алексей воевал с первых дней и вернулся домой, когда закончилась война). Он был уже на фронте, когда ушел на войну глава семьи — Василий Гурьянович (на снимке).

   Оец был призван Миасским военкоматом 16 января 1942 года и попал в саперный взвод. В войну у сапера сугубо мужская работа — минировать и разминировать дороги, мосты, озера, речки, здания, проходы на минных полях. На передовую приходилось не только идти, но и ползти. По лесным чащобам, высокой траве и сплошным проволочным заграждениям очень трудно было пробираться и работать щупами и миноискателями. Саперы должны были определять, какие мины поставлены: противопехотные, противотанковые или мины-сюрпризы. А сколько земли саперной лопаткой нужно было перевернуть! Вот чем приходилось заниматься рядовому Жарову на фронте. Он не имел права на ошибку, потому что сапер ошибается только раз в жизни. Трижды Василий Гурьянович, рядовой саперного взвода, был ранен. Он не дожил до Дня Победы, но честно выполнил свой долг солдата.

   Предо мной дубликат похоронки, выданный 19 марта 1985 года его дочери, Екатерине Васильевне Дурневой: «Извещаю Вас о том, что Ваш отец Жаров Василий Гурьянович в бою за социалистическую Родину проявивший мужество и отвагу, верный Родине, умер от ран 24 ноября 1943 года». Место гибели отца, как и его могила, неизвестны.

   З четыре месяца до гибели отца, в том же 1943 году, Катя Жарова была призвана в ряды Красной Армии. Она не успела получить от него ни одного письма. Возможно, и он не узнал, что на другом фронте воюет его дочь. Екатерина Васильевна вспоминает, как в июле 1943 года ее и других девушек из Миасса отправили эшелоном в Челябинск. Никто не знал, куда их повезут дальше и в какие войска зачислят. У девушек были мирные профессии, военными специальностями они не владели. Привезли в город Энгельс, разместили в школе (спать в ней приходилось на полу). Выдали военную одежду: гимнастерку, юбку, шинель, пилотку, ремень. Все пришлось перешивать, но уже на следующий день девушки были в полном солдатском обмундировании. А к кирзовым сапогам на 2-3 размера больше пришлось привыкать.

   Псле обучения и принятия присяги девушек направили в разные воинские части. Катю Жарову — в батальон по обслуживанию самолетов, где она прослужила около месяца. Самолеты стояли в чистом поле, так как ангары разбомбили фашисты. Невзирая на погоду, в любое время дня и ночи солдаты стояли по 2 часа в карауле и по 2 часа отдыхали. Это повторялось несколько раз в течение суток. Никаких выходных в военное время не полагалось. Разве женское это дело — стоять ночью в карауле? В армии все для девушек было сложнее, чем для парней, но они старались приспособиться к любым условиям. «Едва ли найдется хоть одна военная специальность, с которой не справились бы наши отважные женщины так же хорошо, как их братья, мужья, отцы», — писал Маршал Советского Союза А. И. Еременко.

   Вкоре из батальона по обслуживанию самолетов Катю перевели в 743-й авиационный полк воинской части, находившейся на станции Рауховка в 200 км от Одессы. В должности оружейника рядовая Екатерина Жарова прослужила в этом полку до конца войны, отлично справляясь с возложенными на нее обязанностями. В 1944 году полк отправили ближе к фронту в румынский город Галац. Там жили в землянках, спали на нарах. Портянки и сапоги носили и зимой, и летом. Валенки не выдавались даже в морозы. В редкие свободные часы девчата писали письма домой и пели любимые песни.

   Кгда я спросила Екатерину Васильевну, трудно ли ей было на войне, она ответила: «Конечно, непросто. Надо было вытерпеть и выдюжить, добросовестно выполнять свои обязанности, чтобы приблизить День Победы». Екатерина Васильевна живет с убеждением, что на войне у нее была «негероическая» должность: ведь она не стреляла. Но только без таких тружениц войны, которые «воевали, не стреляя», не было бы победы!

   Н войне встретила мужа — с ним, адъютантом командира 3-й эскадрильи Михаилом Ивановичем Дурневым, служили в одном полку.

   Смым ярким воспоминанием военных лет стал для Екатерины Васильевны, как и для всех советских людей, День Победы. Она не узнавала своих однополчан — это были другие люди: все улыбались, смеялись, обнимались. В общем, были очень счастливы. Как долго они ждали этого дня!

   Виюле 1945 года пришел приказ о демобилизации, и всех девушек отправили по домам. Молодая семья Дурневых осталась в Румынии, так как муж продолжил службу в полку. Только после демобилизации мужа в 1953 году Екатерина Васильевна вместе с ним приехала в Миасс и вернулась к своей прежней профессии воспитателя в детском доме № 5. В 1955 году изменился статус учреждения: там начали обучаться глухие дошкольники. В дошкольном детском доме для глухих детей Екатерина Васильевна работала воспитателем, сурдопедагогом, а с 1967 года — директором, вплоть до ухода на пенсию. Она неоднократно награждалась Почетными грамотами за высокое педагогическое мастерство в учебно-воспитательной работе, за умелое руководство и сердечное отношение к детям.

   Длголетний, добросовестный труд педагога с большой буквы оценен по достоинству и родителями детей, которых она обучала, и коллегами, с которыми работала. Воспитатель Л. С. Леонидова сказала, что такому человеку надо поклониться до земли, и добавила: «Добрая, отзывчивая, умная, умела держать свое слово, находила к детям-инвалидам особый подход. Была примером для всех сотрудников. А как она трогательно относилась к своей матери! Ухаживала и заботилась о ней до последних дней».

   Мтери Екатерины Васильевны — Минадоре Семеновне Жаровой — на момент гибели мужа было 48 лет, поэтому как вдова погибшего пенсию она не получала (такое пособие назначали с 50 лет). По разного рода причинам ей начислили пенсию за погибшего мужа только через 37 лет, в 1980 году.

   Еатерина Васильевна не носит свои боевые награды, а хранит их дома. Из записи в орденской книжке: «Дурнева Екатерина Васильевна за храбрость, стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, и в ознаменование 10-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1985 года награждена орденом Отечественной войны II степени».

   Н носят давно награды,

   Збыли свои чины

   Пследние в мире солдаты

   Оечественной войны...

   Вканун Дня Победы мне хочется пожелать Екатерине Васильевне — человеку большого сердца, светлой женщине — семейного тепла и здоровья на долгие годы.

   


Л. ПАНФИЛОВА.



назад


Яндекс.Метрика