Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 77 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Вторник, 19 апреля 2005 года

Военное детство

   Когда мы были молодые…

   Кгда началась война, мне было 13 лет, и я тогда не думала, что на этом детство мое навсегда закончится. На фронт ушли все взрослые мужчины нашего села Пески Кокчетавской области, остались малолетки, женщины и старухи. Собрал нас, подростков, бригадир и сказал: «В нашей полеводческой бригаде будет военное положение. Надо косить сено, убирать хлеб, ухаживать за скотом. Каждый пуд хлеба — удар по врагу».

   Ипотекли день за днем в напряженной работе — фронт не может существовать без надежного тыла. Ну какая сила в руках юной девчонки! А приходилось махать косой целый день. Главной тягловой силой тогда были быки и коровы, лошадей отправляли в армию. Сколько слез пролили мы с подругами, сколько набили синяков и шишек, пока научились их запрягать! За плугом ходили босиком по стерне до самого снега. Из-за плохой кормежки и непосильного труда быки худели, падали на колени, поэтому мы по очереди приводили коров из дома — пахали на них, возили сено. Животные валились от усталости, а мы продолжали работать до изнеможения, от зари до зари. Особенно трудно стало зимой, когда нужно было возить зерно на элеватор в город. Одежды теплой ни у кого не было, старое пальтишко совсем не согревало, а приходилось идти рядом с возами семь суток в одну сторону. Быки шли медленно, на зерне не усидишь — оно совсем ледяное, приходилось греться ходьбой.

   Ве перетерпели — молодые были. Грела надежда, что все это скоро закончится. А война все продолжалась…

   Всильный буран вечерами мы пряли шерсть, вязали носки и варежки для солдат. За работой пели песни, мечтали о мирной и счастливой жизни. Учеба наша прервалась, не до того было. Я очень хотела после войны стать учительницей, но получать образование пришлось заочно.

   Сою судьбу я оцениваю так: была полезна стране, людям, своим детям и внукам. Война мобилизовала наши лучшие качества, поэтому мы выстояли. И что бы мы ни говорили о своей теперешней жизни, в нее с Победой вошли добро, мир и покой, радость и счастье.

   Е. Гавриленко, ветеран Великой Отечественной войны.

   Придавала силы песня

   Нчалась война. Мы, школьники, в то время не понимали до конца, что это значит, только видели угрюмые заплаканные лица наших матерей и старших сестер.

   Внаш Миасс эвакуировали промышленные предприятия, выпускающие продукцию для фронта, и работать на них стали все оставшиеся в городе.

   Ообенно трудно пришлось нам, подросткам. Мальчишки, наши одноклассники, работали по 14-16 часов, не доставали до станка — подставляли под ноги ящики, не хватало сил закрепить тяжелую болванку в тисках — поднимали вдвоем, не было сил дойти до дома после работы — спать оставались там же, рядом со своим станком.

   М, девчонки, работали на полях, выращивали хлеб для фронта. Чтобы рассортировать зерно, по два, по четыре человека до изнеможения крутили ручной станок. А потом шла погрузка: двое подростков закидывали третьему мешок на спину, и его приходилось нести по прогибающемуся деревянному настилу в железнодорожный вагон. Работали мы с 8 утра до 12 ночи с перерывом с 18 до 20 часов. За это время нужно было успеть сделать уроки, и, надо отметить, все учились хорошо: не успевать по школьным предметам было страшным позором, это расценивалось как помощь врагу. Когда совсем становилось невмоготу, кто-нибудь запевал песню, и все дружно подхватывали припев: «Пусть ярость благородная вскипает, как волна…» Это нам придавало силы, и с удвоенной энергией мы продолжали работать.

   Хеба нам выдавали по 250 граммов, но женщины на работе постоянно жарили для нас зерно, мы ходили с полными карманами этого лакомства — до сих пор помню, как было вкусно.

   Днег за работу мы не получали — все сдавали в фонд обороны, комсомольцы подписывались на 8-10 месячных зарплат. Все старались кто чем мог помочь Красной армии, на наши средства выпускались самолеты, танки и другое оружие для фронта. Помню, мы, подростки, впервые получили немного денег к 23 февраля перед самой победой и накупили друг другу подарков.

   Мньше месяца осталось для величайшего дня в нашей жизни — 60-летия великой Победы. Мы, труженики тыла, со слезами вспоминаем свой тяжелейший, но необходимый труд и поздравляем всех ветеранов, всех своих земляков с праздником, желаем доброго здоровья, благополучия и долгих лет жизни несмотря ни на что!

   М. Ступина, ветеран труда, труженик тыла.

   Ждать пришлось четыре года

   21 июня 1941 года я окончила школу. Был выпускной вечер. А после него мы пошли гулять: пели песни, прощались с учителями, радовались новой взрослой жизни. Вернулась я домой в 2 часа, заснула усталая и счастливая. 22 июня меня разбудил крик и плач в доме: война началась!

   Ясейчас вспоминаю каждый день: как зимой мы с дедом ходили в лес, корчевали пни на дрова и волокли по снегу на санках. С мамой летом собирали в лесу корешки и травы, она пекла нам хлеб наполовину с лебедой и крапивой, и то не хватало. Она делила за столом хлеб между нами, детьми, а сама говорила со слезами, что не хочет и поест потом. А это «потом» не наступало очень долго, ждать пришлось четыре года. Когда в сорок пятом объявили, что война закончилась, мама воскликнула: «Вот теперь я вволю хлебушка поем!»

   Шстьдесят лет прошло, мне уже восемьдесят. И, встречая День Победы, я не могу удержаться от слез.

   Хчу, чтобы мое письмо прочли молодые и узнали, что такое война. Пусть узнают о ней из воспоминаний и никогда не испытают на себе голод, холод и лишения.

   З. Коростелева.



назад


Яндекс.Метрика